Истинная цель коранических предписаний
– установление послушания
(В наши дни очень много спекуляций на тему целей и задач в религии. Большая часть из них вызвана к жизни непониманием того, что цель и задача – не одно и то же). Говоря о предписаниях Корана, нужно помнить о таком понятии, как «служение Аллаху». Коран гласит:
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу».
Способ служения разъяснен в Коране. Им является полное подчинение Аллаху и Его Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха:
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за другими покровителями (идолами, монахами и др.), к которым вы обращаетесь за помощью и которым вы повинуетесь. Вы отворачиваетесь от истинных поучений и проповедей, оставив религию Аллаха и следуя за другими, хотя назидательных примеров из прошлого много».
«Мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды, и они следуют прямым путем».
«Следуйте за наилучшим, что ниспослано вам от вашего Господа — Благородным Кораном, — до того как постигнет вас внезапно наказание, когда вы не знаете и не ожидаете его».
«Этот Коран — благословенная Книга, ниспосланная Нами, в ней Мы разъяснили блаженство, которое будет получено от Аллаха, и успехи в религии в ближайшей жизни, которые будут достигнуты. Так следуйте же ей и будьте богобоязненны, не отклоняйтесь от неё, чтобы Аллах пощадил вас и вы были помилованы!»
«…Так веруйте же в Аллаха и Его посланника, который не умеет ни читать, ни писать! Он верит в Аллаха и призывает вас к вере в Него. Он верит в Его ниспосланные Писания. Следуйте за ним во всём, что он делает и говорит, чтобы вы встали на прямой путь истины!…»
Коран разъяснил цель сотворения человека и предписал ему следовать велениям, чтобы увидеть, кто следует за Аллахом и Его Посланником, Мир ему и Милость Аллаха, а кто – нет:
«(Аллах,) который создал по Своей мудрости смерть и жизнь для определённой, угодной Ему цели, — испытать, кто из вас лучше по деяниям и искреннее по намерениям».
«…Сначала Мы сделали Киблу в Иерусалиме, которой ты, Мухаммад, держался. Это было сделано для того, чтобы узнать тех, кто послушен Аллаху и последует за пророком Мухаммадом, и тех, кто, из-за чрезмерной, фанатичной любви к своему арабскому роду и наследию Ибрахима, не покорен Аллаху и не захочет идти по праведному пути, указанному в Коране…»
Если вся задача человека состоит в послушании Аллаху и Его Посланнику, то он обязан подчиниться любому явному велению, полученному от Аллаха. Он не может выбирать только лишь понравившиеся ему веления, отказываясь от всех остальных:
«Не подобает верующему или верующей делать выбор в решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником. Тот, кто ослушается Аллаха и Его посланника, сбился с прямого пути и оказался в явном заблуждении».
Поэтому, если кто-то колеблется в принятии явного веления Аллаха по той причине, что не способен понять его целесообразность и выгоду, он в реальности следует не за своим разумом, а за страстями или дьяволом:
«Несмотря на это ясное и строгое предупреждение, некоторые люди из-за упорства или подражания ложно препираются об Аллахе и Его свойствах, приписывая Ему соучастников или отрицая Его могущество воскресить людей и наказать их за их деяния. В своих препирательствах и спорах эти люди не опираются на правильные знания или истинные доводы и доказательства. Они лишь следуют за шайтаном, восставшим против своего Господа и отдалившимся от Его руководства».
Такой человек потерпит крах не только на том свете, но и в этой жизни:
«Есть ещё и третий тип людей — это те, сердца которых вера не охватила полностью. Относительно веры они руководствуются своими интересами: если их постигнет добро и счастье, они радуются и успокаиваются, а если бедствие постигнет их самих, их богатство или их детей, то они опять возвращаются к неверию. Так они теряют в земной жизни спокойствие, исходящее от веры в предопределённое Аллахом (добро и зло) и в поддержку Аллаха. А в дальней жизни они потеряют рай благоденствия, который Аллах обещал стойким, терпеливым верующим. Это — двойная потеря и явный убыток!»
Поэтому, несмотря на многочисленные выгоды, которые кроются в каждом предписании Аллаха и Его Посланника, человек не обязан в полной мере знать и понимать их. Истинной целью человека, Божьего слуги, должно быть послушание Богу, стремление к Его довольству и подчинение Его велениям. Когда был ниспослан запрет ростовщичества, неверующие возразили:
«Они говорят: «Торговля подобна ростовщичеству»».
Можно привести много логических контрдоводов против данного заявления и разъяснить разницу между торговлей и ростовщичеством. Но вместо всего этого Коран дает один всеобъемлющий ответ:
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество».
Если Аллах разрешил одно и запретил другое, то обсуждение на этом закончено. Человеку должно быть достаточно слов Бога о том, что в отношении этих двух действий имеются два разных предписания.
Коран в десятках мест описывает события, произошедшие с Адамом, Мир ему, и Иблисом. В Коране говорится, что Иблис не послушался веления Аллаха поклониться Адаму, Мир ему, возразив Богу:
– Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины.
Казалось бы, что не так в этом аргументе с точки зрения логики? Но именно этот логический аргумент стал причиной унизительного изгнания из рая. А все из-за того, что следование своим собственным аргументам после получения ясного и явного веления от Аллаха – это фактически служение своим страстям, а не Аллаху.
Вестник ИИУ, №2 (110)