Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость. (Часть 34)

Мудрость исламских предписаний и ее

место в религии

Веления Аллаха не противоречат логике. Наоборот, они полностью соответствуют здравому смыслу, и опыт показывает, что они – самое лучшее средство для совершенствования и процветания человечества. Поэтому каждое веление Аллаха наполнено мудростью и пользой для людей. Но это не означает, что мы своим ограниченным разумом способны полностью постичь всю данную мудрость. Разве можно думать о том, чтобы по знаниям и мудрости сравниться с Создателем вселенной, который владеет полной информацией о каждой частичке на небесах и земле, знает все прошлые и будущие события? Поэтому вполне возможно, что мы не поймем в полной мере всю мудрость каждого предписания Корана и хадисов. Но это не означает, что мы можем отвергать их.

Если бы люди были способны сами понять, что для них полезно, а что вредно, не было бы надобности в Божьих Посланниках и Священных Писаниях. Они были направлены к человечеству лишь для того, чтобы мы осознали те моменты, которые невозможно познать одним лишь разумом. Поэтому, если человек верит в Аллаха, Его всемогущество и безграничную мудрость, пророков и ниспосланные Богом Священные Писания, он не может не признать, что понимание мудрости предписаний не является обязательным. Странно будет отрицать те веления Бога, которые человек просто не может полностью понять.

Поясним это на примере. Во всем мире законодатели при принятии законов руководствуются определенными причинами. Но это не означает, что каждый гражданин обязан знать все, что привело к принятию того или иного закона. Большинство людей даже не знают, в чем состоят преимущества ограничений, установленных той или иной законодательной нормой. Можно ли считать бесполезным закон, над которым долго и тщательно работали лучшие умы государства, только из-за того, что группа безграмотных людей не в состоянии понять его преимущества? Если тот или иной невежа откажется ему подчиняться по той причине, что не может понять пользу от этого закона, его просто отправят в тюрьму.

Кроме того, если еще как-то можно сопоставить знания безграмотных людей и опытных специалистов по юриспруденции, то, когда дело касается безграничной мудрости Творца вселенной с одной стороны и знаний обычного человека с другой, даже сравнение здесь совершенно невозможно. Как можно человеку отрицать явное веление Аллаха, искажать его или давать собственную интерпретацию только по той причине, что он не может понять его преимущества?

Предписания исполняются согласно

сформулированным в них условиям, а не когда это кажется выгодным

Во все времена люди сходились во мнении на том, что религиозные предписания исполняются, когда соблюдается условия, их определяющие, а не когда это выгодно. В нынешнее время многие люди не понимают, в чем заключается разница. Поэтому вкратце разъясним данный момент.

Под условиями подразумеваются те обстоятельства, при которых данный закон применяется, то есть, как только они появляются, люди должны следовать данному закону. А выгоды – это преимущества закона, которые привели к его принятию. Например, Коран объявил о запрете спиртных напитков. Условием запрета является наличие у напитка опьяняющих свойств. Соответственно, любой напиток, который удовлетворяет данному условию, то есть может привести к опьянению, запрещен.

У данного запрета имеется немало выгод. В частности, пьяные люди совершают неприличные и недостойные поступки, и запрет предотвращает подобное поведение. В приведенном примере условием запрета является способность напитка опьянять человека, а выгодой – предотвращение преступлений, совершаемых в пьяном виде.

Исполнение предписания зависит от его условия: все, что способно вызвать опьянение, запрещено к употреблению. Вступление в силу предписания не зависит от его выгод: если кто-то скажет, что он может пить спиртные напитки, поскольку не напивается до потери рассудка и совершения преступлений, такое рассуждение в расчет не принимается. Или, если кто-то заявит, что современные методы приготовления спиртных напитков снижают их вредные последствия и позволяют продолжать привычную жизнедеятельность после их приема, понятно, что и такие рассуждения не приводят к дозволенности опьяняющих напитков.

Приведем еще один пример из Корана и хадисов: во время поездки путникам велено исполнять сокращенный намаз для облегчения трудностей пути.

Здесь совершение укороченного намаза является предписанием; поездка – его условием; облегчение пути – выгодой. Предписание исполняется человеком при наличии условия, то есть поездки. А выгода на исполнение предписания не влияет: поэтому, если кто-то, ссылаясь на легкость и простоту в нынешнее время поездок с помощью самолетов и поездов, заявит, что веление о сокращенных намазах более не действует, это будет ошибкой.

Мы – рабы Аллаха, и мы следуем Его велению в тех условиях, которые Им указаны, а не когда мы посчитаем это выгодным. Мы не имеем право «играть» с Его предписаниями, руководствуясь той выгодой, которую видим. Подобное мы видим не только в исламском праве, но и во всех законодательствах мира. Например, в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий государство устанавливает правила дорожного движения. Если у светофора горит красный свет, все машины должны остановиться. Здесь остановка у перекрестка является предписанием; красный свет – условием; предотвращение ДТП – выгодой. Предписание исполняется в зависимости от наличия условия (красного света), а не выгоды. Если водитель посчитает, что на данный момент можно безопасно проехать на красный свет, он станет нарушителем, и у него отнимут права. Поэтому, даже если вокруг никого нет, водитель все равно останавливается на красный свет.

Таким образом, исполнение законов зависит от наличия условий, а не выгод. Если это верно для обычных законов данного мира, то веления Аллаха заслуживают намного большего уважения в этом отношении. Одной из причин является наша неспособность понять все выгоды от велений Аллаха, всю их мудрость. Поэтому, если б мы руководствовались исключительно выгодами при их исполнении, могло оказаться так, что, учтя лишь одну выгоду, мы не распознали бы многие другие преимущества. Второй причиной служит то, что выгоды могут меняться в зависимости от обстоятельств, и если б мы учитывали их при следовании законов, принятие решений стало бы крайне запутанным и сложным. Если бы при исполнении предписаний человек учитывал исключительно выгоды, законы бы просто потеряли свою силу, ведь каждый может выдумать тысячи оправданий, чтобы не повиноваться тому или иному предписанию из-за неочевидности выгод. Допустим, если разрешить каждому водителю принимать самому решение о пересечении перекрестка в зависимости от того, видит он угрозу ДТП или нет, независимо от светофора и правил дорожного движения, это привело бы к полному хаосу и постоянным столкновениям машин и пешеходов.

То же самое верно и в отношении употребления спиртного: если дать людям самим принимать решение об употреблении спиртных напитков в зависимости лишь от видимых ими выгод и преимуществ, то очень многие будут говорить, что они выпивают не так много, чтобы причинить другим вред. В результате запрет превратится в игрушку в руках людей. В отличие от выгод, условия всех предписаний четко обозначены, и каждый может их видеть. Поэтому исполнение законов легко проверяется. Лишь когда законы исполняются в рамках их условий, в мире может быть установлен общественный порядок и законопослушность. Многие исламские теологи издавали подробные книги о мудрости и выгодах исламских предписаний. Но никто при этом не утверждал, будто знает все выгоды всех исламских предписаний, или будто исполнять законы нужно, лишь когда человек видит в них выгоду. Например, Шах Валиулла Дехлеви, да помилует его Аллах, написал книгу «Основательный довод Аллаха» специально для разъяснения выгод и мудрости религиозных норм и категорически отвергал позицию тех людей, которые отрицают наличие выгод от религиозных предписаний.

Но при этом он отмечал:

Бесспорной ошибкой будут колебания в исполнении явных религиозных велений по причине того, что нам неизвестна польза и выгода от них. Интеллектуальный уровень многих людей просто не позволяет им понять многие из этих выгод, и мы больше доверяем благородному Пророку Мир ему и Милость Аллаха, чем своему разуму. Поэтому всегда старались уберечь данную науку (изучающую выгоды религиозных норм) от некомпетентных людей.

Вестник ИИУ, №1 (109)

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.