Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость. (Часть 33)

Четвертая причина: непонимание тематики Корана Следующей причиной ошибок в толковании является неверное понимание тематики Корана. Некоторые люди пытаются найти в тексте то, чего там нет: например, пытаются доказать все научные и физические законы через Коран. Они полагают, будто Коран окажется дефектным, если нельзя будет посредством него вывести научные постулаты. В результате они искренне стараются найти в Коране доводы научным фактам и ради этого не останавливаются даже перед тем, чтобы придать словам Корана неверные значения. Нужно понимать, что наука не является истинной темой Корана. Когда в Коране говорится о сущности вселенной, все это рассматривается в качестве второстепенной темы. Поэтому, если мы видим, что в Коране говорится об определенном научном факте, мы должны верить в него. Но пытаться вывести каждый научный постулат из Корана – это все равно, что искать подробности юридических законов в книгах по медицине. Коран совершенно недвусмысленно дает понять о своей цели, и об этом говорится во многих аятах. Например:

«О, обладатели Писания! К вам пришёл Наш посланник Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует, — призывая к Аллаху, к Его Истине, разъясняя вам многое из того, что вы скрываете из Торы и Евангелия, и оставляя без внимания многое из того, что вы скрыли, ставшего ненужным. От Аллаха к вам пришёл шариат — Свет, разъясняемый в ясном Писании — Коране,

            которым Аллах ведёт тех, кто следует Его благоволению, к пути спасения из мрака неверия и заблуждения; и выводит их Своей волей к Свету веры, и ведёт их праведным путём истины».

«О, обладатели Писания! К вам пришёл Наш посланник, который разъясняет вам Истину Аллаха после долгого перерыва, чтобы вы не оправдывали вашего неверия тем, что Аллах не посылал вам ни благовестника, ни увещевателя. Вот пришёл к вам благовестник и увещеватель. Аллах властен над всем — Он ниспосылает Писания и воздаст вам за ваши дела!»

«Мы низвели тебе (о, Мухаммад!) полное Писание — Коран — для подтверждения истинности предыдущих Писаний, Торы и Евангелия и для охранения их (от искажений), т. к. Коран, в отличие от предыдущих Писаний, сохранён от всех искажений. Суди же между обладателями Писания, если к тебе (о, Мухаммад!) придут за тем, чтобы ты рассудил их по тому, что ниспослал тебе Аллах, и не следуй в своём суждении их страстям и желаниям, чтобы не отклониться в сторону от истины, ниспосланной Нами тебе. Для каждого народа из вас, о, люди, Мы начертали путь к истине и дали ясное направление в религии, по которому нужно идти. Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас одной общиной, для которой не было бы различий в руководстве на пути веры в разные периоды. Но Он сделал так, чтобы испытать вас на верность тому, что Он ниспослал вам в шариате, соблюдение которого показывает, кто повинуется Аллаху и кто не повинуется. Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого. Ведь к Аллаху Единому — возвращение вас всех, и тогда Он сообщит то, в чём вы разногласили, и воздаст каждому из вас по его деяниям».

« И Мы так ясно разъясняем Наши различные знамения, чтобы выявить прямой путь к истине, по которому идут верующие, чтобы стал ясным неправильный путь грешников».

«Тебе ниспослано Писание – пусть не сжимает оно твою грудь – дабы ты увещевал им (неверующих), и оно – совет для верующих

«Неужели вы обвиняете меня в заблуждении и отклонении от истины и удивляетесь, что Аллах избрал посланником одного из вас, чтобы он напоминал вам о Его наказании, если вы не уверуете, и призывал вас к прямому пути, который освещал бы ваши сердца, чтобы вы избегали гнева Аллаха Всевышнего и чтобы Он был милосерден к вам в этой и будущей жизни? Вам не следует удивляться этому и опровергать истину, несмотря на наличие знамений, утверждающих Послание Аллаха».

«Эти великие айаты — айаты мудрого и истинного Корана.

Эти айаты являются совершенным руководством и великой милостью для творящих добро.

Это — те, которые выстаивают обрядовую молитву, раздают закят (очистительную подать) тому, кто её заслуживает, и искренне веруют в будущую жизнь».

«Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров. Или же они скажут: «Он измыслил его»? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерег людей, к которым до тебя не приходил предупредитель, – быть может, они последуют прямым путем».

«Эта религия была ниспослана Могучим, Непобедимым, у которого власть над всем сущим, которому никто не может запрещать делать то, что Он желает. Он милосерден к Своим рабам, ибо Он послал им того, кто может руководить ими на пути к спасению,

дабы ты увещевал народ, к отцам которого не был послан увещеватель, и этот народ пренебрегает своим долгом перед Аллахом, перед самим собою и другими людьми».

«Мы ниспослали тебе (о, Мухаммад!) Коран как Истину. Поклоняйся Аллаху Единому, будучи искренним в своей вере в Него!»

«Итак, Мы внушили тебе через Откровение ясный, истинный Коран на арабском языке, чтобы ты увещевал жителей Мекки и арабов, которые живут в её окрестностях, и увещевал людей о наказании в День, когда Аллах соберёт людей для расплаты. Этот День непременно настанет, и нет сомнения в нём. В тот День люди разделятся на две части: одна войдёт в рай, а другая будет ввергнута в ад».

Потом Мы наставили тебя (Пророк) на путь из (Нашего) повеления. Руководствуйся им и не потакай капризам тех, кто не обладает знанием. Они нисколько не спасут тебя от Аллаха. Воистину, преступники являются помощниками и друзьями друг другу, а Аллах является Другом богобоязненных. Это – озарение для людей, руководство и милость для людей убежденных.

«Аллах ниспослал самое прекрасное Слово — Писание, в котором сходство в повторяемых по смыслу и по использованию слов частях. Этим достигается выразительность, точность и неподражаемость Корана. В этом Писании повторяются и притчи, и назидания, и наставления, и законы, и они повторяются при чтении. При слушании увещеваний (о наказании), содержащихся в нём, мороз проходит по коже у того, кто боится своего Господа, затем при упоминании Аллаха, Его милосердия и прославлении Его дрожь проходит, и сердце смягчается. Это Писание, отличающееся этими свойствами, — Свет Аллаха, которым Он ведёт по прямому пути и направляет к истинной вере того, кого Он пожелает. А тот, кто собьётся с прямого пути по воле Аллаха — ибо Аллах знает, что он отстранится от истины, — для него нет ни руководителя, ни спасителя от заблуждения».

Это лишь несколько примеров. Если поразмыслить над ними, становится ясно, что истинная цель Корана – призвать человека готовиться к вечной жизни и обучить его тому, как провести эту жизнь угодным Аллаху образом. Все, что рассказывается об исторических событиях и фактах в отношении вселенной, приводится для поддержки и подтверждения указанной основной темы. Поэтому если мы не находим в Коране упоминания о том или ином научном факте, это не должно удивлять – ничего странного и плохого в этом нет, ведь это не относится к основной теме Корана. И если мы не обнаруживаем упоминания о каком-то прошлом или будущем событии, то и это не должно вызывать возражений, ведь Коран – не историческая книга. Но при этом Коран то тут, то там дает описание различных случаев в качестве урока и предупреждения.

Если все это должным образом понять, то очевидной станет неуместность упреков об отсутствии в Коране упоминаний о науках, которые привели к материальному прогрессу западных стран. Это также показывает нам ошибочность противоположного подхода, когда люди, пытаясь «защитить Коран», стараются доказать научные теории и законы посредством Книги Аллаха: это все равно, что искать способ изготовления атомной бомбы в книгах по юриспруденции. Нужно четко понять, что Коран – это не учебник по ядерной физике. К современным научным законам человек способен прийти с помощью разума, экспериментов и наблюдений, поэтому Аллах не отражает эту тему в Откровении, оставляя ее изучать самим людям. Темой Корана является лишь то, что невозможно постичь только разумом и логикой. Такие вопросы передаются через Божье Откровение. Поэтому человек своим разумом, экспериментами и наблюдениями может прийти к существенному прогрессу в области науки и технологий. Но без Божьего Откровения он не может достичь высот веры, чистоты сердца и души, благих нравственных черт и поступков, преданности Богу и готовности к вечной жизни. Поэтому именно это является темой Корана. Каким бы умным ни был человек, он способен прийти к этому лишь при искреннем стремлении к руководству Корана. Мы не говорим, что выведение научных фактов из Корана является ошибкой. Мы также допускаем, что в Коране имеется указание на них в качестве фона для основной темы. Поэтому, если мы обнаруживаем в Коране явный научный факт, ничего плохого в том, чтобы говорить о нем, нет. Но при этом следует остерегаться следующих ошибок:

  1. Любой научный факт, о котором говорится в Коране, сообщается в качестве фоновой темы. Истинной же целью является размышление о верховной власти Аллаха и усиление веры. Поэтому совершенно неверно рассматривать Коран в качестве источника научной информации.
  2. Если о том или ином научном принципе не сообщается в Коране, нельзя искажать слова Книги Аллаха ради «нахождения» в ней нужной научной информации. Ошибочность такого подхода можно увидеть на приводимом ниже примере.

Когда ученые придерживались геоцентрической модели мира, то есть утверждали, что Земля является неподвижной, а планеты вращаются вокруг нее, нашлись люди, которые попытались доказать эту теорию через следующий аят:

«Спроси их (о, Пророк!), кто сделал землю твёрдой для (того, чтобы она стала как) установленное жилище и проживания на ней…»

Данные люди утверждали, что словосочетание «установленное жилище» указывает на неподвижность Земли, хотя Коран лишь говорил о данном человеку благе спокойно жить на этой земле, не имея проблем в опоре. Понятно, что такое благо не имеет никакого отношения к тому, движется Земля или нет. Поэтому попытка вывести на основе данного аята заключение о неподвижности Земли неуместна и приводит к введению нового значения слов. Прошло время, и ученые выдвинули теорию о вращении Земли. И снова нашлись люди, которые попытались найти упоминание об этом в Коране. В связи с этим они цитировали следующий аят:

«Ты (о, Мухаммад!) увидишь горы, которые ты считал твёрдыми и неподвижными, — вот они движутся так быстро, словно облака…

Они посчитали, что слово تمر подразумевает Землю, хотя под ним подразумеваются горы. На основе данного предположения они утверждали, что аят указывает на движение Земли, поскольку, раз движутся горы, то не стоит на месте и Земля. Однако контекст аята ясно дает понять, что здесь имеются в виду события, который произойдут в Последний день, то есть в этот день неподвижные на вид горы начнут плыть словно облака. Ни в одной части Корана нет упоминания о вращении Земли, поскольку не это является его темой. На основе Коране мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть движение нашей планеты. Поэтому, какая бы точка зрения ни была принята на основе научных аргументов, она никоим образом не угрожает вере и религии.

Мы часто видим искренние попытки показать, что Коран говорит о научных фактах. Это обычно делается для убеждения немусульман в том, что Коран заранее предсказал совершенные ими открытия. Но такие попытки осуществляются посредством нарушения принципов толкования, и такой подход – медвежья услуга Корану. Когда эти люди пытались показать, что Коран говорит о неподвижности Земли, они считали, что помогают религии. Что было бы, если бы их слова о Коране стали восприниматься людьми во всем мире, когда наука изменила свои взгляды и стала говорить о вращении Земли? Поэтому Корану можно приписывать лишь те научные принципы, о которых в нем есть явное упоминание. Если такого явного упоминания нет, нельзя приписывать подобные принципы Корану. Нельзя было так делать в прошлом, нельзя поступать так и сейчас.

 

Вестник ИИУ, №12 (109)

 

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

 

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.