Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость. (Часть 36)

Новые времена и религиозные нормы

Здесь важно отметить наличие еще одного ошибочного представления. Сейчас практически каждый модернист говорит, что законы должны изменяться со временем, чтобы соответствовать новым появляющимся обстоятельствам.
Нужно сказать, что модернисты вообще любят крайности: если они видят что-то в некотором смысле плохое, они считают это явление абсолютно отвратительным; если же видят что-то в определенном смысле хорошее, они возводят его на недосягаемый пьедестал, который становится модным. Так произошло с понятиями «статичность» и «динамичность.

Среди современных философов модным стало порицать первое и возвышать второе. В результате все модернисты готовы заклеймить позором все статичное и восхвалить все то, что изменяется со временем. Поэтому на Западе никакая моральная и религиозная идеология не оставалась статичной: все было пропущено через жернова «динамичности», все религиозные убеждения и моральные принципы претерпели изменения.

На самом деле для человека вредны обе крайности: вечный застой во всем не принесет пользы, но и постоянные изменения во всех сферах тоже ведут к гибели. Чтобы хорошо жить в этом мире, человек должен изменять свой практический подход, но при этом у него также должны быть определенные неизменные принципы. Они должны быть столь незыблемыми, что никто и ничто не в состоянии их переменить. В ином случае под видом изменений над человеком верх возьмут низменные страсти, которые приведут его к худшим поступкам, насилию и моральному опустошению, и он лишится нравственного облика человека, превратившись в зверя. Если разрешить изменяться всему и вся, перемены коснулись бы каждого принципа, закона и моральной системы. А это может привести только к разрушению морали, деградации человека, тревоге и депрессии. И мы видим, что именно эти факторы овладевают западным миром.

Поняв важность наличия неизменных принципов, осталось только определиться, какие из правил могут и должны меняться, а какие должны оставаться незыблемыми. Если ответ на этот вопрос доверить лишь логике и разуму, то мы уже подробно говорили, что интеллект просто не способен дать ответ. Даже если, несмотря на это, сделать такую попытку, то все равно не удастся выдвинуть принципы, под которыми бы подписались все люди, ведь разум у каждого разный: кто-то посчитает, что определенный принцип должен быть незыблемым, другие решат, что он, наоборот, должен изменяться. Поэтому решением проблемы является получение наставления от Того, кто создал человечество и в совершенстве знает их души. Получить такое наставление можно из Его Откровения и сообщений Его Пророка, Мир ему и Милость Аллаха.

Обратившись к Корану и хадисам, мы видим, что некоторые предписания описаны досконально, а в отношении других даны лишь общие принципы без второстепенных деталей. Учения, переданные Кораном и пророком Мухаммадом, Мир ему и Милость Аллаха, не ограничены местом и временем: они никогда не изменятся и применимы везде и всегда. Эти неизменные предписания описаны четко и ясно, причем иной раз они включают не только общие принципы, но и дополнительные подробности. В отношении же тех моментов, которые изменяются со временем, Коран и хадисы дают лишь общие принципы без второстепенных деталей. На основе данных универсальных принципов знающие люди могут определить и установить детали, применимые к их эпохе.

Поэтому предписания, которые явно выражены в Коране и хадисах, и в отношении которых имеется консенсус мусульманского общества, являются абсолютно неизменными. Они обязательны в любую эпоху, в любое время. Если б они не были таковыми, они бы не были явно внушены Кораном и хадисами.

Но есть также вопросы, о которых нет явного упоминания в Коране и хадисах, и в отношении которых нет консенсуса мусульманской общины. В таких случаях имеется возможность иджтихада (высказывания мнения знающими людьми) о том, как должен решаться вопрос подобного рода в соответствии с принципами Корана и хадисов. Смена эпох может повлиять на такие решения. Именно о таких решениях специалисты исламского права говорили:

«Предписания изменяются со сменой эпох».

Но те принципы, которые ясно и четко обозначены в Коране и хадисах, не подлежат изменению и дополнению, поскольку в ином случае просто не было бы смысла в посланниках Аллаха и Священных писаниях. Тогда бы хватило лишь одного предписания: «Составляйте законы сами сообразно времени».

Поэтому те, кто оправдывает новыми временами искажения, вносимые ими в ясные и явные значения Корана и хадисов, на самом деле не понимают цели прихода в этот мир пророков и ниспослания Священных писаний.

Значение понятия «смена эпох»

Теперь важно рассмотреть, что понимается под сменой эпох, о которой мы говорили в прошлом разделе. Смена эпох – это приход такого времени, при котором меняется условие предписания.

Приведем пример.

В прежние времена специалисты исламского права постановляли, что, если человек возьмет в аренду лошадь и не договорится с владельцем о расстоянии, которое он на ней проедет, и какой тариф заплатит, их сделка будет ничтожной и недозволенной. Но в нынешние времена, с изобретением таксометров, это предписание более не является действительным. Теперь, до того как сесть в такси, человек ни о чем не договаривается с водителем, и никто из них не знает, во сколько обойдется вся поездка. Тем не менее, сделка дозволена. Причина состоит в том, что условие, установленное специалистами прошлых времен, заключалось в высокой вероятности разногласий между сторонами, если они заранее не договорились о расстоянии и тарифе. Но наступило новое время, и стороны соглашаются с показаниями таксометра, поэтому возможности для разногласий нет, и прежнее условие, приводившее к недозволенности сделки, уже неуместно. Таким образом, изменилось время (эпоха) – изменилось предписание.

Но если смена эпохи не влияет на условие предписания, то никаких изменений в таком предписании делать нельзя. Нет такого принципа в исламе, что при распространении порока нужно считать его дозволенным и рекомендованным, или что при отвержении людьми хороших поступков нужно отказываться от таких деяний. Такой ущербный подход, в конечном счете, ведет к рабству перед своими страстями. Именно против этого был ниспослан Коран, и для освобождения от такого рабства был послан Пророк, Мир ему и Милость Аллаха.

Вестник ИИУ, №3 (111)

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.