Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость. (Часть 31)

Вторая причина: трактовка Корана в угоду своему мнению

Вторая причина неверного толкования Корана проявляется, когда человек сначала утвердится в неких мыслях и идеях, а затем приступит к интерпретации Корана сообразно

установившимся у него воззрениям.

Нерелигиозные люди, а также те, кто впечатлен философией своего времени, издавна брали на вооружение этот ошибочный способ толкования Корана и пытались «подогнать» слова Книги Аллаха под собственные воззрения. Такое поведение не отвечает никаким стандартам справедливости и верности. Это самое худшее, что можно сделать по отношению к Корану. В самой Книге Аллаха Коран назван книгой руководства. Под руководством понимается указание заблудившемуся человеку верной дороги. Поэтому для получения руководства от Корана необходимо быть полностью открытым для него, как человек, который совершенно сбился с пути и спрашивает дорогу. И нужно верить, что путь, указанный Кораном, ведет к совершенствованию и процветанию, даже если ограниченный ум того или иного человека не способен найти обоснование для таких заключений. Человек может сказать себе: если бы он сам на все был способен, он бы не обратился к Корану. Когда человек поворачивается к Корану с полной верой и должным образом к нему относится, он обязательно добудет руководство Корана и достигнет своей цели.

Если же кто-то вобьет себе в голову необоснованные идеи и уже через их призму будет читать Коран, это не будет чтением Книги Аллаха в целях получения руководства, а будет лишь попыткой нахождения доводов в пользу своих идей. Понятно, что если человек ставит свой ум выше Корана и пытается себе представить Книгу Аллаха в качестве отражения имеющихся у него воззрений, то Коран не обязан вести его к верному пути. Руководства Книги Аллаха такой человек не получит и лишь окажется узником лабиринта непокорности. О таких людях в Коране говорится:

«Посредством нее Аллах многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь».

Поэтому для получения руководства от Корана нужно обратиться к нему в качестве человека, ищущего истину и предварительно очистившего свой разум от предубеждений и

предрассудков. Для трактовки Корана сначала нужно получить знания, необходимые для его понимания. А затем человек, как истинный верующий, должен верить в то, что он узнает из толкования Корана. Если человек не может получить соответствующие знания или не может положиться на свой разум, ему следует обратиться к трактовкам Корана тех людей, что посвятили всю свою жизнь его изучению, и в чьей проницательности, набожности и характере он не сомневается.

Третья причина: следование распространенным философским идеям

Третий в корне неверный подход к толкованию Корана заключается в том, что человек обращается к Книге Аллаха, предварительно утвердившись в определенных современных философских идеях, установив их в качестве своего стандарта добра и зла и приготовившись посредством них трактовать Коран. Этот ошибочный путь является частью второй причины, но хотелось бы рассмотреть его отдельно из-за актуальности вопроса, обусловленного влиянием Запада на мусульман.

Из исламской истории мы знаем, что всегда были люди, которые увлекались распространенными в их время философскими идеями еще до изучения ими теологических дисциплин, связанных с Кораном и Сунной. Эти идеи захватывали их настолько, что без них они уже не обходились. Обращаясь к Корану, они видели, что аяты явно противоречат их «безупречным» философским идеям, но вместо того, чтобы отказаться от них, они предпочитали изобретать новую трактовку слов Корана, чтобы «подогнать» его под свои воззрения.

Так произошло с некоторыми мусульманами при ознакомлении с греческой философией. Не изучив теологические дисциплины, связанные с Кораном и Сунной, они принялись за чтение древнегреческих трактатов. Некоторые из мусульман настолько поразили прочтенные идеи, что они начали искажать коранические идеи, стремясь «подогнать» их к древнегреческому «стандарту». Часть таких людей искренне верили, что древнегреческая философия непротиворечива, и что явные и признанные интерпретации слов Корана не способны противостоять философским доводам, поэтому они хотели дать такое толкование Корану, которое бы оказалось в ладу с греческими идеями. Но такая услуга Корану была явно медвежьей и вместо реальной пользы внесла только смуту.

Появились новые секты – такие, как мутазилиты и джахмиты. Понятно, что теологи не могли смириться с искажением исламской идеологии. В результате, отвлекаясь от служения религии, они были вынуждены указывать на изъяны, имеющиеся в греческой философии, подробно аргументируя свою позицию. Ежедневно проходили дебаты, дискуссии, писались опровержения – чуть ли не тонны книг стали выпускаться в поддержку той или иной позиции.

Истинные теологи считают Коран не продуктом человеческого труда, а Словом Творца этого мира и вселенной, который знает абсолютно обо всем, что здесь происходит. Никто лучше Него не знает о том, как изменяется этот мир. Поэтому учения Корана и раскрываемые им факты универсальны, вечны и неизменны.

Если говорить о тех предписаниях и нормах, которые изменяются со временем, Коран и в их отношении установил такие принципы, которые можно применять к ним во все времена. И, исходя из этого, всегда, в любой обстановке можно получить должное руководство от Корана. Но то, что явно описано в Коране и явно интерпретировано Пророком, Мир ему и Милость Аллаха, не подвержено влиянию времени.

История науки и философии показывает, что теории, большинство из которых не основаны на точном наблюдении, меняются со временем. При этом они настолько захватывают умы людей, что те категорично отвергают все, что противоречит этим идеям. Но проходит время, и новые открытия отвергают прежнюю теорию, которая теперь выглядит примитивной и устаревшей. Такая смена воззрений наблюдалась тысячелетиями и еще будет наблюдаться. В отличие от рукотворных теорий, истина, на которую явно указывает Коран, представлена Тем, кто знает абсолютно все в отношении нашего мира и вселенной. Поэтому временные научные и философские теории не могут состязаться с руководством Корана. Если человек впечатлен определенной теорией и пытается «подогнать» Коран под нее, то что же будет, когда эта теория устареет и будет считаться примитивной? О такой «интерпретации» Корана и говорить будет стыдно. Такая позиция теологов доказала свою истинность. Прошло время, и наука и философия сами опровергли греческую философию. Не только многие из ее естественнонаучных, астрономических и базовых идей оказались ложными, но и вся система метафизических концепций, построенных на их основе, рухнула в свете новых воззрений. Если бы люди, которые были впечатлены древнегреческой философией и пытались «подогнать» под нее Коран и Сунну, застали нынешние времена, им было бы стыдно.

Но что удивительно, этот подход существует и поныне: всегда находятся люди, которые применяют его. Вот и теперь есть люди, которые вместо того, чтобы ознакомиться с историей подобных попыток, стараются объяснить Коран и Сунну через призму западной идеологии. Они пренебрегают установленными и общепринятыми принципами толкования и вместо них изобретают новые методы, чтобы выжать из слов Аллаха только то, что угодно их европеизированному разуму. Они не задумываются над тем, Чьи слова они искажают, и как долго будут популярны идеи, ради которых они жертвуют словами Аллаха. И их не беспокоит, как будут выглядеть их старания в те времена, когда придут новые идеи и сметут нынешние.

Вестник ИИУ, №11 (107)

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.