Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость. (Часть 30)

Теологи и их роль

Вторым ошибочным представлением является возражение некоторых людей в отношении того, что раз Коран был ниспослан для всего человечества, то у каждого есть право на извлечение из него пользы согласно собственному пониманию. Сторонники данной точки зрения говорят, что объяснение и трактовка Корана не могут быть монополизированы исключительно теологами. Данное возражение тоже носит надуманный характер.

Конечно, Коран – руководство для всего человечества, но разве это означает, что даже неграмотный может формулировать на его основе подробные нормы и правила, и что никаких знаний для этой работы не требуется? Поясним на примере. Представим, что специалист по юриспруденции, философии или медицине написал книгу по своей дисциплине. Конечно, она предназначена для пользы всего человечества. Но ни один разумный человек не будет утверждать, что любой может трактовать ее, как ему вздумается.

Для книги по любой из дисциплин требуются определенные начальные знания. Да, каждая из них написана на пользу всему человечеству, но при этом есть два пути получить данную пользу: либо обучиться данной науке у специалистов, либо положиться на трактовку, даваемую экспертами, посвятившими этому свою жизнь. Третьего пути нет: если кто попытается пойти по нему, он навредит и себе, и данной дисциплине.

То же самое можно сказать и в отношении Корана и Сунны – обильных источников руководства для всего человечества. Есть ровно два пути для извлечения из них пользы: либо человек обучается у квалифицированных преподавателей и посвящает знаниям необходимое время, либо он полагается на те разъяснения, которые дали люди, посвятившие этому свое время и жизнь. Этот принцип действует во всем мире. Называть его «несправедливой монополией теологов на Коран» значит насмехаться над ними. Все знания мира требуют определенной квалификации для подхода к ним, и Коран с Сунной не являются исключениями. Те, кто не обладает должной квалификацией, не имеют права трактовать их, как им заблагорассудится.

Теологи и духовенство

Иногда то же самое возражение формулируют другими словами. Некоторые люди говорят: раз в исламе нет духовенства, то и интерпретация Корана не может быть монополизирована теологами; это в католическом христианстве трактовка Библии узурпирована высшим духовенством, а в исламе такого нет.

Здесь мы видим непонимание сторонников данного воззрения в отношении того, что такое духовенство, и что собой представляют исламские теологи. Теологи (алимы) – это не название некоей особой касты, отличающейся по цвету кожи, убеждениям, имуществу и положению. Кроме того, нет некоей закрытой организации и структуры, без участия в которой человек не имеет права называться теологом. Наоборот, любой, кто обладает должными знаниями, мудростью, хорошим нравом и набожностью, является исламским теологом, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил, из какой бы семьи ни происходил. Можно выделить следующие отличия исламских теологов от духовенства (которое будет рассмотрено на примере католичества):

  1. Католическое духовенство представляет собой религиозную систему, которая является структурированной организацией. Она имеет ряд различных должностей, которые занимает ограниченное количество священников. Назначение человека на то или иное место находится в руках группы определенных лиц, которые прописывают должностные обязанности назначаемым членам организации. Никто не может занять должность лишь вследствие своих способностей, знаний, набожности и нрава. Кандидатуры выдвигаются только вышестоящими членами религиозной организации, и это единственный способ войти в данную структуру. Пока не будет получено должности, мнение человека по религиозным вопросам не учитывается, каким бы образованным он ни был, каким бы нравом он ни обладал. Соответственно, даже очень образованный в религиозном плане человек не может бросать вызов церковной иерархии, какими бы аргументами он ни обладал. Даже если определенная группа людей восстанет против священных Писаний, пророков и предшественников, никто за пределами религиозной организации не может ничего с этим поделать.

Если же говорить о нашей религии, то никогда не существовало такой организации, как «Исламские теологи». Не было такого, что некая организация теологов запрещала бы высказываться всем тем, кто в ней не состоит. Любой человек может называться теологом (алимом), если обладает должными знаниями, набожностью и нравом. Если церковные служители могут диктовать мнение пастве вследствие своего официального статуса, то в исламе человек становится теологом вследствие своих знаний, набожности и характера. В католицизме Церковь обязывает людей следовать официальному мнению, а у мусульман решающее значение имеет их общее сознание. Число церковных служителей ограничено. По получении должности в церковной иерархии, никто не имеет права иметь мнение, отличное от решений Церкви, каким бы знающим он ни был. Число исламских теологов не ограничено. Каждый может стать одним из них, если получит должное образование.

  1. В католическом духовенстве трактовать и интерпретировать религиозные принципы может лишь один человек – Папа Римский. Выборы на данную должность проводятся не среди всех последователей данной религии, а лишь в кругу семидесяти кардиналов. Папа Римский считается единственным наместником апостола Петра и является высшей инстанцией во всех религиозных вопросах. Его мнению обязан следовать каждый католик. Его слово – закон; никто, кем бы он ни был, не имеет права иметь иное мнение. В энциклопедии Британника его власть описывается следующим образом: Поэтому в вопросах веры и представлений Папа Римский в качестве высшей инстанции обладает тем же авторитетом и той же непогрешимостью, что и вся Церковь. В качестве судьи и законодателя он обладает всей той властью, что имеет вся Церковь. Если мы обратимся к исламской истории, мы не найдем ни единого случая, когда бы теолог заявлял о такой власти.
  2. У католиков Папа Римский считается непогрешимым и безошибочным в отношении своих указов. Энциклопедия Британника пишет об этом так: Поэтому Папа Римский наделен двумя свойствами. Во-первых, любое его заявление о вероучении считается непогрешимым. Во-вторых, он обладает высшей властью в отношении всех последователей религии. Этим двум привилегиям, которыми Папы пользовались веками, была дана конституциональная форма Ватиканским Советом, прошедшим в июле 1870 года.

В исламе же все теологи считают, что непогрешимы лишь пророки. Любой человек может ошибиться. Поэтому исламские теологи совершенно не стеснены в том, чтобы комментировать мнения друг друга, и такая практика действует еще со времен сподвижников. Соответственно, даже если величайший исламский теолог ошибется в интерпретации Корана и Сунны, другие специалисты осудят данное мнение и спасут мусульманское общество от плохих последствий.

  1. Семьдесят кардиналов, избирающие Папу Римского, назначены непосредственно самим Папой Римским. Как пишет энциклопедия Британника: В настоящее время кардиналы назначаются исключительно Папой Римским. Назначение проходит путем оглашения списка выбранных Папой людей, никаких иных формальностей для этого не требуется… Никакого голосования и одобрения Священной коллегией для этого не нужно.

Назначение церковных властей не зависит только лишь от способностей кандидатов; в различных регионах имеются свои порядки. В энциклопедии Британника сообщается: В США Церковь состоит из различных групп каждого народа мира. Но большинство остается за англоязычными нациями. До XIX века максимальной квотой обладали ирландцы и немцы… Восточные католические народы (греки, сирийцы, армяне) представлены в существенном количестве.

Ознакомившись с тем, как устроено католическое духовенство, мы обнаруживаем, что оно в корне отличается от того, как действуют исламские теологи, ведь в исламе:

– нет никакой специальной организации теологов;

– никто не обладает высшей властью в религиозных вопросах;

– никто не объявляет себя непогрешимым и безошибочным;

– число теологов не ограничено (любой может влиться в их ряды);

– ни один теолог не освобождается от возможной критики со стороны своих коллег;

– чтобы стать теологом, не требуется одобрения некоего одного, высшего человека;

– нет никаких ограничений по касте, происхождению, цвету кожи, месту проживания: исламская история показывает, что, хотя в политической сфере руководство часто оказывалось в руках арабов, теологи были, как правило, неарабского происхождения, даже из числа рабов, и весь исламский мир очень уважал их за образование, знания, набожность и праведность.

Поэтому когда кто-то утверждает, что теологи в своих словах о необходимости знаний и опыта для интерпретации Корана и Сунны подражают христианскому духовенству, то это – крайне несправедливое обвинение.

Религиозные дисциплины подобны всем иным наукам. В любой науке не принимается мнение человека, если он не обучался у специалистов и не получил практического опыта. В отношении трактовки и интерпретации Корана и Сунны мы наблюдаем ту же картину: если человек не обучался у экспертов и не практиковал знания под их руководством, его мнение не принимается. Если кто-то назовет это системой духовенства и папства, то тогда все науки этого мира – сплошное папство и духовенство.

Вестник ИИУ, №11 (107)

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.