Тринадцать долгих лет мы провели в ссылке. Это были годы тяжелых лишений, испытаний, бед и надежд. Беды и лишения у всех были разные, а надежда одна – возвращение на родную землю.

Из воспоминаний Арчакова Мусы, 1937 года рождения, жителя г. Малгобек.

          До выселения мы жили в селении Кантышево, Назрановского района ЧИАССР. В семье нас было семь человек: отец с матерью, я и четверо моих братьев – Юнус, Яхья и Дауд. Старший брат Юсуп в то время воевал с фашистами. До войны он окончил семилетку, а на войне был командиром. Мы часто от него с фронта получали письма. Про него, как о хорошем командире, писали в полковой газете «Боевой листок». Еще до войны ему сосватали невесту, но он ушел на фронт, сказав, что сыграет свадьбу только после победы.

           В год депортации нашего народа в Сибирь мне было шесть лет, но я отчетливо помню ту страшную среду 23 февраля 1944 года. Эта был пасмурный морозный день. С утра, под предлогом празднования Дня Красной армии, всех взрослых мужчин вызвали в мечеть, после чего она была оцеплена солдатами. Собравшимся там объявили, что их выселяют в Сибирь. Говорили, что перед ними выступил один ингуш и объяснил, что решение о выселения всего народа, действительно, принято, что сопротивление бессмысленно, а также призвал их сохранять выдержку и спокойствие. Многие не могли поверить в серьезность этого сообщения. Мужчин там продержали до обеда, а их семьи в растерянности собирались в путь – не зная, куда и за что их везут. После того как мужчин забрали, в дома кантышевцев стали врываться солдаты. На сборы давали 20-30 минут. За это время нужно было собрать в дорогу детей, стариков и все самое необходимое. За день до выселения мой отец поехал по делам в Орджоникидзе. На ночь он остался у своего друга Чербижева Артага Элт-Хаджиевича. Вместе с ними (с семьей Чербижевых) его и отправили в Сибирь. До приезда грузовых машин нашу семью вывели на сборный пункт, который находился через дорогу от нашего дома. Уже находясь здесь, люди начали понимать всю серьезность своего положения. Так как мы находились недалеко от дома, мать попросила меня сходить домой и зарезать индейку, но не успел я поймать птицу, как сразу же оказался под прицелом винтовки. В испуге мне пришлось ее отпустить.

            Семья моего дяди проживала далеко от нас, почти в конце села, а его сыновья работали в Осетии. В то утро дома у них была только сестра и тяжелобольная мать, которая лежала в постели. Выведя дочь из дома, солдаты заколотили дверь, оставив старушку одну. Через некоторое время, узнав об этом, мой старший брат Яхья со своим товарищем Султан-Гиреем пошли туда, чтобы забрать ее. Когда они, открыв ставни и выбив раму, забрались вовнутрь, старушка, еле покачиваясь, шла к ним навстречу. Она была двоюродной сестрой Ужахова Тешала, очень хорошая женщина. Вместе с нами она поехала в ссылку и скончалась, спустя некоторое время, в Казахстане.

          После обеда нас посадили в грузовые машины и повезли на станцию Беслан. На этой станции нас семьями затолкали в товарные вагоны и закрыли снаружи. Все перемешалось: крики солдат, плач детей и повсюду была слышна мольба людей, обращенная к Аллаху. Наш состав тронулся в путь только после полуночи. Все это время на улице, не переставая, шел снег. Это был первый снег с начала зимы. Много невзгод пришлось пережить ингушам за время их пути в Казахстан: холод, голод, смерть близких и родных, унижения и оскорбления.

             По пути следования поезда, на крупных железнодорожных станциях, выдавались пайки: на вагон несколько ведер каши и хлеба. Мой двоюродный брат был назначен старшим в вагоне. Его расстреляли из-за отказа расписаться за пайки, которых он не получал. Наша мать умерла в вагоне, когда поезд подъезжал к городу Уфа. В вагоне мы ехали одни: без отца и близких родственников, и у нас не хватило сообразительности скрыть ее смерть, чтобы потом уже, по прибытию на место, предать ее тело земле. На первой же станции в вагон ворвались солдаты и забрали ее. Омовением и подготовкой ее  тела занималась наша односельчанка Яндиева Салимат. Мать умерла на восьмой день выселения. Как я уже говорил, отец ехал в ссылку не с нами, а с семьей своего друга. Глава этого семейства – Чербижев Эльт-Хаджи тоже умер в вагоне, но они спрятали его тело в углу под матрасами и утаили факт смерти. А когда поезд прибыл на конечную станцию Киров, Кокчетавской области, им удалось его похоронить. Состав, в котором ехали мы, остановился на станции Петропавловской, а оттуда выселенцев семьями стали развозить по разным колхозам. Нас направили в самый отдаленный колхоз, который находился в семидесяти километрах от районного центра. Около трех суток мы добирались туда, останавливаясь на ночь в разных населенных пунктах. На первое время депортированных людей поселяли в дома к местным жителям. Мы с братьями попали в русскую семью. В первое время было очень тяжело.

            Приходилось семейные реликвии и ценные вещи менять на картошку и масло, а зерна не было и у местных жителей. Мы испытывали острую нехватку в еде и в теплой одежде, но проблемы с отоплением домов у нас не было: рядом находился лес, и в любое время можно было привезти дров. С наступлением весны, люди начали ходить в поле и собирать колосья от прошлогодней пшеницы. Благодаря Аллаху многим удалось выжить.

            Отец присоединился к нам спустя три месяца, в мае 1944 года. Все эти месяцы он находился недалеко от нас — в Кокчетавской области. По его рассказу там ссыльные умирали семьями не только от голода, но и от холода. Из-за отсутствия поблизости леса, им приходилось топить печи сеном, а запаса сена у них, естественно, не было. В 1947 году не стало нашего отца. После его смерти от двоюродного брата мы узнали, что перед самой высылкой на брата пришла похоронка. Возможно, надеясь на его возвращение, он не стал об этом говорить ни матери, ни нам. После смерти отца мы нашли родственников сосватанной девушки и оповестили их о гибели брата, чтобы она смогла устроить свою жизнь. Впоследствии она вышла замуж в село Галашки, но детей у нее не было.

            Тринадцать долгих лет мы провели в ссылке. Это были годы тяжелых лишений, испытаний, бед и надежд. Беды и лишения у всех были разные, а надежда одна – возвращение на родную землю. По воле Всевышнего Аллаха мы вернулись на Кавказ!

                Многие ингуши были вынуждены выкупать у «местных» свои же собственные дома, но это было не так важно, хотя и обидно. Главное, что мы могли жить, воспитывать детей и хоронить мертвых на своей земле. А сколько людей так и не дожили до этого дня?!

Пусть Всевышний Аллах подарит им и всем нам Рай!

 

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.