Сообщается от ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса и Хусейна ибн ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах, что Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Приобретение знания, является обязанностью каждого мусульманина!» Ученые – это те, кого возвысил и возвеличил Аллах, как сказано об этом в Коране:
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание».
Всевышний Аллах также сказал:
«Скажи: “Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?!”»
Ученые упоминаются наряду с ангелами, о чем Всевышний Аллах говорит:
«Аллах свидетельствует Своими знамениями, которых разум не может отрицать, что Он Един, и нет божества, кроме Него. Он твёрдо блюдёт справедливость ко всем людям. Его чистые ангелы свидетельствуют об этом. Обладающие знаниями также убеждены в этом. Он — Всевышний, Единый, Непобеждаемый! Его мудрость всё охватывает».
Имам Ибн Джама’а, да помилует его Аллах, сказал: “Всевышний Аллах начал с Себя, затем упомянул ангелов, а затем обладающих знанием. И в этом достаточно для них почета и достоинства”.
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». Абу Умама, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды при посланнике Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой знающим. И пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому»”.
Также посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Тому, кто встанет на путь, желая обрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай. И поистине ангелы непременно будут расстилать свои крылья для требующего знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает. И поистине, прощение для ученого непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в море! А что касается превосходства ученого над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами».
Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, также говорил: «Придут к вам люди, которые станут требовать знание, и когда вы их увидите, то скажите им: “Добро пожаловать тем, кого завещал нам посланник Аллаха!”, и обучайте их!»
Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: “Ученый и обучающийся одинаковы во благе, а в остальных людях блага нет”.
‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Ученый лучше, чем постящийся, выстаивающий ночную молитву и муджахид”.
Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: “Чернила ученых перевесят кровь шахидов”.
Абуль-Асуад, да помилует его Аллах, говорил: “Нет ничего величественней знания. Короли правят народами, а ученые правят королями!”
О достоинствах знания и его обладателях имамы написали множество книг, и для того, чтобы собрать все аяты с их толкованиями и хадисы с комментариями к ним, а также все то, что было сказано на эту тему имамами, потребовалось бы написать множество томов.
О том, какое важное место в Исламе занимают ученые
Зайд ибн Аслям, да будет доволен им Аллах, относительно аята: «Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем», сказал: “Это знание! Аллах возвышает посредством него, кого пожелает в мире этом”.
Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Поистине, ученые являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел».
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустари, да помилует его Аллах, сказал: “Кто желает посмотреть на собрание пророков, пусть посмотрит на собрание ученых, посредством которых он узнает о пророках”.
Суфьян ибн ‘Уяйна, да помилует его Аллах, сказал: “Самое высокое положение из людей перед Аллахом занимают те, кто стоит между Ним и Его рабами, а это пророки и ученые”.
Прекрасно сказал о положении ученых в Исламе и о том, насколько сильно в них нуждаются люди, имам аль-Аджурри, да помилует его Аллах: “Что вы думаете о дороге в темную ночь, на которой множество опасностей и люди нуждаются в свете, без которого они заблудятся? И Аллах даровал им свет, который указывает им путь, и пошли они по нему в мире и благополучии. Однако затем пришли люди, которые забрали свет и оставили их во мраке. Что вы думаете о них?! Также и ученые среди людей. Большинство людей не знает, как исполнять предписанные им обязанности, не знает, как сторониться запретного, не знает, как поклоняться Аллаху, и они нуждаются в ученых. Когда же ученые умирают, люди начинают блуждать во мраке. Со смертью ученых исчезает знание и начинает распространяться невежество. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращение, что может быть большим несчастьем, чем их смерть?!”
А что касается того, кто пренебрегает учеными и хочет обойтись без них, тот пропал! Имам Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, говорил: “Кто пренебрег учеными, тот потерял жизнь будущую (ахира)”.
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустари, да помилует его Аллах, говорил:
“Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут почитать правителей мусульман и ученых, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую”.
Истинное знание – это ученые
Ибн Лябид, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, упомянул перед нами о некоторых вещах, после чего сказал: «Это произойдет тогда, когда исчезнет знание». Я спросил его: “Как исчезнет знание, если Коран читаем мы, наши дети и дети наших детей?!” На это пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Да лишится тебя твоя мать о Ибн Лябид, а разве иудеи и христиане не читают Тору и Инджиль, но разве они из этого что-либо извлекают?!»»
Таким образом, мы видим, что слова тех, кто говорит: “достаточно знания арабского языка и (самостоятельного) чтения книжки, чтобы понять, что правильно, а что нет, где истина и чьи аргументы сильнее” – являются заблуждением! Истинное знание – это ученые, а не знание языка или наличие книг. Достаточно привести историю с ‘Утбой, которого курайшиты послали к пророку, Мир ему и Милость Аллаха, на переговоры. Выслушав ‘Утбу, пророк, Мир ему и Милость Аллаха, прочитал ему тринадцать первых аятов из суры «Разъяснены» (Фуссылят), закончив словами: «Если многобожники опровергнут веру в Аллаха, после того как стали ясны знамения и доказательства Истины Аллаха, тогда скажи им (о пророк!): «Я увещеваю вас суровым наказанием, подобным молнии, поразившей народы Ада и Самуда»». Вернувшись к курайшитам, ‘Утба сказал: “Я сказал ему все, что вы говорили”. Они спросили: “Он что-нибудь ответил тебе?” ‘Утба сказал: “Клянусь Тем, кто воздвиг Каабу, я не понял ничего из того, что он сказал, кроме того, что он предостерегает нас от наказания, подобного тому, что наслал Аллах на народы ‘ад и самуд”. Они сказали: “Горе тебе! Человек говорил с тобой на арабском языке, а ты не понял ничего из того, что он сказал?!” Он сказал: “Нет. Клянусь Аллахом, я не понял ничего из его слов, кроме того, что он говорил о наказании”. Несмотря на то, что ‘Утба прекрасно знал арабский язык, будучи курайшитом, он не понял те аяты, которые прочитал ему пророк, Мир ему и Милость Аллаха.
Если бы было достаточно простого знания арабского языка для того, чтобы понять истину, то не было бы смысла в ученых, и люди не нуждались бы в разъяснении Корана и Сунны. И если бы простого знания арабского языка было бы достаточно, то те, кто его знает, читая или слыша истину, принимали бы ее и соглашались бы с ней. Главное – это правильное понимание, которое Аллах Всевышний дарует только искренним Своим рабам, стремящимся к этому. Всевышний Аллах сказал:
«Мы сделали Коран легким для поминания, но есть ли поминающие?»
Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: “Аллах облегчил нам произношение Корана и облегчил его понимание для того, кто желает этого”.
Имам аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах, говорил: “Знание – это правильное понимание и осведомленность, а не множество сообщений”
Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: “Знание – это не множество сообщений, а свет, который Аллах помещает в сердце, и условие его – это следование (за этими знаниями) и бегство от своих страстей и новшеств”.
Вестник ИИУ, 9 (№105)