В наше время получили распространение опасные идеи. Среди них есть и такие, главная цель которых подорвать доверие к тому фундаментальному Знанию, которое исламская община собирала на протяжении почти 15 веков!
Это Знание накапливалось благодаря героической деятельности имамов Ахль ас-Сунна валь-Джамаа. Главными передатчиками его на всех этапах развития исламского общества были и остаются имамы четырех суннитских мазхабов. Однако враги Ислама, противники единства исламской общины, сторонники «распространении нечестия на Земле» делают все возможное, чтобы посеять семена сомнений в сердцах мусульман в отношении их Имамов и их Пути. Частью этой их деятельности стала работа по созданию иллюзии в отношении того, что следование Пути Посланника Аллаха и следование Пути Имама какого-либо мазхаба есть следование разным Путям. Как отметил Шейх Рамазан аль-Бути, да помилует его Аллах (далее слова шейха): «эта иллюзия окутала многих простолюдинов, которые не имеют ни малейшего представления об иджтихаде, таклиде и возникновении мазхабов, и эта ложь просочилась в их мышление, так что один из них говорит: «Действительно, о, мой брат, мы – последователи Посланника Аллаха или аш-Шафии, и какова цена мазхабов этих имамов по сравнению с мазхабом Посланника Аллаха?!..» Разве эта иллюзия – не обман, который чужд каждому имеющему хоть каплю знаний, справедливости и искренности в религии Аллаха?!…
Когда мы разъяснили истину, что тот, кто не достиг степени иджтихада, может только следовать за имамом муджтахидом и все равно, будет ли он неотступно следовать за ним или нет, мы должны также разъяснить значение необходимости следования за подобным имамом и приверженности его мазхабу. Является причиной приверженности его мазхабу личность имама или же определенная особенность его личности. Упаси нас Аллах… Упаси Аллах от того, чтобы среди мусульман был говорящий подобное. Все мусульмане, со времен Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, до сегодняшнего дня, знают, что только шариат Аллаха правит людьми, и только он является маяком для людей… Однако, поскольку мудрость Аллаха и Закон Его, данный Им для народа, распорядились разделить людей по уровням наук и познания в целом, и в познании норм исламского шариата в частности, стало необходимым, для всеобщей покорности шариату Аллаха и Его Закону, чтобы неграмотный ухватился за подол ученого, а алим следовал за более знающим, чтобы все встретились на одном пути, который и есть путь Аллаха Могущественного и Достохвального. Эта истина выявляется даже по отношению нашего следования за Посланником Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, мы не следуем за ним потому, что он, Мухаммад, – человеческая личность. Поистине, мы следуем за ним потому, что он – передатчик от Аллаха. Поэтому не говорится: следование за Кораном лучше, чем следование за Сунной, потому что речь Аллаха более достойна того, чтобы за ней следовать, чем речь человека, какой бы он ни был, потому что основой следования за Посланником Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, является только то, что он является передатчиком от Аллаха, и мы следуем за ним только поэтому. Положение имамов муджтахидов по отношению к сунне Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, касательно ее доведения до людей и разъяснения его целей и смысла его слов таково же, как положение Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, по отношению к его Господу, касательно доведения ее до людей и разъяснения того, что было ниспослано в Коране.
Имам аш-Шатаби, да помилует его Аллах,в своей книге «Аль-И’тисам» высказался относительно значения, разъясненного нами, лучшим образом: «Поистине, знаток шариата тот, за словами которого следуют и решениям которого подчиняются. За ним следуют только потому, что он знаток шариата, и выносит решения на его основе, но не по какой-либо иной причине. Он, поистине, доводит от Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, доведенное им от Аллаха, Свят Он и Велик, и неграмотный получает от ученого то, что тот, согласно знанию или вескому предположению неграмотного, довел от Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, а не из-за того, что ученый сам по себе имеет право на вынесение решений. Поскольку это право, в своей сути, не закреплено ни за кем. Это право относится к шариату, ниспосланному Посланнику Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, и оно закреплено только за ним, а не за другими, поскольку он непогрешим». Затем он сказал: «Таким образом, тот, кому предписано соблюдение законов шариата, должен быть отнесен к одной из трех групп. Муджтахид в шарите, и он выносит решение на основе своего иджтихада…
2. Он является мукаллидом, полным нулем относительно знаний, позволяющих принимать решения. Ему необходим проводник, который будет водить его, и судья, который будет выносить решения для него, и алим, за которым он последует; известно, что он следует за алимом только потому, что он сведущ в знаниях, позволяющих принимать решения. Доказательством этого служит то, что если он узнает или веско предположит, что этот алим не сведущ в подобном знании, то ему недопустимо следовать за ним и подчиняться его решению. Более того, неграмотному и другому неправомерно даже допускать мысли о следовании за тем, кто не является ученым по затрагиваемому вопросу. Так же как невозможно больному, если только он не потерял разум, вручить себя тому, о ком он не осведомлен как о враче. Если дело обстоит таким образом, то он будет подчиняться только муфтию, поскольку он владеет теми знаниями, которым следует подчиняться, а не потому что он такой-то или такой-то. Нет никакого сомнения в соответствии всего этого логике и шариату.
3. Не достигший степени муджтахида, но понимающий доказательство и к чему оно относится, способен на вынесение верных решений с помощью весомых доводов, относящихся к данному вопросу и т. п. Вынесенные им решения и его суждения могут быть либо весомыми, либо нет. Если мы посчитаем их весомыми, то он станет в этом вопросе подобным муджтахиду, а муджтахид и подобный ему поистине следует Господствующему знанию, постигает его и постоянно обращен к нему. Если мы не посчитаем его суждения весомыми, то его следует отнести к уровню неграмотного, а неграмотный и приравненный к нему следует за муджтахидом только потому, что тот обращен к истинному Господствующему знанию».
Вестник ИИУ, №10 (34)