Сердце, подобное сердцу птицы

В различных сборниках хадисов приводится хадис, переданный со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Люди, сердца которых подобны сердцам птиц, войдут в Рай». Ученые ислама толковали этот хадис по-разному. Однако судя по тому, что имам ан-Навави, да помилует его Аллах, поместил этот хадис в главе «Йакъын ва Таваккуль», можно предположить, что, по его мнению «сердце, подобное сердцу птицы» указывает на человека делающего таваккуль, то есть полностью положившегося на Аллаха. И это действительно так, ведь каждое утро птицы, находясь лишь во власти Аллаха, без страха и смятенья отправляются на поиски пропитания, а к вечеру возвращаются сытыми, найдя уготованный для них удел.

В Коране сказано: «Многие существа, живущие с вами на земле, не могут из-за своей слабости добыть себе пропитания или перенести его, чтобы есть или сохранить его. Аллах питает их и вас и создаёт им и вам условия для жизни. Поистине, Аллах — ведает и слышит всех, кого Он сотворил!».

В одном из риваятов сказано, что когда Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) приказал, преследуемым мекканскими мушриками, мусульманам переселиться в Медину, некоторые из них начали волноваться о том, как они смогут там находить свой хлеб. Это и послужило причиной ниспослания приведенного выше аята. Сам Всевышний Аллах напомнил, что полагаться надо на Него, ведь только Он дает пропитание.

Абдуль-Кадир Гейляни, да помилует его Аллах, говорил: «Для человека самое почетное – обладать богобоязненностью. Тот, кто хочет быть сильным в своей религии, пусть уповает на Аллаха, надеется на Него, полагается на Него, потому что нет никакого сомнения, что упование исправляет сердце, укрепляет его и нравственно украшает, притягивает к Истине. Никогда не надейся на деньги, ни на причины, ибо это приводит к безвыходным ситуациям, к бессилию. Уповай на Аллаха Всевышнего, полагайся на Него, Он поддержит тебя, откроет тебе пути, на которые ты даже не рассчитывал, даст твоему сердцу силу».

Имам аль-Газали, да помилует его Аллах, писал: «Некоторые люди думают, что упование – это пустить все на самотек, не предпринимать никаких усилий, чтобы заработать деньги, ничего не экономить, не беречься, например, змей, скорпионов, хищников, не пить лекарства при болезни, не изучать Шариат. Считать, что упование, все вышеперечисленное — это заблуждение…».

Таким образом, из этого хадиса мусульманин извлекает, как минимум, три пользы. Первая из них заключается в том, что наблюдательные могут уже в этом мире постичь скрытые Истины Бога Всемогущего. Вторая же связана со знанием о том, что тех, кто полагается на Аллаха ожидает Рай. А третья сообщает, что таваккуль спасает человека от ненужных тревог и волнений, дает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Для лучшего понимания этого и подобных этому хадисов, а также для разъяснения понятия «таваккуль» мы выбрали статью современного исламского ученого Османа-эффенди Нури Топбаша, приводим ее полностью, в том виде как она опубликована в книге уважаемого ученого.

Таваккуль

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

مّؤْمِنِينَ كُنتُم إِن فَتَوَكّلُواْ

«Уповайте же на Аллаха, если вы веруете». («Аль-Маида», 5/23)

الْمُتَوَكّلِينَ يُحِبّ إِنّ اللّه

«Аллах любит тех, кто уповает на Него». («Али Имран», 3/159)

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

«Уповающему на Аллаха Его достаточно (как покровителя)». («Ат-Таляк», 65/3)

أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ

«Разве Аллах не покровитель Своему рабу?!» («Аз-Зумар», 39/36)

قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Скажи: Нас постигнет лишь то, что предначертано Аллахом. Он наш покровитель!

Пусть только на Аллаха уповают верующие». («Ат-Таувба», 9/51)

يَتَوَكّلُونَ رَبّهِمْ وَعَلَى صَبَرُواْ الّذِينَ

«…те, кто терпеливы и уповают только на своего Господа». («Ан-Нахль», 16/42)

الرّحِيمِ الْعَزِيزِ عَلَى وَتَوَكّلْ

«И уповай на Аллаха, Великого и Милостивого». («Аш-Шуара», 26/217)

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Мне показали часть моих последователей. Они заполнили горы и пустыню. Я удивился и обрадовался их большому количеству. Меня спросили:

– Ты доволен?

– Да, – ответил я.

– Из этих людей только 70 войдут в Рай без отчета.

Я спросил:

– Кто эти люди?

– Это те, кто в своих деяниях не использовал магию, колдовство и гадание и не уповал ни

на кого, кроме как на Аллаха Всевышнего».

Наш Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Если бы вы уповали на Аллаха, то Он давал бы вам средства к существованию (ризык) подобно тому, как Он дает его птицам. Птицы утром улетают из гнезд голодными, с пустыми желудками, а вечером возвращаются сытыми. Если кто-то обращается за помощью к Аллаху, то Он оказывает ее во всех его делах и дает ему средства к существованию, откуда он и не ожидал. А если кто-то полагается на этот мир, то Аллах оставит его наедине с ним».

Великий Имам Аль-Газали (да помилует его Аллах) в своей книге «Кимийяи Са‘адат» писал: «Некоторые люди думают, что упование означает оставить всё на самотек и не делать того, что необходимо. Ничего не делать для заработка денег, не экономить, не беречься от змей, скорпионов и хищников, не пить лекарство при болезни, не изучать Шариат, не защищаться от врагов религии. Считать, что упование есть все вышеперечисленное – это заблуждение, это не соответствует Шариату. А то, что ему не соответствует, разве может являться упованием?»

Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) всегда уповал на Аллаха и, даже став халифом, торговал на рынке тканями. А когда его спрашивали:

– О, халиф! При управлении государством разве можно заниматься торговлей?

Он отвечал:

– Если я не могу присмотреть за своей семьей, как же я смогу присмотреть за народом?

Видя такое дело, халифу решили платить зарплату. После этого Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал заниматься только общественными делами. Будучи самым уповающим, он занимался торговлей. Однако при этом он не думал, как заработать деньги. Он понимал, что его заработок зависит не от вложенного капитала и его действий, а от Всевышнего Аллаха. Он не любил свое имущество больше имущества своих братьев. Таким образом, основа упования – это не ожидать ничего от людей, не полагаться на причины, а знать, что все исходит только от Аллаха.

Имам Аль-Газали (да помилует его Аллах) говорил:

«Условием упования не является оставление причин, защищающих человека от вреда. Не является нарушением упования закрывать дверь для того, чтобы воры не проникли в дом, а также носить при себе оружие в опасных местах, чтобы защититься от врагов».

Однажды к Пророку пришел один бедуин. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) спросил его:

– Где твой верблюд? Что ты с ним сделал?

Тот ответил:

– Уповая на Аллаха, я предоставил его самому себе.

Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) сказал ему:

– Сначала привяжи (его), а затем уповай.

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) каждый вечер использовал сурьму для глаз. Раз в месяц ему делали кровопускание, а при необходимости он использовал лекарства. Когда Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) получал откровения, и у него болела голова, он красил голову хной. Если у него была рана, он накладывал на нее хну. А когда не было ни хны, ни чего-либо другого, он посыпал рану чистым песком. Он использовал много подобных средств. В книгах под названием «Тыб Набий» об этом много написано.

Когда Муса (мир ему) заболел, ему дали лекарство, но он отказался, сказав:

– Я не хочу лекарство, излечение дает только Аллах.

Его болезнь осложнилась и затянулась. Ему сказали:

– Лекарство от этой болезни известно, за короткое время ты вылечишься.

Он ответил:

– Нет, я не хочу лекарств.

Его болезнь усилилась. И тогда ему пришло от Всевышнего откровение:

«Если ты не будешь пить лекарство, Я не дам тебе излечения».

После этого Муса (мир ему) выпил лекарство и выздоровел.

Всевышний Аллах сказал ему:

«Чтобы проявить упование, ты хотел поменять Мои законы и установления. Кто дал этим лекарствам полезные свойства? Конечно, Я их создаю».

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Таваккуль – это довериться Аллаху». (Сулями, 239)

Ученые Ислама высказались следующим образом. Ибн Ата (да помилует его Аллах) говорил: «Упование – это искренне нуждаться и обращаться за помощью к Аллаху наилучшим образом».

«Упование – это внутреннее спокойствие при наступлении судьбы». (Мунави)

«Упование – это удовлетворение сердца обещаниями Аллаха». (Сулями)

У Зуннуна Мисри (да помилует его Аллах) спросили:

– Как достигнуть упования?

Он ответил:

– Нужно отбросить все, что властвует вами (мирские привязанности, идеи, желания), отрезать связи всех причин, подчинить свое эго, довольствоваться происходящим (не сожалеть и не злиться).

Абу Саид Аль-Харраз (да помилует его Аллах) сказал: «Однажды я оказался в степи без провизии и очень проголодался. В это время я увидел приближающийся ко мне караван. Я очень обрадовался, но потом сказал себе:

– Смотри-ка, ты надеешься на других помимо Аллаха. Радуешься им. Нет, так не пойдет. Я не присоединюсь к каравану. Да и зачем им брать меня с собой? Для того чтобы спрятаться от них, я закопался по пояс в песок. В полночь раздался громкий голос:

– О караван! Один из приближенных рабов Аллаха заточил себя в эти пески.

Сразу же прибежали караванщики, вытащили меня из песка и увезли с собой».

Ахмад бин Ханбаль (да помилует его Аллах) сказал:

– Упование – это довериться Аллаху в вопросе средств к существованию.

Баязит Бистами (да помилует его Аллах) говорил:

– Упование – это жить одним днем, не думая о завтра. (Представив свою жизнь одним днем, стереть из сознания понятие «завтра»).

Фудайль бин Ияд (да помилует его Аллах) сказал:

– Упование – это не бояться и не доверяться никому, кроме Аллаха.

Абу Хамза Харасани (да помилует его Аллах) сказал:

– Упование – это когда уповающий, проснувшись утром, не вспоминает о наступлении ночи, а вечером он не вспоминает о наступлении дня.

Передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Однажды один человек из племени Бани Исраиль пришел к своему знакомому и попросил в долг тысячу динаров. Тот сказал:

– Хорошо. Я дам тебе в долг, но только нужны свидетели.

На что просящий ответил:

– Тебе недостаточно свидетелем Аллаха?

Тогда дающий сказал:

– Хорошо. Нужен поручитель.

На что пришедший ответил:

– Тебе недостаточно поручителем Аллаха?

– Воистину, ты прав, – сказал дающий и отдал тысячу динаров на определенный срок. Должник отправился в путь на корабле. После завершения своих дел он стал искать корабль для возвращения, так как приближался срок возврата денег. Но корабля все не было. Должник очень хотел вернуть долг вовремя. Он взял кусок бревна и проделал внутри него дыру. Затем положил туда тысячу динаров и письмо и, плотно заделав отверстие, подошел к морю и вознес мольбу:

– О Аллах! Ты, конечно, знаешь, что я взял в долг тысячу динаров. Тот, кто мне дал их, попросил у меня свидетеля. Я сказал, что мой свидетель – это Ты, и он согласился с этим. Затем он попросил поручителя, и поручителем я взял Тебя. Он принял это поручительство. Я хочу вовремя вернуть долг. Я искал корабль для возвращения, но не нашел его. Я очень прошу, чтобы Ты сохранил и доставил мой долг.

Сказав это, он бросил кусок бревна в море. И когда бревно исчезло из поля зрения, он удалился. Через какое-то время человек, давший долг, в ожидании своего должника вышел к морю. Вдруг он увидел кусок бревна и, решив, что это бревно пригодится ему для растопки печи, унес его домой. Дома, когда он разрубил бревно, он нашел деньги и письмо.

Должник же по возвращению пришел к знакомому, который дал ему взаймы, и сказал:

– Срок возвращения истек. Я ничего не мог сделать – не было судна, – и протянул ему тысячу динаров.

Тот в ответ произнес:

– Разве ты мне их не посылал?

Должник сказал:

– Я не смог найти корабля для того, чтобы приплыть самому или послать долг.

На что хозяин ответил:

– Всевышний Аллах вернул мне долг, доставив деньги, отправленные тобой в бревне! Убери свои деньги в карман, и иди себе с миром».

Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (да помилует его Аллах) в одном из своих наставлений говорил, что «Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Кто хочет быть самым достойным из людей, пусть боится Аллаха. Кто хочет быть самым сильным из людей, пусть уповает на Аллаха, полагается на Него. Кто хочет быть самым богатым, пусть больше надеется на Аллаха, чем на то, что есть у него в руках».

 Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

أَتْقَاكُمْ عِندَ أَكْرَمَكُمْ إِنّ

«Воистину, самый почетный у Аллаха – наиболее богобоязненный». (Аль-Худжурат, 49/13). Самым почетным достоинством человека является его богобоязненность, а восставший против Всевышнего Аллаха презираем и несчастен. Тот, кто хочет быть сильным в своей религии, пусть уповает на Аллаха и полагается только на Него. Потому что нет никакого сомнения, что упование исправляет сердце, укрепляет его и нравственно украшает. Оно приближает к Истине, показывая удивительные вещи. Никогда не надейся ни на деньги, ни на причины, ибо это приводит к безвыходным ситуациям и к бессилию.

Уповай на Аллаха Всевышнего, полагайся на Него. Он поддержит тебя, и Его помощь будет щедра. Он откроет тебе пути, на которые ты даже не рассчитывал, даст твоему сердцу силу и крепость. Аллах не любит, когда в сердце человека есть что-либо кроме Него. О, заблудший! Ты полагаешься на то, что у тебя в руках. Но ты в любой момент можешь это потерять! Почему ты не уповаешь на Аллаха?»

Таким образом, упование – это когда человек отбрасывает от себя всякий страх и надеется только на Аллаха, и будучи покорным своему Господу, предпринимая все необходимые меры, погружается в море надежды на Аллаха.

Вестник ИИУ, январь 2013 г.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.