Знай, что у поста – три степени:
пост простых верующих (савм аль-‘умум),
- пост избранных (савм аль-хусус)
- пост особо избранных (савм хусус аль-хусус).
Что касается поста простых верующих, то это удержание живота и половых органов от удовлетворения плотскими страстями, как это было разъяснено выше. Что касается поста избранных, то это, [помимо названного], удержание глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от совершения греха.
Что касается поста особо избранных – это ограждение сердца от низменных забот и мыслей о мирском и полное его удержание от всего, что помимо Аллаха, Велик Он и Славен. Подобный пост нарушается при мысли о чем-то другом кроме Аллаха, Велик Он и Славен, и Судного дня и при мысли о мирском, кроме только мысли о том из земного мира, что используется для религии, так как оно – из припаса [на пути к блаженству] того света, а не из мирского. Обладатели [освещенных божественным светом] сердец даже сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о приобретении чего-нибудь для разговенья, то это будет записано ему как прегрешение, ибо это – из маловерия в милость Аллаха, Велик Он и Славен, и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании». Это – степень пророков, сиддикун и приближенных к Богу, и тебе не следует много говорить о ней, но [следует] осуществить на деле, ибо это – обращение всех своих устремлений к Аллаху, отвращение от всего, что помимо Него, и действие в соответствии со смыслом слов Всевышнего:
[Смысл]: «Скажи: “Аллах!” Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах».
Что касается поста избранных, а это пост праведных, то он состоит в удержании телесных органов от прегрешений. А совершенство его достигается совершением шести действий. Первое. Отведение взора и удержание его от обращения на все, что порицаемо и осуждаемо, и на все то, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха. Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его [от запретного] из страха перед Аллахом, Велик Он и Славен, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце».
Джабир, да будет доволен им Аллах, со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».
Второе. Сдерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров, предпочитая молчание, поминание Аллаха, Велик Он и Славен, и чтение Корана. Таков пост языка. Суфйан [ас-Саври], да помилует его Аллах, сказал: «Злословие нарушает пост». Это его изречение привел Бишр ибн аль-Харис, да помилует его Аллах. А Лайс, да помилует его Аллах, передал слова Муджахида, да помилует его Аллах: «Два действия нарушают пост: злословие и ложь». Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Поистине, пост – щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!»»
В хадисе сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, соблюдали пост, и к концу дня голод и жажда до того изнурили их, что они оказались на грани смерти. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, за разрешением прервать пост. Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, отправил им чашу и велел посланцу: «Скажи им: ‘‘Исторгните в нее съеденное вами’’». И исторгла одна чистую кровь со свежими кусками мяса, наполнив до половины чашу, и другая так же, и наполнили они сосуд. И удивились тому люди, а Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Эти две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что ели они».
Третье. Ограждение слуха от всего порицаемого, ибо все, что запрещено говорить, – запрещено и слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет в пищу запретное. Всевышний Аллах говорит:
[Смысл]: «Они помногу прислушиваются ко лжи и пожирают запретное».
Всевышний также говорит:
[Смысл]: «Если бы их познавшие Бога и их ученые мужи удержали их от греховных речей и пожирания ими запретного…», ибо молчание при злословии – грех.
Всевышний говорит:
[Смысл]: «Ведь тогда вы подобны им».
И потому Пророк сказал:
«Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».
Четвертое. Обережение остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от сомнительного при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, а это есть воздержание от разрешенного (халала), если затем разговляешься запретным (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строит дворец и разрушает город. Разрешенная пища (халал) вредит не сама по себе, а своим обилием. А пост – для уменьшения [употребления пищи]. Избегающий обилия лекарств, опасаясь их вреда, глуп, если перейдет к употреблению отравы. Запретное (харам) – яд, губящий веру, а разрешенное (халал) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, и цель поста – уменьшение его. Пророк сказал:
«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». Одни сказали, что это те, кто разговляется запретным (харамом), другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешенной (халал) пищи и разговляется плотью людей, злословя о них, а это запретно, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает свои телесные органы от греха.
Пятое. Не проявлять чрезмерность в потреблении разрешенной (халал) пищи при разговении, набивая ею чрево, ибо для Аллаха, Велик Он и Славен, нет сосуда ненавистнее, чем чрево, переполненное разрешенным (халалом). И как извлечется из поста польза, одоление врага Аллаха и обуздание страстей, если постящийся при разговении восполнит то, что упустил днем?! А иногда он превышает это в различных яствах. Даже установился обычай откладывать всю пищу на месяц рамадан и есть в нем столько, сколько не едят за несколько месяцев. Ведь известно, что цель поста – воздержание от пищи и подавление страстей, дабы укрепить душу в богобоязненности. А если удерживать желудок от пищи с утра до ночи, пока разгорятся его страсти и усилятся его желания, а потом дать ему отведать изысканных яств и насытить его, то увеличится его тяга к наслаждениям, умножится его сила и возрастут вожделения, которые, может быть, спали бы, если бы его оставили в привычном его состоянии [до поста]. Дух же и скрытый смысл поста – ослабление сил вожделений, которые есть орудия шайтана в подбивании к злу. Ослабления не добиться иначе, как уменьшением, а это – употребление пищи, что обычно [верующий] употреблял каждый вечер, когда не соблюдал пост. А когда он прибавляет то, что он ест в обычные дни, к тому, что он ест в вечернее время, он не извлечет из своего поста пользы. Напротив, согласно этике поведения [во время поста] не принято спать подолгу днем, дабы почувствовать голод и жажду и ощутить слабость. И тогда очищается сердце, с каждой ночью слабеют [страсти], так что даже становится легче совершение добровольных ночных молитв (салят ат-тахаджжуд). И тогда, может быть, шайтан перестанет кружить вокруг сердца, и оно обратится к «сокрытому Царству небес» (Малакут). Лайлат аль-кадр (Ночь Предопределения) и есть выражение для обозначения ночи, в которой открываются сокровенные знания Царства Малакут, и это подразумевается словами Всевышнего:
[Смысл]: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения».
А тот, у кого желудок набит едой, заслонен завесой от созерцания Царства Малакут. А кто опустошит свое чрево, то этого ему недостаточно для снятия этой завесы, пока его устремленность не будет избавлена от всего, что помимо Аллаха, Велик Он и Славен. Это и есть самое главное. А начало всему этому – уменьшение пищи.
Шестое. Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев [Его]. И пусть он будет таким по завершении каждого поклонения. Рассказывают, что однажды аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, проходил мимо смеющихся [людей] и сказал им: «Аллах сделал месяц рамадан ристалищем для людей, на котором они состязаются в поклонении Ему, и одни пришли первыми и преуспели, а другие отстали – и потерпели неудачу. И самое удивительное – смех предавшихся забавам людей в день, когда преуспели пришедшие первыми и потерпели неудачу отставшие. Но клянусь Аллахом, если бы раскрылась завеса, то творящий благое остался бы занят своими благими деяниями, а творящий плохие поступки – своими плохими поступками, то есть радость принятого [Богом] человека заняла бы его, [не оставив места] забавам, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха». Говорят, что аль-Ахнафу ибн Кайсу сказали: «Ты – старец, и соблюдение поста делает тебя слабым». Он ответил: «Я заготовляю его как припас для долгого странствия, и мне легче переносить тяготы в поклонении Аллаху, чем Его наказание». Таковы сокровенные смыслы поста.
А если ты спросишь: «Ученые-правоведы (факихи) сказали, что если кто-то ограничится удержанием чрева и плоти от страстей и пренебрежет этими сокровенными смыслами поста, то пост его действителен, – что же это значит?», то знай, что правоведы обычного религиозного знания подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокровенных условий [поста], в особенности о злословии и подобном этому, но у знатоков обычного религиозного знания нет права возлагать иные обязанности, кроме тех, что под силу нести всем небрежным [к тому свету], приверженным мирскому. Что касается благочестивых ученых, помышляющих о том свете, то они под действительностью поста имеют в виду его принятие [Богом], а под принятием – достижение цели. Под целью поста они понимают украшение себя качествами из качеств Аллаха, а именно – качеством самадийа, и следование ангелам в воздержании от страстей по мере возможности, ибо они лишены страстей. Человек по своей степени выше животного из-за своей способности светом разума подавлять страсти и ниже ангелов, потому что страсти владеют им и борьба с ними возложена на него как испытание. И всякий раз, когда он поддается страстям, он падает до самого низкого уровня и опускается до степени животных, а когда он подавляет страсти, он возвышается на самую высокую степень и достигает степени ангелов. Ангелы приближены к Аллаху, Велик Он и Славен, и так же приближен к Нему и тот, кто следует им и уподобляется им. Действительно, уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по свойствам.
И раз таков сокровенный смысл поста в понимании обладателей [освещенных божественным светом] сердец, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении ночью обеда и ужина вместе, наряду с увлечением другими страстями в течение всего дня? Если подобный пост имеет пользу, то в чем же смысл слов Пророка, Мир ему и Милость Аллаха: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда!» Потому сказал Абу ад-Дарда’и: «Как прекрасен сон мудрых и их трапеза, коей разговляются они! И как же не порицать пост и бдение глупцов, тогда как поступок весом с пылинку обладателей достоверного знания и богобоязненности весомее и превосходнее, чем поклонения весом с горы прельщенных дьяволом людей». Поэтому один ученый сказал: «Сколько же постящихся [внешне] не соблюдают его [по сути], и сколько не соблюдающих пост [внешне] соблюдают его [по сути]!» Не соблюдающий пост [внешне] и соблюдающий его [по сути] – это тот, кто удерживает свое тело от грехов и употребляет пищу и воду, а соблюдающий пост [внешне] и не соблюдающий его [по сути] – это тот, кто голодает, подвергает себя жажде и дает телу волю в совершении грехов.
Кто понимает суть поста и его сокровенный смысл, тот знает, что человек, который воздерживается от еды и совокупления, [то есть соблюдает пост], и нарушает его совершением грехов, подобен тому, кто, приступив к омовению, трижды протер положенные части тела и внешне согласовал действие с [предписанным] количеством, но пренебрег самым важным, а это – промывание [их], и молитва его будет отвергнута из-за его незнания [сути омовения]. А кто не соблюдает пост, употребив пищу, и соблюдает его, удержав свое тело от порицаемых поступков, подобен человеку, который промыл по одному разу части тела, и молитва (салят) его, если на то будет воля Аллах, будет принята в силу выполнения им основных устоев [омовения], хотя и пренебрег он желательным [количеством промывания]. А кто совмещает и то и другое, [то есть воздерживается от еды и совокупления и не совершает греховного], подобен тому, кто трижды промывает каждую часть тела и соединяет выполнение основных устоев [омовения] с выполнением его в желательном [количестве], а это – совершенство [в выполнении этого предписания]. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Пост – это аманат, и пусть каждый из вас бережет свой аманат».
Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, прочтя слова Всевышнего:
[Смысл]: «Аллах поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его», возложил руки на глаза и уши и сказал:
«Слух – аманат, и зрение – аманат».
И не будь они аманатом поста, не велел бы Пророк, Мир ему и Милость Аллаха: «Пусть скажет: “Я – постящийся”». То есть язык мой дан мне как аманат, чтобы я его берег, и как же я дам ему волю, отвечая [бранью]?!
Итак, выяснилось для тебя, что в каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у его оболочки – степени, а у каждой степени – разряды, и теперь тебе решать, довольствоваться одной оболочкой без ядра или примкнуть к обладателям [освещенных божественным светом] сердец.
Вестник ИИУ, №4 (88).