Поскольку Коран был ниспослан благородному Пророку Мухаммаду, Мир ему и Милость Аллаха, посредством Божьего Откровения, нам необходимо разъяснить некоторые его аспекты.
Каждый мусульманин знает, что Аллах, Велик Он и Славен, послал на этот свет человека для его испытания. После того как людям были вменены определенные обязанности, они получили в услужение весь мир. В результате с появлением на этом свете человек должен выполнять две миссии. Первая заключается в правильном использовании окружающего мира. А вторая – в том, чтобы помнить при этом о велениях Аллаха и не делать ничего вопреки Его воле.
Для исполнения данных миссий нужны определенные знания. Если человек не понимает сущности этого мира, не ведает, каким образом и для чего можно использовать имеющиеся здесь ресурсы, он не сможет употребить их. Кроме того, не зная, что угодно и что противно Богу, человек просто не сможет жить в довольстве Аллаха. Поэтому при создании человека Бог наделил его тремя особенностями, посредством которых он мог бы познать то, о чем говорилось выше:
1) пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание;
2) разум;
3) Божье Откровение.
В результате человек узнает много полезного посредством своих органов чувств, а также при помощи интеллекта. А то, что невозможно познать на основе разума и чувств, передается через Божье откровение.
Эти три источника знаний составлены так, что у каждого из них имеются свои определенные рамки, за пределами которых они не функционируют. Поэтому информация, извлекаемая посредством чувств, не может быть познана на основе одного лишь интеллекта. Например, если перед нами сидит человек, мы узнаем об этом с помощью глаз, которые также сообщают нам о цвете его кожи и волос, чертах лица и многом другом. Отказавшись от использования органов чувств и закрыв глаза, мы не сможем одним лишь разумом понять, каков цвет кожи у сидящего перед нами человека, узнать его телосложение и т. п.
То же самое можно сказать и об использовании интеллекта: информация, выдаваемая им, не может быть получена лишь посредством чувств. Например, мы знаем, что у этого человека должна быть мама, и что у него есть Создатель. Хотя мы не видим перед собой его матери и Творца, но разум подсказывает нам, что этот человек сам по себе на свет не появился. Если попытаемся узнать об этом посредством органов чувств без использования интеллекта, это окажется невозможным, ведь мы не видели, как он был создан, и как был рожден.
Поэтому в поле действия пяти органов чувств ум не может нам помочь, но зато он начинает действовать за рамками их функционирования. Впрочем, даже интеллектуальные
возможности не безграничны, и на определенном уровне они оказываются бессильными. Есть немало вещей, которые не поддаются познанию ни с помощью чувств, ни посредством
разума. Так, если вернуться, к примеру, сидящего перед нами человека, наш интеллект подсказал, кто создал этого человека, но почему он был сотворен, какие обязанности возложены на него Создателем, какие из его поступков любимы Аллахом, а какие презираются Им, – на такие вопросы не дадут ответ ни наши чувства, ни разум, даже если объединить их усилия. Для ответа на такие вопросы Аллах выделил особый канал познаний, называемый Божьим Откровением. Он открывается определенным людям, которых Аллах избрал в качестве своих посланников. Это высший источник знаний, который дает ответ на вопросы о жизни.
Это к тому же показывает нам, что одни лишь наши наблюдения и умозаключения недостаточны для правильной жизни. Здесь неизбежно требуется нечто большее. И это – Божье откровение. Потребность в нем возникает там, где оказывается бессилен разум. Не все, что связано с Божьим Откровением, способен полностью осознать человеческий интеллект. Подобно тому, как узнавание цвета осуществляется чувствами и не входит в поле действия ума, так же и передача знаний о многих религиозных убеждениях – это уже сфера действия Божьего Откровения. Отказываться от него, полагаясь на один лишь интеллект, просто неразумно.
Вестник ИИУ, №1 (73)