Хвала Вседостаточному Аллаху! Мир Его избранным рабам!Коран – благо для всего человечества, и никакие богатства не могут заменить его. Дары этого мира и будущей жизни могут открыться благодаря чтению, прослушиванию и даже обычному просмотру Священной книги, а также ее изучению и обучению других людей, претворению в жизнь ее велений, пропаганде и распространению учений Корана любым из возможных способов.
В сборнике «Сахих» Муслима, да помилует его Аллах, господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что, когда он сидел однажды с товарищами, к ним подошел Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, и сказал:
– Не хотел бы кто-нибудь из вас каждое утро посещать рынки Бутхан и Акык и без греха и разрыва уз приводить оттуда двух лучших верблюдиц?
– О, Посланник Аллаха, – ответили они (да будет доволен ими всеми Аллах), – мы все хотели бы этого.
– Если человек ежедневно будет ходить в мечеть и выучивать два аята (строки) Корана или учить им других людей, это лучше для него, чем две верблюдицы. А заучивание трех аятов лучше трех таких животных, и заучивание четырех аятов лучше четырех верблюдиц.
Эта история – лишь одно из многих сообщений, в которых Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, призывал мусульман читать Коран, изучать значение его текста, претворять в жизнь учения Священной книги и распространять по всему миру ее послание. Сборники хадисов (сообщений о поступках и высказываниях Пророка, Мир ему и Милость Аллаха), полны таких призывов. Поэтому мусульманское общество приложило необычайные усилия для распространения Корана, развития коранических дисциплин и сохранения слов Священной книги и ее понимания. Даже небольшое изучение истории таких стараний изумляет и поражает исследователя. Речь идет не только о желании понять и правильно истолковать текст Корана: мусульманское общество сделало абсолютно все, чтобы изучить и сохранить корректное произношение слов Священной книги, каждого звука Корана. Ради этого была создана и развита специальная отрасль знаний. Подобного этому не встречалось ни в одном языке, ни в одной религии мира. Даже если взять только лишь таджвид (дисциплину, посвященную правильному чтению Корана), мы обнаружим целые библиотеки, посвященные этой теме.
Как был сохранен Коран
Изложив историю ниспослания Корана и обсудив вопросы, связанные с этим событием, перейдем к теме сохранения священной Книги и посмотрим, как ее берегли во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и в последующие годы, как записывали Коран, какие усилия предпринимались в данном отношении на разных этапах. Мы также рассмотрим сомнения, высказываемые на этот счет немусульманами и атеистами.
Запись Корана во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха
Коран был ниспослан не сразу всем текстом, а частями в соответствии с обстоятельствами и потребностями времени. Поэтому при жизни Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, сохранение Корана в качестве единой записанной книги не представлялось возможным. Кроме того, Коран отличается от других Священных Писаний: текст сохранялся в основном через запоминание его наизусть, а не посредством записи на бумаге. В сборнике «Сахих» Муслима говорится о том, что Аллах заверил Пророка, Мир ему и Милость Аллаха:
«Я ниспошлю тебе Книгу, которую не смыть и водой».
Другие книги могут быть утеряны из-за катаклизмов, как это случилось с Торой, Евангелием и другими Священными Писаниями. Но Коран будет так храниться в памяти людей, что не будет никакой угрозы его исчезновения. Поэтому в первые годы ислама особое значение придавалось заучиванию наизусть как способу сохранения Корана. Когда ниспосылались первые Откровения, Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, тут же повторял слово в слово сказанное, чтобы хорошо все запомнить. В связи с этим был ниспослан следующий аят:
«Не повторяй, о, Мухаммад, (за Джибрилом) Коран во время Откровения, желая быстро читать и выучить его наизусть. Поистине, запечатлеть его в твоём сердце и утвердить его на твоих устах (чтобы ты наизусть выучил его) — Наше дело».
Этот аят заверил Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в отсутствии необходимости поспешного повторения слов непосредственно во время Откровения, поскольку Сам Аллах даст ему такую память, что он не забудет ниспосланные аяты после однократного прослушивания. Так и произошло. Аяты прочно оседали в памяти Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, сразу после их ниспослания. Поэтому сам Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, стал надежным хранителем Корана, и никакие ошибки и изменения не могли коснуться священной Книги. Кроме этого, дополнительной мерой было ежегодное повторение Корана Пророком, Мир ему и Милость Аллаха, перед ангелом Джибрилем (Мир ему) в месяце рамадане, а в год смерти Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, такое повторение произошло дважды.
Кроме того, Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, учил сподвижников не только лишь значению аятов Корана – он давал заучить им текст наизусть. И сподвижники стремились к изучению Корана и надежному сохранению его в памяти – каждый хотел превзойти в этом другого. Были женщины, которые в качестве брачного дара требовали от женихов не что иное, как обучение их Корану.
Сотни сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, бросив все мирские дела, посвятили Корану всю свою жизнь. Они не только запомнили Коран, но и постоянно повторяли его во время ночных молитв. Как рассказывал господин Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах), как только прибывал переселенец из Мекки в Медину, Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, поручал кому-нибудь из местных мусульман обучить новоприбывшего Корану. И в главной мечети Медины стоял такой шум от голосов учителей и учеников, занимавшихся уроками Корана, что Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, даже пришлось просить их понизить голос, чтобы избежать путаницы.
Наставление Корана пришло к арабам после долгих веков невежества. И священная Книга стала ими почитаться как самая большая ценность в их жизни. При этом следует отметить, что по всему миру арабы были известны своей потрясающей памятью. Зная их характер и склонности, можно хорошо представить себе, на какие жертвы они готовы были пойти ради заучивания Корана. Поэтому через достаточно короткий промежуток времени большое количество праведных сподвижников безупречно, наизусть знали Коран. Как свидетельствуют повествования, в группу этих людей входили такие мусульмане, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, Саад, Абдулла ибн Масуд, Хузейфа ибн Яман, Салим мауля Аби Хузейфа, Абу Хурейра, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн Аббас, Амр ибн Ас, Муавия, Абдулла ибн Зубейр, Абдулла ибн Сагиб, Аиша, Хафса, Умм Саляма, Умм Варка, Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабаль, Муаз Абу Халима, Зейд ибн Сабит, Абу Дарда, Муджамма ибн Джария, Масляма ибн Мухалляд, Анас ибн Малик, Акаба ибн Амир, Тамим Дарами, Абу Муса Ашари и Абу Зейд (да будет доволен ими Аллах).
Это имена лишь некоторых из тех сподвижников, о которых в различных повествованиях сообщалось, что они заучили Коран наизусть. Помимо них было огромное количество других людей, которые запомнили весь Коран, но не упоминаются в повествованиях в этом качестве. Это подтверждается, например, тем фактом, что в определенное время благородный Пророк направил одному из племен до семидесяти чтецов для обучения людей Корану. Есть также сообщения о гибели семидесяти чтецов Корана из числа сподвижников во время битвы при Мауне. Такое же количество сподвижников, знавших наизусть Коран, погибло в сражении при Ямаме после смерти Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Причем одно из повествований говорит даже о гибели семисот чтецов Корана в этой битве.
И это лишь факты о тех сподвижниках, которые наизусть знали весь Коран, а ведь были и те, кто заучил некоторые его части, и их число не поддается подсчету. Иными словами, сохранение Корана в первые годы ислама основывалось на заучивании его текста наизусть. Если учесть сопутствующие обстоятельства того времени, это был самый безопасный и надежный метод, ведь в ту эпоху грамотных людей было очень немного, не было никаких печатных станков и иных подобных способов публикации книг. Поэтому при записи текста на бумаге его широкое распространение оказалось бы невозможным, и о гарантированной сохранности речи бы не шло. Вместо этого Аллах даровал жителям Аравии такую потрясающую память, что многие из них безупречно знали тысячи стихотворных строк. Самые обыкновенные люди из числа арабов помнили наизусть не только свою родословную и генеалогию своей семьи, но даже родословную своих коней. Столь превосходная память блестяще использовалась в деле сохранения священного Корана. И так, от человека к человеку, аяты и главы Корана достигли каждого уголка Аравии.
О скорости распространения Корана можно судить по сообщению Амра ибн Салямы, который, будучи семилетним ребенком, жил на берегу родника, у которого останавливались для отдыха путники. Еще до принятия ислама он заучил немалую часть Корана только за счет того, что слушал останавливавшихся у родника людей.
Первая стадия: запись Корана в эру Пророка, Мир ему и Милость Аллаха
Хотя основным способом сохранения текста Корана было заучивание его наизусть сподвижниками, благородный Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, также организовал запись аятов. О том, как это было сделано, рассказывал в одном из хадисов господин Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах):
Я записывал ниспосланные Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, аяты. Когда к нему приходило Откровение, он чувствовал жар, и капли пота стекали с него словно бусинки. Когда это состояние заканчивалось, я доставал лопаточную кость или другой материал. Он диктовал, а я записывал. По завершении записи ее вес был таким, что мне казалось, будто моя нога сломается под ее тяжестью, и я больше не смогу ходить. Как бы то ни было, когда я заканчивал запись, он говорил:
«Читай!» – и я читал ему. Если мною была допущена ошибка, он исправлял ее, а затем я выносил запись людям.
Запись Откровений была поручена не только Зейду ибн Сабиту, но и другим сподвижникам, исполнявшим данную работу по мере необходимости. Согласно подсчетам, общее число писарей доходило до сорока, но наиболее известны из них следующие люди: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Убай ибн Кааб, Абдулла ибн Аби Сарх, Зубейр ибн Аувам, Халид ибн Сагид ибн Ас, Абан ибн Сагид ибн Ас, Ханзаля ибн Рабиг, Мукыб ибн Аби Фатыма, Абдулла ибн Аркам Зухри, Шурахбиль ибн Хасна, Абдулла ибн Раваха, Амир ибн Фухейра, Амр ибн Ас, Сабит ибн Кайс ибн Шаммас, Мугыра ибн Шугба, Халид ибн Валид, Муавия ибн Аби Суфьян, Зейд ибн Сабит (да будет доволен ими Аллах).
Господин Усман (да будет доволен им Аллах) говорил, что Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, не только диктовал аяты, но и указывал писарю, в какой главе и после каких слов следует записать ниспосланное Откровение. Так и делали.
В Аравии бумага встречалась редко, поэтому Откровение записывалось в основном на каменных плитах, пергаменте, ветках финиковых пальм, бамбуке, листьях деревьев и костях животных. Но иногда использовали и листы бумаги. Поэтому во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, экземпляр Корана записывался под его личным руководством, но при этом не представлял собой единую книгу, а состоял из разрозненных пергаментных листов. Кроме того, некоторые сподвижники, да будет доволен ими Аллах, записывали аяты также для себя, причем такая практика существовала с самого начала исламской эры, о чем свидетельствует тот факт, что, когда еще не ставший на тот момент мусульманином господин Умар, да будет доволен им Аллах, узнав о принятии ислама его сестрой Фатимой ибн Хаттаб и ее мужем Сагидом ибн Зейдом (да будет доволен ими Аллах), в ярости вошел в их дом, он увидел пергамент, на котором были записаны аяты главы «Та Ха», и их обучал этим аятам господин Хаббаб ибн Аратт (да будет доволен им Аллах).
Кроме того, имеется ряд хадисов, указывающих на то, что у сподвижников, да будет доволен ими Аллах, были собственные экземпляры всего Корана и копии некоторых его частей. Например, Бухари, да помилует его Аллах, приводил следующие слова Ибн Умара, да будет доволен им Аллах:
«Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, запретил брать с собой Коран при отправлении во вражескую землю».
В сборнике «Муджам» Табарани есть также сообщение о следующем высказывании Пророка, Мир ему и Милость Аллаха: «За чтение Корана без обращения к записям – тысячекратная награда, а за его чтение по записям – двухтысячекратная награда».
Приведенные два повествования явно указывают на то, что у сподвижников, да будет доволен ими Аллах, были собственные экземпляры Корана еще при жизни Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Если бы это было не так, вопрос о чтении Корана по записям и их переносе на вражескую территорию даже бы и не поднимался.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №1 (85)