Еще одно убедительное доказательство в истинности Корана – это его чудесная природа. Это книга, подобную которой не в силах создать человечество. Поэтому ее называют величайшим чудом благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Здесь мы хотели бы вкратце рассказать о сути чуда Корана, которое свидетельствует о том, что Коран представляет собой Слово Аллаха, и человеческий разум никакого участия в нем не принимал. Перед тем как продолжить, необходимо принять во внимание следующие два момента.
Во-первых, следует учесть красноречие и риторику: эффект от них невозможно полностью описать словами, это имеет отношение к ощущениям, познанию. Посредством тщательного поиска, исследований и размышлений мы можем лишь установить некоторые правила в отношении риторики, но указанные принципы все равно не будут решающими факторами. Оценка достоинств и недостатков речи в конечном счете основана на инстинктах и интуиции. Ведь, например, мы не можем абсолютно точно описать словами, что подразумевает под собой прекрасное лицо; или в чем выражается красота, утонченность цветка; или выразить словами аромат мускуса или вкус и запах спелого фрукта. Так же мы не способны в полной мере описать, в чем заключается риторика речи. Но, слушая ее, образованный человек сразу почувствует ее красоту и элегантность.
Во-вторых, красноречие языка могут ощутить лишь те, для кого он является родным. Ни один человек, для кого он таковым не является, не сможет сравниться с носителем языка по умению оценить его тонкости. В доисламские времена высшим искусством арабы почитали ораторское. И у каждого жителя Аравии было прирожденное чувство к литературе и поэзии. Красноречие и риторика были у них в крови. Живость их собраний, веселье ярмарок, восхваляемые заслуги – все это получило отражение в их поэзии и литературе. Они настолько гордились своими достижениями в литературе, что все другие народы они с презрением называли «немыми». И в такой обстановке появляется речь, которая до арабов была донесена безграмотным, необразованным Мухаммадом, Мир ему и Милость Аллаха. Он представил ее перед ними и заявил, что это Слово Аллаха, поскольку:
«Если б люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу».
Заявление такого рода было неслыханным. Оно пришло от человека, который ничему у известных поэтов и литераторов того времени не учился, ни разу не читал стихи на поэтических собраниях, никогда не посещал предсказателей. Он не то, что не сочинял стихи, а даже сам не помнил стихов поэтов. Таков был человек, кого эти мастера риторики называли основателем новой религии. Если это заявление истинно, то вся их прежняя вера с традициями и обычаями была обречена на полное крушение. Это заявление было величайшим вызовом их литературным талантам, а также смертельным ударом по их прежним верованиям. Это был вызов к сражению за их национальную и личную гордость, мимо которого надменные арабы никак не могли пройти. Но в ответ на этот вызов все огненные поэты и прирожденные ораторы не смогли произнести ни звука. Никто из них не смог принять этот вызов. Через некоторое время Коран еще раз объявил:
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную главу и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду. Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим».
И на этот вызов никто не смог ответить. Ни один человек не смог составить даже несколько предложений, которые бы сравнились с аятами Корана. И это были те люди, которые, как писал шейх Джурджани, не могли оставить без насмешек стихи того, кто бы гордился своими талантами, даже если б он находился на другом конце света. Было просто невозможно представить, что они промолчали в ответ на такие повторяющиеся вызовы. И тому есть ровно одно объяснение: все корифеи риторики и красноречия оказались беспомощны при встрече с вызовом Корана. Они сделали все, чтобы по максимуму преследовать Пророка, Мир ему и Милость Аллаха: преследовали его, обзывали сумасшедшим, колдуном, поэтом, гадателем, но не смогли составить даже нескольких предложений, которые бы сравнились с аятами Корана. Многие из поэтов и ораторов не только не отвечали на вызов, но и честно признавались в удивительном, невероятном воздействии Корана. Имам Хаким и Байхакы приводили следующее высказывание Валида ибн Мугыры о Коране:
Клянусь Богом! Произносимые им слова – чрезвычайно сладкие и изящные… Эта речь потрясает, ее невозможно одолеть. Автор этого высказывания был племянником Абу Джахля, который, узнав, что его родственник потрясен Кораном, пошел к тому, чтобы сделать выговор. Но Валид ответил:
– Клянусь Богом! Никто из вас не разбирается в красоте и уродстве поэзии лучше меня. Клянусь Богом! То, что говорит Мухаммад, ничего общего не имеет с поэзией.
Как рассказывал Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), после начала пророческой миссии господина Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, тот же Валид ибн Мугыра собрал всех курайшитов и обратился к ним в связи со скорым пришествием месяцев хаджа. Он сказал им, что в связи с наступающим периодом в Мекку прибудут представители различных племен Аравии, и нужно бы выработать единый план для нейтрализации призыва Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха. Курайшиты предложили обвинить его в том, что тот – гадальщик. Но Валид ответил:
– Клянусь Богом! Его слова – не то, что говорят гадальщики. Тогда курайшиты предложили объявить его сумасшедшим, но Валид сказал:
– Ни следа безумия в нем нет.
Курайшиты предложили объявить его поэтом, но Валид отверг и это:
– Я от «А» до «Я» знаю все формы поэзии. То, что он говорит, – не поэзия.
– Объявим его колдуном, – сказали тогда курайшиты.
Поначалу Валид ибн Мугыра отверг и это предложение, но в конечном счете согласился с ним, сославшись на то, что его слова действительно обладают магическим воздействием и могут разъединить отца с сыном и двух братьев.
Известен также случай с Утбой ибн Рабига, видным курайшитским лидером. Он пошел к Мухаммаду, Мир ему и Милость Аллаха, для обсуждения условий соглашения. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, прочел перед ним начальные аяты главы «Фуссылят». Утба сосредоточенно слушал их вплоть до момента, когда Пророк совершил поклон Аллаху после аята земного поклона. Будучи в полном потрясении от услышанного, Утба пошел домой. Люди пришли к нему узнать результаты переговоров, и он им сказал:
– Клянусь Богом! Мухаммад произнес такие слова, которые мне никогда не приходилось слышать. Я не знаю, что сказать.
Есть немало иных случаев, сохранившихся на страницах истории и показывающих, как известные писатели и поэты того времени не только оказывались неспособными принять вызов Корана, но и своими словами и поступками вынуждены были признать невероятное воздействие слов Книги Аллаха. Некоторые авторы из числа немусульман выразили мнение, что возможно существовали люди, принявшие вызов Корана по созданию схожих строк, но до нас сообщения о них могли и не дойти. Абу Сулейман Хаттаби, да помилует его Аллах (живший до 388 г. х.), ведущий специалист по литературе и известный хадисовед, представил убедительный комментарий к подобным предположениям: «Это абсолютно ложные представления, поскольку важные события, какой бы характер они ни носили, всегда записывались для потомства. Особенно это касается тех событий, которые были в центре внимания людей. А это (вызов Корана) получило широчайшую огласку в то время, и просто невозможно представить, чтобы о текстах, которые были выдвинуты в ответ, до нас ничего не дошло. Если представить такое возможным, то тогда возможно себе представить и появление в то время ряда иных пророков и священных писаний, информация о которых до нас не дошла. Поскольку это невозможно, то столь же невероятно и предположение о существовании ответов на вызов Корана».
Впрочем, следует отметить, что некоторые шуты составили смехотворные строки, которые дошли до нашего времени, и арабы посмеялись над составленной глупостью. Например, был человек, написавший следующие строки, пародируя главу «Кариа» и «Слон»:
Также были составлены такие строки:
Мусайлима Лжец объявил следующие строки «откровением», ниспосланным ему:
Много времени спустя после ниспослания Корана известный арабский литератор, эссеист и переводчик книги «Калиля вадимна» Абдулла ибн Мукаффа (живший до 142 г. х.) решил написать ответ на Коран, но стоило ему услышать декламацию ребенком аята:
и он тут же заявил:
– Я свидетельствую, что невозможно повторить такие слова. Воистину, эти слова не принадлежат человеку.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №8, (92).