Веления
Следующей темой Корана являются веления, которые можно подразделить на три вида:
- Законы и веления, относящиеся исключительно к правам Аллаха. Мы называем это поклонением. Сюда входит очищение, намаз, закят, пост в месяц рамадан, жертвоприношение и хадж. Коран дает общие указания в отношении данных вопросов.
- Нормы и указания, касающиеся исключительно прав людей (взаимоотношений). Сюда входит, например, торговля, правосудие, свидетельства, залог, передача имущества на хранение, употребление в пищу туш животных и напитков, завещательные дары, наследование и т. п. Нормы в их отношении даны в самом Коране.
- Правила в отношении того, что в некоторых аспектах является поклонением, а в некоторых – взаимоотношениями. Так, Коран говорит о браке, разводе, об уголовном праве, честности, правонарушениях, войнах (джихаде), вере, клятвах и пр. Коран стремится дать миру чистый образ жизни, который позволит человеку жить в мире и спокойствии. Поэтому веления ниспосылались постепенно. Каждое веление появлялось не внезапно: сначала людей готовили к его приходу, а уже затем оно претворялось в жизнь. Примером здесь может служить запрет опьяняющих напитков. Арабы были столь привязаны к ним, что у них имелось двести пятьдесят различных слов для их выражения. Избавление их от этой вредной привычки – чудо Корана. Когда вначале благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, спросили о том, дозволены ли такие напитки, Коран не поведал о запрете, а сообщил следующее:
Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».
Благонравные люди поняли, что лучше отказаться от употребления таких напитков. Спустя некоторое время было ниспослано веление:
Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными.
Это породило общую нелюбовь к спиртному. И еще через некоторое время было ниспослано следующее веление:
Опьяняющие напитки, азартные игры, жертвы (идолам) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Сатаны. Сторонитесь же этого…
У ниспослания того или иного веления Корана была одна из следующих двух разновидностей предпосылок:
- Один или несколько аятов ниспосылались, когда Аллах желал изменить порочный обычай, имевшийся среди мусульман или неверующих. Например, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что арабы часто брали себе в жены девушек-сирот, которые находились под их опекой. Целью было завладение их имуществом или наслаждение их красотой. При этом женихи не выплачивали невестам такого же свадебного дара, как в случае брака с другими женщинами. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что некоторые арабы брали себе одновременно до десяти жен и, когда оказывались не в состоянии содержать их, присваивали себе имущество сирот, находившихся под их опекой. Икрима (да будет доволен им Аллах) тоже говорил о том, что арабы брали себе до десяти жен, и при этом о справедливом и равном отношении речи не шло. Такие обычаи и поступки были ошибочными. Их необходимо было исправить в исламском обществе. И Аллах ниспослал подробный аят, который искоренил все эти пороки:
Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам (под вашей опекой), то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех или четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…
Тем, кто не исполнял должным образом права девушек-сирот, находившихся под их опекой, и взял их в жены, был дан совет о том, что женитьба на таких сиротах ошибочна, ведь Аллах дал возможность брать до четырех жен из других женщин. Аят также устанавливал предел в количестве четырех жен для тех, кто заключал до десяти браков и не был справедлив. Подчеркивалось, что дозволенность многоженства зависит от строгого соблюдения справедливости и равенства к каждой из жен. Если же было опасение несправедливого отношения, то следовало ограничиваться одной женой. Таким образом, один аят положил конец сразу нескольким порокам.
- Другой предпосылкой ниспослания велений были вопросы сподвижников по той или иной теме. Примеры мы приводили во второй главе в разделе «Предпосылки откровения».
Истории
Третьей важной тематикой Корана являются истории об определенных событиях. Здесь могут затрагиваться:
а) события прошлого,
б) будущие события.
События прошлого
Из событий прошлого Аллах в основном уделил внимание тому, что относится к Божьим пророкам и посланникам. Также описывались события из жизни праведников и непокорных народов. В Коране упоминаются случаи из жизни двадцати семи пророков. Перечислим их в хронологическом порядке: Адам, Нух (Ной), Идрис, Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак, Лут, Якуб, Юсуф, Шуайб, Муса (Моисей), Харун, Юша, Хизкыль,
Юнус, Ильяс, Аль-Яса, Шамуил, Дауд, Сулейман, Зулькифль, Узайр, Закария, Яхъя и Иса (Мир им всем).
Кроме того, в Коране рассказывалось о десяти народах и людях: асхаб-уль-джанна (владельцы Сада), асхаб-уль-каръя (жители Селения), Лукман, асхаб-ус-сабт (люди субботы), асхаб-ур-Расс (люди Расса), Зулькарнайн, асхаб-уль-кяф (обитатели Пещеры) и Ракым, каум-Саба (сабеи), асхаб-уль-Ухдуд (жители Ухдуда), асхаб-уль-филь (армия слона).
При описании данных событий Коран не преследует цели исторического свидетельства, а стремится преподать моральный урок и советы мусульманам. Нам также показывают, что все эти исторические события передаются нам человеком, который не умел читать и писать и не был в обществе тех, кто мог бы передать подобные знания. Значит, об этом сообщил ему не кто иной, как Аллах, и источник этих слов – не человек, а Сам Аллах. Кроме того, в данных повествованиях содержатся сокровища знаний. Каждый аят Корана дает бесчисленные наставления человечеству.
Почему истории повторяются?
Иной раз можно увидеть, что одна и та же история повторяется в разных аятах Корана. Например, события, связанные с пророком Моисеем (Мир ему) описываются семьдесят два раза. Почему же так происходит? Может показаться, что для людей было бы проще и легче, если бы событие было описано один раз, а вместо его повторения затрагивались бы уместные в этой связи правила. На самом деле, для таких повторений имеется ряд рациональных причин:
- Коран ниспосылался не сразу, а постепенно. Причем ниспослался он людям, жизнь которых была полна трудностей, на их долю выпадали все новые испытания в первые годы
ислама. Не будет преувеличением сказать, что вся их жизнь проходила в жертвах, войнах и тяжком труде. Они могли бы прийти в уныние, если бы раз за разом не получали утешение.
Поэтому мы видим, что, когда мусульмане сталкивались с трудностями, Коран описывал случаи из жизни прежних пророков: мусульманам постоянно напоминали, что они не одиноки в испытаниях; каждый народ, которому была дана миссия призыва к праведности, испытывал значительные трудности, но, в конце концов, добивался успеха и победы. Поэтому рассказы о том или ином пророке могли упоминаться в разных местах Корана. Даже описание различных частей одного и того же случая можно увидеть в разных местах.
- Повторение историй ясно показывает, что цель Корана – не в том, чтобы подробно описать различные веления. Коран дает лишь их общие принципы. Основной же целью является исправление убеждений, а также призыв, побуждение к моральному поведению и воспитанию характера. А подробно нормы и правила давались через некораническое откровение, и этому учил людей Пророк, Мир ему и Милость Аллаха.
Такой подход Корана – убедительное доказательство важности хадисов (сообщений о действиях и словах Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Если бы Коран должен был стать единственным источником исламских норм, а хадисам не было бы дано такой роли, то Коран описывал бы веления вместо повторения историй, которые бы передавались через некораническое Откровение. Понятно, что цель передачи историй в этом случае оказалась бы достигнута. Но тот подход, который мы видим в Коране, подчеркнул, что его целью является передача человечеству верных убеждений и воспитание характера. Поэтому в нем
описываются лишь общие исламские принципы. Коран гласит:
«О, нет, — клянусь твоим Господом! — они до тех пор не будут считаться настоящими верующими в Истину Аллаха, повинующимися Ему, пока не сделают тебя судьёй в спорах и разногласиях между ними, пока не перестанут сопротивляться твоим решениям и подчинятся им полностью как искренние верующие»
- Повторение историй также указывает на чудесную природу Корана. Прослушивание одного и того же рассказа утомляет человека, он не может слушать его вновь и вновь. Даже интересная история теряет свое очарование от повторения. Но в случае Корана читатели и слушатели каждый раз с новым интересом знакомятся с текстом. И остается лишь признать, что Коран не написан человеком, он – Слово Бога.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №5 (101)