Наступает середина месяца Шаабана, одного из четырех запретных месяцев Аллаха. Месяц Шаабана предшествует месяцу Рамадан и является его преддверием. И точно также как перед и после обязательных намазов идут дополнительные намазы «раватиб», также можно сказать и о Шаабане и 6 днях Шавваля.
Подобно тому, как суннат намазы перед обязательными дают человеку подготовиться к более любимому Аллахом, как сказано в хадисе, обязательному поклонению, так и Шаабан готовит мусульманина к Рамадану, чтобы он подготовился к поклонению в Рамадане и привык к нему. А что касается 6 дней Шавваля сразу после Рамадана, то они дополняют недостатки обязательного поста и служат признаком того, что раб Аллаха не устал поклоняться своему Господу, и что его поклонение в Рамадане принято Аллахом.
Много поститься во время месяца Шаабан является сунной Пророка, мир Ему и милость Аллаха, так как мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что она не видела Пророка постящимся так много помимо Рамадана, как он это делал в Шаабане. Поэтому Пророк, мир Ему и милость Аллаха, придавал огромное значение этому месяцу. Также передается от Него, мир Ему и милость Аллаха, «Шаабан – это мой месяц»
Посланник Аллаха мир Ему и милость Аллаха в достоверном хадисе, переданном имамом Ахмадом, сказал: «Шаабан – это месяц, к которому небрежны люди между Раджабом и Рамаданом, и это месяц, в котором деяния поднимают к Господу миров, и я хочу, чтобы мои деяния подняли в то время, как я держу пост».
Но ученые говорят, что для нас желательно не держать пост после первой половины Шаабана, если мы не держали его в первой. То есть если мы держали пост в первой половине месяца Шаабан, то желательно поститься и во второй, а если для нас наступила середина Шаабана, а мы еще не вкусили сладость этого поклонения в первой половине, то желательно не держать пост и во второй. Это мнение большинства ученых, основанием которого является хадис Посланника Аллаха, мир Ему и милость Аллаха, «Когда наступит середина Шаабана, то не поститесь до Рамадана». Те, кто посчитали хадис достоверным, сказали, что тому, кто не постился в первую половину месяца Шаабан, не следует поститься и во вторую, кроме того, кто держит свой пост в принятые им дни для поста, как например понедельник и четверг, и кроме того, кто должен держать обязательный пост, как например восполнение пропущенного или обет, в таком случае он будет держать его хоть до последнего дня Шаабана. Но тот, кто не должен восполнить пропущенный пост или обет, не держит пост в принятые для этого дни, и не постился в первую половину, не будет поститься во второй половине.
Но все же некоторые ученые дозволили держать пост во второй половине, даже если человек не постился в первой. Это значит, что в данном вопросе есть разногласие, и мы хотим сказать изначально, что пост и его шариатские положения, даже все исламское право, в нем есть разногласие между учеными, потому что эта наука «фикх» называется наукой «фуру’» (ответвлений) и наукой «хиляф» (разногласий), поэтому ты не считай странным и чуждым, что шариатские положения могут розниться в одном вопросе от одного ученого к другому, и от одного мазхаба к другому. Это не является поводом для возражения или порицания Шариата, а наоборот – поводом восхваления, так как разногласие ученых – милость. И тебе, о мукаллид, можно взять из слов ученых, муджтахидов то мнение, которое тебе хочется, и на тебе нет порицания, и это милость Аллаха для тебя. Ведь Аллах в Коране говорит: «Так спрашивайте обладающих поминанием (знанием), если сами не знаете». Так выбери мнение любого алима, муджтахида из муджтахидов, и если мы говорим, что в вопросе есть разногласие, то ты можешь выбрать одно из этих мнений.
Месяц Шаабан выделен также Аллахом особым благословенным отрезком времени – это ночь середины Шаабана, в которую Аллах смотрит на своих рабов и прощает всех, кроме придающих Аллаху сотоварища и находящихся в ссоре.
Также передал Ибн Маджа от нашего господина Али, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир Ему и милость Аллаха, сказал: «Когда наступит ночь середины Шаабана, то выстаивайте ее ночь и поститесь в ее день, воистину Аллах снисходит (снисходит его милость) на нижнее небо во время захода солнца, и говорит: «Нет ли просящих у меня прощения, чтобы я простил ему, нет ли просящих удела, чтобы я дал ему, нет ли находящегося в трудном положении, чтобы я облегчил ему, нет ли того-то, нет ли того-то, пока не наступает рассвет».
Поэтому оживление этой ночи различными видами поклонения и держание поста в следующий за нею день являются желательными.
Что же касается особой молитвы, которую совершают некоторые люди в эту ночь, и которая состоит из 100 ракаатов, то на нее нет никакого основания, и это является нежелательным порицаемым нововведением, и ложью на Пророка, мир Ему и милость Аллаха, как это разъяснили ученые 4 мазхабов.
Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, говоря о намазе рагаиб и намазе в 100 ракаатов в середине Шаабана сказал: «Эти два намаза – два нововведения, два порицаемых и мерзких дела и пусть никто не обманется тем, что они упомянуты в книгах «Кут аль-кулюб» и «Ихья» и тем хадисом, который в них упомянут, воистину все это ложно, и пусть также никто не обманется некоторыми имамами, которые не поняли правильно шариатского положения относительно этих намазов и написали листки в пользу желательности их, воистину они – ошиблись» [Аль-Маджму’ Т.4 С.64]
Также это упомянуто в книге «Мугни аль-Мухтадж» Хатыба аш-Ширбини.
Хафиз Аль-Ираки – да помилует его Аллах – сказал: «Хадис о намазе середины Шаабана приписан Посланнику Аллаха и является ложью на Него».
Хафиз аль Аджалуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Кашф аль-Хафа» сказал: «Что касается разделов о намазе «рагаиб», намазе середины Шаабана, середины Раджаба, намазе имана, намазе ночи вознесения, намазе ночи предопределения, намазе каждой ночи Раджаба, Шаабана и Рамадана, то в этих разделах нет ничего достоверного в основе».
Имам Ан-Навави также сказал в своем комментарии на сборник Имама Муслима:
«Да погубит Аллах, того, кто изобрел его (намаз середины ночи Шаабана), воистину это порицаемое нововведение, из тех, что являются заблуждением и невежеством, и в нем явные порицаемые явления.
И Группа ученых составили ценные труды, доказывая его отвратительность, доказывая заблуждение тех, кто его совершает и тех, кто его изобрел, приводя доводы на его отвратительность и несостоятельность и на заблуждение совершающего его столько, что их и не перечесть».
Ибн Хаджара аль-Хайтами, да помилует его Аллах, спросили: «Можно ли совершать намаз-рагаиб в джамаате или нет?», и он ответил: «Что касается намаза-рагаиб, то это, как и намаз середины Шаабана, является мерзким порицаемым нововведением, их хадис – вымышленный, и совершать их нежелательно как отдельно, так и в джамаате». [Аль-Фатава аль-Фикхиййа аль-Кубра 1/216]
Хафиз Ибн аль Джаузи сказал: Поистине, мы видели много людей которые совершали, много этих ракаатов которые сходились с короткой ночью, и они пропускали Утреннею обязательную молитву фаджр, и встречали утро вялыми. Ибн Джаузи «аль Мавдуаат» 2\127
Хафиз Джалалуддин ас Суюти да помилует его Аллах сказал: «Я удивляюсь их побуждению людей молиться в эти две ночи Рагаиб и середина шаабана совершать намаз 100 ракаатов, и их упущениям в тех делах муакадда в которых Пророк мир ему и милость Аллаха постоянствовал» «аль Амру биль иттибаъ» стр 136
Также на эту тему можно посмотреть следующие книги:
«Мавду’ат» Ибн Аль-Джавзи, Т.2, С.127
«Аль-ба’ис аля инкариль-бида’» Абу Шама, С.124
«Аль-Амру биль иттиба’» Ас-Суюти, С.136, 139
«Шарх Сахих Муслим» Ан-Навави, Т.8, С.20
«Аль-Адаб фи Раджаб» Аль-Кари, С.43
«Найл аль-Автар» Шавкани, Т.4, С.337
«Фатава -Имама ан-Навави», Ан-Навави, С.57-58.
dinaserdalo.com