Хвала Всевышнему, бесконечный салават и салам нашему Пророку – господину всех пророков, его семейству и сподвижникам. Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране (смысл):
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».
В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (аль-Бухари).
Аллах возвеличивает любое время и место, какое Он пожелает.
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим). Месяцем Аллаха Мухаррам назван из-за его почётности. Аль-Кари сказал, что имеется в виду весь месяц. Но всё-таки не установлено, что Пророк ﷺ соблюдал пост весь месяц, кроме Рамадана. Этот хадис считают побуждающим к увеличению количества дней, во время которых соблюдается пост. (Ан-Навави)
Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день…» (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).
Отличие дня Ашура у мусульман
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день”. Онﷺ сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“» (имам аль-Бухари).
Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Люди во времена джахилии обычно постились в этот день…» Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за Ибрахимом (мир ему)». Также передали, что Пророк ﷺ обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину. После переселения он узнал, что иудеи особо отмечают этот день, и на его вопрос о причине они ответили так, как изложено в вышеуказанном хадисе. Он повелел мусульманам отличаться от иудеев и не отмечать этот день как праздник. (Ибн Хаджар, «Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахих аль-Бухари»)
Достоинства поста в день Ашура
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого года.
Каким днём считается день Ашура
Ан-Навави сказал: «Ашура и Тасуа – слова с буквами удлинения, как известно из книг по арабскому языку. Мнение большинства учёных: “Ашура – десятый день Мухаррама, и Тасуа – девятый день. Таково ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. И это также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу). Ашура – исламское название, которое не было известно во времена джахилии» («Кашшаф аль-Кина»).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррама» (Тирмизи).
Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, иншааллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, что Посланник Аллаха ﷺскончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).
Аш-Шафии, его ученики, Ахмад, Исхак и другие передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк ﷺ постился в десятый день и намеревался поститься в девятый». На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура: наименьшая из них – пост только на десятый день, а лучшая – пост на девятый и десятый дни. Чем больше поститься в этот месяц, тем лучше.
Мудрость желательности поста в девятый день Мухаррама
Аль-Навави сказал: «Учёные – наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:
- Чтобы отличаться от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
- Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.
- Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.
Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)
О соблюдении поста лишь в день Ашура
В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура» (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.
Нежелательно поститься только в пятницу, если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу, если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом, как Ашура или Арафа. («Тухфат аль-Мухтаадж»)