Начиная с момента появления человека на свет, существует немало факторов, влияющих на его воспитание и обучение. Прежде всего, человек в любом деле испытывает потребность в образцовой личности наставника. Ибо его мысли, убеждения и поступки, формирующие его жизнь, образуются благодаря языковым, религиозным, нравственным качествам и привычкам, примеры которых он видит и под впечатлением которых находится. В целом это обстоит так, хотя и могут быть редкие исключения. К примеру, ребенок, прежде всего, обучается тому языку, на котором общаются его родители. Позднее он, основываясь на образцах, взятых им в качестве примеров для подражания, может выучить второй, третий и даже четвертый языки. Имеющаяся у человека врожденная склонность к подражанию является одним из важнейших факторов, формирующих его личность. Поэтому воспитание человека есть не что иное, как подражание положительным или отрицательным образцам. Таким образом, человек, находясь под различным воздействием со стороны воспитывающих его родителей, семейного окружения и, наконец, среды, в которой он живет, сообразно степени имеющейся у него способности к подражанию вливается в общество как положительная или отрицательная личность.
Однако, если в большинстве случаев обучение человека языку, на котором говорит его окружение, и тому подобные внешние, видимые частности не являются проблемой, то при формировании у него нравственных качеств, его духовного мира и религиозных убеждений могут возникнуть большие серьезные препятствия. Ибо два таких огромных препятствия, как нафс (эго), являющийся источником страстей, и шайтан, данные человеку Аллахом с целью испытания и никогда не оставляющие его, могут стать причиной того, что он станет в большинстве случаев подражать не тем лицам, кому следовало бы подражать, и введет в обиход вместо добродетелей совершенно противоположные вещи.
Исходя из этой точки зрения, духовный мир человека должен формироваться благочестивыми праведниками — авлия и пророками, являющимися совершенными личностями. В противном случае человеку будет не так-то легко проявить свою способность к защите и предохранению самого себя от недальновидности, заблуждений и различных искушений, воспрепятствовать превращению своего вечного счастья в печальную горечь утраты и разочарование. В связи с этим человек испытывает потребность в чутком, утонченном наставнике. Люди всегда бывают очарованы теми личностями, которых они признают своими наставниками, будь они положительными или отрицательными, и которым они пытаются, в меру своих сил, подражать.
Люди, взявшие за образец для подражания тех, кто ведет распутный образ жизни, кто пребывает в духовной нищете, подвергают себя и свое вечное счастье опасности. Какое ужасное расточительство их состояние, это пустая трата времени и духовное банкротство! В сущности, это есть не что иное, как страшное заблуждение, нанесение ущерба своей душе и заполнение ее вакуума ложными ценностями. Благочестивый Мавляна, да помилует его Аллах, говоря об этом странном состоянии человека, приводит следующий пример: «Неудивительно, что ягненок бежит прочь от волка. Однако поразительная вещь заключается в том, что ягненок бывает очарован волком!»
Так вот для того, чтобы в этом бренном мире, данном нам для испытания, не попасть в беду, отдав душу волку, нам следует с любовью подчиниться и повиноваться Предводителю Миров — Сайиду’ль-Мурсалин — Пророку Мухаммаду Мустафе (Мир ему и Милость Аллаха), которого послал нам Всевышний Аллах в качестве примера прекрасной образцовой личности, Усва-и Хасана. Он должен стать единственным Султаном наших душ и нашим жизненным Наставником. Ибо любовь к Нему — это обязательное религиозное предписание — фард.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
«Пророк у верующих дороже их собственных жизней».
В одном из хадисов также упоминается любовь к Посланнику Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) как непременное условие истинной веры: «Клянусь Аллахом, под чьим могуществом Я нахожусь! До тех пор, пока Я не стану для вас любимее ваших матерей, отцов, детей и всех людей, никто из вас не сможет считаться уверовавшим в истинном значении этого слова». А в другом хадисе после сообщения о том, что сладость веры может вкусить лишь тот, кому свойственны три качества, сказано, что самым лучшим качеством человека является любовь к Аллаху и Его Посланнику (Мир ему и Милость Аллаха), которая превыше всего. Весьма примечателен переданный Абдуллахом ибн Хишамом, да будет доволен им Аллах, хадис, который указывает на степень чувства любви, которую должен испытывать верующий по отношению к Посланнику Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха: «Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха). Благородный Посланник (Мир ему и Милость Аллаха) сидел, взяв руку Умара (да будет доволен им Аллах) в Свои ладони. В это время Умар (да будет доволен им Аллах), сказал:
«О, Посланник Аллаха! За исключением своей жизни, я люблю Тебя больше всего!» На эти слова Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) ответил так: «Нет, ты должен любить Меня больше, чем свою собственную жизнь!» Умар (да будет доволен им Аллах) тотчас сказал: «В таком случае, я люблю Тебя, о, Посланник Аллаха, больше собственной жизни!» А Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, в ответ на это сказал: «Вот теперь правильно»».
Необходимым условием любви и первым ее результатом является память о том, кто любим, и соответствие ему в словах, делах, в образе действий и суждениях. Для того чтобы стать обладателем сердца, полного любви к нашему Пророку (Мир ему и Милость Аллаха), следует, прежде всего, изучить подробно славную его Сунну и искренне отразить ее с глубоким чувством и с величайшим почтением во всех своих поступках и делах… Ибо исламский уклад жизни невозможен без украшения своих сердец любовью к Нему, без знания Его жизни. Осуществление этого возможно лишь в результате овладения знаниями о жизни Пророка и связано с приобретением человеком глубины и тонкости чувств. Невозможно испытать чувство настоящей любви, не узнав Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха. Не достигнув зрелой любви по отношению к нему, Мир ему и Милость Аллаха, невозможно удостоиться истинной веры. Даже для того, чтобы удостоиться любви Аллаха, следует повиноваться Пророку Мухаммаду (Мир ему и Милость Аллаха). Вот почему наш Господин Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил так много о любви, чувствуя потребность прикосновения к тонкостям, касающимся любви.
Совершенный характер нашего Господина Мухаммада Мустафы (Мир ему и Милость Аллаха) подобен бескрайнему морю. Согласно одной передаче, Он обладал всеми известными и неизвестными отличительными особенностями 124 тысяч пророков, Мир им всем, предшествовавших его появлению, и превзошел всех их своими совершенными качествами характера, прекрасным моральным и духовным обликом. Он, Мир ему и Милость Аллаха, был послан как Пророк Конца Света и Печать пророков-Хатаму’н-Наби, в качестве образцовой личности, отвечающей потребностям, которые будут возникать у человечества до самого Конца света. Наш Господин Мухаммад Мустафа (Мир ему и Милость Аллаха) является единственным Пророком и Человеком, чья жизнь была изучена вплоть до мельчайших подробностей. Лишь небольшое количество действий и поступков пророков, направлявших человечество ко Всевышнему Аллаху и к добру, дошли до наших дней, сохранившись в памяти людей, и могут являться примером для нас. Между тем, все действия и слова нашего Господина Пророка Конца Света (Мир ему и Милость Аллаха), начиная с самых простых, охватывая все более сложные и совершенные и кончая его духовным миром, запоминались. Им придавалось большое значение, и они вошли в историю в виде почетного призыва, который как величайшая милость Аллаха удостоен того, чтобы его доводили до сведения всего человечества через века, вплоть до самого наступления Конца Света.
Так вот, именно то, что критерии благословенной жизни нашего Господина Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), т. е. его образцовое поведение и действия были досконально изучены, сохранены и в надежном, достоверном виде дошли до нас через века, и возвышает Ислам над всеми прочими нравственными системами, позволяя ему переходить от теории к практике. Мы не должны терять душевного равновесия перед лицом жизненных бурь и наряду с этим должны, невзирая на тяготы и неожиданности жизни, для того чтобы уберечь себя от внутреннего раскола и падения, стараться приобретать такие высоконравственные черты характера, как чувство благодарности и смирения перед судьбой, покорности и терпения, твердости и мужества, самоотверженности и довольствования малым, альтруизма, щедрости и душевного богатства. Самый Великий Наставник — Муршид Камиль — тонкий, целомудренный, высоконравственный, со своей образцовой жизнью — это данный человечеству в качестве дара Всевышним Аллахом как образец для подражания по любым вопросам наш Благородный Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха).
Всевышний Аллах возвысил Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, до самой высокой ступени в обществе людей, до выполнения Им миссии пророка и главы государства, заставив его пройти все ступени социальной лестницы, начиная с самой низкой, с точки зрения беспомощности, степени в обществе — положения сироты. Все прожитые этапы жизни Благословенного Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), каждая ее ступень представляют собой идеальные и конкретные образцы для подражания, которым люди, в меру своих возможностей и способностей, должны следовать. То есть, для того, чтобы быть легко понятым людьми, находящимися на самых различных социальных уровнях, Ислам, благодаря безграничной милости Всевышнего Аллаха, воплотился в благословенной жизни Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха). На нашу же долю выпадает стараться с полным духовности сердцем наилучшим образом изучать благословенную жизнь Гордости Миров и передавать людям знания, связанные с Жизнеописанием Пророка, Мир ему и Милость Аллаха — «Сийяр Ан-Наби».
Вестник ИИу, №8 (80)
Продолжение …