Аллах даровал Своему самому лучшему творению — человеку — много благ, одними из которых являются достоинство, разум и знание. Эти качества украшают и возвышают человека. Поэтому, когда мы сталкиваемся с умным и знающим человеком, мы пронизываемся уважением и почтением к нему.
Его достоинство сразу отличается. А когда общаемся с малознающим, то и наше отношение к нему становится простым, лишённым интереса и перспективности. Всевышний Аллах так говорит в Коране (смысл): «Читай, о Мухаммад, Откровение, начиная с произнесения имени твоего Господа. Только Он в состоянии совершить творение. Он сотворил человека, обладающего соразмерным совершенным телом и знанием, из сгустка крови, в котором нет ничего, что могло бы вызвать гордость. Продолжай читать, и твой Господь — самый великодушный — оценивает тебя должным образом и не оставит тебя без помощи. Он — Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера), а он до этого не знал письма. Он научил человека тому, что никогда не приходило ему в голову. (сура «аль-Алак», аяты 1-5)
Он, хвала Ему, говорит о том, что научил человека письму, т.е., даровал нам такую милость, которая облегчает нам жизнь, даёт возможность сохранять речь, информацию с помощью письма и изъясняться таким же способом.
Когда речь идёт о знании, то это достаточно многогранное понятие, в него входят все виды его проявления в речи, умении, письме, деяниях. Мусульманин, уверовавший в своего Создателя и узнавший своё истинное достоинство во Вселенной, стремится соответствовать своему положению. Всевышний научил его тому, как сохранить свой достойный облик, не опуститься до уровня животных и тому, как превзойти ангелов. Познавший это человек обязан учиться человечности, милосердию, поклонению, чистоте души и внешности, грамотности во всех проявлениях. Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение) приводят нам наилучшие уроки и примеры всего этого. Так, примеры нравственности, чистоты души, безупречности поклонения и образа жизни мы можем видеть у самого Пророка Ислама (мир ему и благословение). А образцом грамотного письма является Коран – он безупречен, соблюдены слова и буквы, своевременность определённых повелений и запретов. Аллах, несомненно, обладатель знания и всякой мудрости. Человеку же подобало бы соответствовать тому своему положению, что он халиф — наместник Аллаха на земле.
И если мы облагодетельствованы такой милостью как письмо, то подобает ли нам легкомысленно относиться к этому дару? Когда нам пишут, пропуская запятые и другие знаки препинания, слова и предложения с ошибками, то это мешает понять собеседника, его мысль и ум, нас это раздражает. А когда мы пишем кому-то с ошибками, то это сравнимо с проявлением неуважения к адресату. Ещё одна опасность такого легкомыслия в письме состоит в том, что в зрительной памяти — укрепляются все эти ошибки и со временем человек забывает правильное написание, что ведет к привыканию к безграмотности. Так, безграмотность охватывает очень и очень многих, и это становятся материалом и поводом для осмеивания со сцены в юмористическом шоу.
Еще один порок нашего времени – люди часто, а то и всегда, используют так называемые слова-сорняки или слова-паразиты, которые «съедают» смысл сказанного и как бы питаются речью говорящего. Такого человека трудно выслушивать и, в основном, слушатели перестают пытаться вникать в суть его слов. К тому же эта привычка может говорить о неуверенности человека и ясно выдавать его малограмотность.
Мусульманин хорошо знает, что благо в кротости, лаконичности, а грех и глупость — в излишестве слов. От чего же это исходит, что люди (особенно молодежь) стали использовать многословие с помощью слов-паразитов? А всё из-за того же — засорённости нравственности и голов. Исследователи в этой области подмечают, что слова-паразиты возникают вслед за паразитами сознания. Подобно тому, как человек, творящий благо, начинает светиться особым нуром и внешне, также, становясь чистым душой и умом, его речь, язык станут чистыми, красивыми и предельно точными. И наоборот, когда очищается речь человека, то и мысли у него становятся ясными и простыми. Значит, мусульманин, по мере своего духовного роста, должен избавляться от этого порока и стараться вместе с обретением культуры речи обрести и культуру души, и восприятия веры.
Речь и письмо тесно взаимосвязаны друг с другом. Они подобны душе и телу человека, недаром говорят » В здоровом теле – здоровый дух!» Уверовавшему в Аллаха, Который сотворил человека совершенным образом, полагается воспитывать в себе и вбирать в себя самые лучшие качества правоверного. Ему не подобает размениваться на непристойности, лень и безграмотность, а, наоборот, подобает взращивать в себе всё самое ценное, благое и восхищать всех достоинством — короной наместника Всевышнего Творца, в чём бы это не требовало своего проявления.
islamdag.ru