Священный Рамадан и Пост.Часть 1

 

Священный месяц Рамадан – месяц милости. Рамадан дает возможность заново увидеть неисчислимые сокровища, которыми мы одарены. Пост, который Всевышний Аллах приказал соблюдать в этом месяце, заставляет нас отказаться от радостей проходящих, и обращает к радостям вечным. Поститься следует в атмосфере непрерывного поклонения. Главная задача поста – обуздать свой нафс, сведя его влияние к минимуму. Пост тренирует терпение и волю, учит сдерживать плоть и возвышает дух. Воздержание от еды еще раз напоминает о ценности благ, дарованных Всевышним Аллахом, оживляя в сердцах благодарность Ему. Пост заставляет вспомнить о неимущих, пробуждая чуткость и сострадание. Пост ставит заслон порождающим нестабильность в обществе порокам, таким как зависть и злоба. Значение поста неоценимо, он был предписан не только нашей умме, но и тем, кто был раньше:

«…Мы также предписываем вам пост для воспитания ваших душ, улучшения вашего поведения, предпочитая вас немому животному, которое подчиняется только своим страстям и инстинктам. Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! Пост воспитывает и укрепляет ваши души. Вам предписан пост в определённые дни. Если бы Аллах пожелал, Он бы предписал вам поститься большее число дней, но Он не предписал вам в посте то, что вам не по силам…»

Поклонения, предписанные Исламом, – словно лекарства от различных болезней души. Они способны излечить и от чрезмерной склонности к развлечениям, и от тяги к обманчивой красоте, и от потакания нафсу. В мекканский период у мусульман, несмотря на то, что они потеряли все свое имущество, а жизнь их была под угрозой, не было риска заболеть подобными болезнями. Но после того как, совершив Хиджру, они спаслись от гнета многобожников, их материальное положение начало улучшаться. Для защиты от духовных недугов они стали нуждаться в воздержании. Приближался месяц Рамадан второго года Хиджры, и пост стал для мусульман фардом. Подобно тому, как прием лекарства назначают только на определенный срок, дни поста тоже ограничены. Ведь если принимать какое-нибудь лекарство постоянно, то организм к нему привыкнет, и оно перестает действовать. Так же и пост – если держать его без перерыва, это не принесет пользы ни душе, ни телу. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) предостерег от этого своего сподвижника, однажды сказавшего: «Я проведу в посте всю оставшуюся жизнь».

То, что все мусульмане постятся в одно и то же время, сплачивает их, заставляет тоньше чувствовать друг друга. Особая мудрость скрыта в том, что месяц Рамадан перемещается сквозь все времена года. Выпадая на разные сезоны и перемещаясь через дни короткие и длинные, холодные и жаркие – он благословляет каждый день в году. Подобное перемещение несет верующим чередование испытаний и возможность вкусить самые различные духовные наслаждения. Это делает легким выполнение предписания, казалось бы, непростого. В Коране пост ограничен месяцем Рамадан. Сначала Всевышний обращается к верующим:

«Мы также предписываем вам пост» Потом говорится об уммах, предшествовавших нашей:

«Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас» Затем говорится о том, что пост надо соблюдать в течение определенного срока:

            «Вам предписан пост в определённые дни. Если бы Аллах пожелал, Он бы предписал вам поститься большее число дней, но Он не предписал вам в посте то, что вам не по силам…» Далее следует повествование о превосходстве месяца Рамадан и переносе поста при некоторых обстоятельствах для облегчения:

«Для предписанного поста — месяц Рамадан. Он дорог Аллаху. В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и айатами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи. Кто из вас в этот месяц находится дома, тот в продолжение его должен соблюдать пост; а тот, кто болен или находится в пути, может поститься столько же дней в другое время. Аллах не хочет для вас затруднения, а хочет облегчения, чтобы вы полностью выдержали пост и славили Аллаха за то, что Он направил вас прямым путём. Может быть, вы будете благодарны!»

Как видно из аята – пост является средством возвеличивания Всевышнего Аллаха, через которое можно выразить благодарность Всевышнему. Кроме того, пост оказывает положительные влияние и на другие виды поклонения. Как сказал Шакик Балхи, да помилует его Аллах: «Поклонение – это искусство. Место для его совершения –уединение, а средство – голод». Современная медицина также признает эффективность лечебного голодания. Вместе с тем голод – лишение, перенести которое труднее всего. В одном предании говорится, что когда создавался нафс, несмотря на то, что был подвергнут самым различным испытаниям, оставался тверд в своем невежестве. «Ты – это Ты, а я – это я!» – говорил он Всевышнему. Смирился и признал свою беспомощность нафс лишь после того, как ему было дано испытать голод. Поэтому в воспитании воли, которая является главной силой для обуздания нафса, с преодолением голода не сравнится ни что.

Лукман, да помилует его Аллах, наставлял своего сына: «Когда твой желудок полон, засыпает мысль, умолкает мудрость, удаляется от поклонения тело».

Один из авлия говорил: «Прибегаю к Всевышнему Аллаху от аскета, который приводит в расстройство свой желудок разнообразием явств».

Праведный Махмуд Сами Рамазан Оглу, да помилует его Аллах, в книге «Мукаррам инсан» писал: Спросили у врачей:

– какое лекарство лучше всех? У мудрецов:

– что придает поклонению радость? У аскетов:

– в привязанности к Всевышнему Аллаху, что подкрепляет более всего? У правителей:

– что делает еду питательной и вкусной?

Все они ответили одинаково: «Мало есть!»

В воздержании от еды, особенно во время поста, заложено десять благ:

  1. Когда желудок пуст – легко на сердце, лучше работает память. Сытость притупляет ум и делает человека забывчивым.
  2. От голода сердце становится чутче, поклонение приносит удовольствие и просветление. Сытость притупляет сердце, в результате чего ибада не приносит радости.
  3. От голода душа становится мягче и смиренней. Сытость делает ее самодовольной и необузданной.
  4. Голодая сам, вспоминаешь о голодных и бедных. Когда сыт – не думаешь о них.
  5. В голоде ломаются похоть и плотские желания. Сытость дает толчок низменным устремлениям.
  6. Голод придает телу бодрость. Сытость рождает беспечность и сонливость.
  7. Голодному легко дается ибада. Сытым овладевает расслабленность и лень.
  8. Голод несет здоровье телу. Сытость изнашивает организм, подвергает его болезням.
  9. Голод приносит свободу и легкость. От сытости – тяжесть и застой.
  10. Испытывая голод легче угощать и давать милостыню, которая может обернуться тенью в палящий День Суда. Сытость, напротив, усиливает губительную для раба жадность и толкает к расточительству.

Все вышеперечисленные блага поста вмещает в себя хадис Пророка (Мир ему и Милость Аллаха): «Поститесь – будете здоровы! (как физически, так и духовно)».

Пост занимал особое место не только в жизни избранника Всевышнего Аллаха –Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), но также служил подготовкой к получению Откровениям и другим Пророкам. Так, Посланник Аллаха Муса (Мир ему) сорок дней и ночей пребывал без еды и питья, пока ему не была ниспослана Тора. Посланник Аллаха Иса (Мир ему) не ел и не пил сорок дней и ночей до ниспослания Инжиль (Евангелия). Посланник Аллаха Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), до встречи с Джабраилем (Мир ему) и ниспослания первых аятов Корана провел целый месяц в уединении неподалеку от Мекки в пещере Хира, целиком отдавшись поклонению.

Все это говорит о том, что главная польза поста – духовная. Нельзя рассчитывать на довольство Всевышнего Аллаха постом, который соблюдается ради разгрузки желудка или для похудения. То же самое можно сказать и о намазах, совершаемых машинально или «для зарядки». В любом служении довольство Всевышнего Аллаха должно быть единственной целью, достичь которую возможно лишь возвысившись душой.

На протяжении месяца Рамадан особое внимание надо уделять следующим пунктам:

  1. Шахада.
  2. Истигфар (мольба о прощении) и зикр.
  3. Для того чтобы заслужить Рай, благодетельствовать.
  4. Для того чтобы спастись от Ада, избегать запретного и порицаемого.
  5. Делать добро, насколько только возможно. Давать милостыню, заслуживая ду’а нуждающихся.
  6. Устраивать ифтары (разговение) постившимся.

Месяц Рамадан – период милости, в котором верующим предоставляется возможность сделать шаг к совершенству. Подобно тому, как во время поста необходимо следить за тем, чтобы в рот ничего не попало, также следует быть внимательным к тому, что из него выходит. Для того чтобы пост не растерял своих достоинств, надо стараться никого не обидеть и избегать всякого рода пересудов. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил, что пост служит щитом постящемуся в том случае, если он не противоречит посту чем-либо неподобающим. Когда же однажды Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, спросили, что есть неподобающее, он ответил, что это обман и сплетни. Тот, кто сплетничает и обманывает во время поста, подобен тому, кто отказался от пищи халяль и делает ифтар запретным, поедая мясо своего брата. Хазрат Суфьян Сауври, да помилует его Аллах, говорил: «Нарушается пост того, кто сплетничает». То же самое говорил и Муджахид хазрат, да помилует его Аллах: «Сплетни и ложь нарушают пост». То есть имеется в виду, что таким образом утрачивается суть поста, его духовная основа. О людях, держащих посты и совершающих свои намазы небрежно, вперемешку с земными делами или напоказ, Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил, что таким постящимся пост не приносит ничего кроме голода, а таким молящимся ночью (совершающим намаз таравих и тахаджуд) – нет ничего от их намазов, кроме бессонницы.

Намазы в месяц Рамадан, в особенности ночные, такие как таравих и тахаджуд, имеют особую ценность. Вместе с чтением Корана, зикром, закятом и садака они приносят душе покой. Священный Коран был ниспослан на ближайшее небо именно в этот месяц, поэтому, предавшись поклонению, следует погрузиться в атмосферу священной Книги. Надо постараться суметь прочитать аяты сердцем и спроецировать их на свою жизнь. Где еще, если не в этой Книге, найти совет в вопросах жизни и смерти? Между Кораном, священным Рамаданом и постом есть тонкая связь. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Пост и Коран будут рабу заступниками». А также его слова: «Пост – половина терпения».

В Коране сказано:

«Поистине, для обратившихся в ислам, т. е. мусульман и мусульманок, для верующих (мужчин и женщин) в Аллаха и в Его посланника, для послушных, повинующихся Аллаху мужчин и женщин, верных в своих словах, деяниях, намерениях, для терпеливых мужчин и женщин, переносящих трудности, покорных Аллаху, для мужчин и женщин, подающих милостыню, соблюдающих предписанный пост и дополнительный — богоугодный — пост (нафилу), для хранящих своё целомудрие и для мужчин и женщин, многократно поминающих Аллаха в сердцах, в речах, в мыслях, уготовил Аллах прощение грехов и великую награду за их деяния».

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил, что у постящегося две радости: первая, когда он разговляется, а вторая – это награда, которая ждет его у Всевышнего Аллаха. Отдельную привлекательность посту придает то, что Всевышний Аллах сделал тайной, какая именно награда ждет верующего за пост. Известно лишь то, что она велика.

О намазе таравих в хадисе говорится:

«Всевышний Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание, то есть намаз таравих в его ночи сунной. Тот, кто с верующим сердцем, в надежде получить саваб будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз таравих, избавится от грехов, став подобным новорожденному».

Для того чтобы намазы и посты не утратили свою ценность и служили средством возвышения сердец, следует сохранять в них состояние хушу. В противном случае, намаз может превратиться всего лишь в разминку, способствующую пищеварению, а пост – в урок по голоданию. Как и при совершении намаза, при соблюдении поста следует проявлять точность в выполнении рукнов. В хадисе сказано: «Поспешите с ифтаром и задержите сахур!» Это пророческое наставление призывает к точности соблюдения границ, установленных Всевышним. То есть, заканчивать трапезу перед самым началом времени поста и разговляться сразу же после захода солнца является проявлением смирения и уважения к приказу Всевышнего Аллаха.

В свою очередь, невнимательное отношение ко времени сахура и ифтара есть пренебрежение Сунной, ставящее под сомнение богоугодность деяний. Обычно не возникает проблем с тем, чтобы вовремя начать ифтар. Однако сахур, из-за того, что связан с отказом от сна, сделать удается не всегда. Поэтому именно ему надо уделять особое внимание, пусть даже он будет состоять из стакана воды. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Делайте сахур, потому что в сахуре есть баракат».

В хадисе сказано:

«Когда наступает месяц Рамадан – открываются ворота Рая, закрываются ворота Ада и шайтаны заковываются в цепи».

То есть в Рамадан ошибки и грехи истинно постящихся сводятся к минимуму, а шайтан становится бессильным. Однако все равно следует беречь себя от зла собственного нафса… Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Украшаясь из года в год к месяцу Рамадан, Рай говорит: О, Аллах! Определи в этом месяце людей, которые останутся у нас!..»

Продолжение следует…

В естник ИИУ, №4 (100)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.