Священный Рамадан и Пост. Часть 2

Арифы говорили, что пост – это не только воздержание физическое, но и отстранение души от желаний нафса и всего низменного. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Тот, кто не откажется от обмана и лжи, – [пусть знает, что] Всевышний Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья!»

Следует хранить себя от всего, что могло бы навредить посту. Особенно нужно остерегаться гнева. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил:

«Пост – защита для вас; и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет бранить его или [попытается] завязать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь!»»

Одно из имен, которым называют священный месяц Рамадан, – Шахру-с-Сабр, то есть месяц терпения. Некоторые муфассиры, толкуя слово савм, встречающееся в Коране, говорят, что оно означает «терпеть». Можно сказать, что держать пост – значит терпеть, сдерживать себя, превозмогать трудности, проявлять стойкость. Сабр (терпение) – это одна из основ высокой нравственности, залог успеха и ключ ворот Рая. Проявлять сабр означает смиряться перед Волей Всевышнего Аллаха в любой ситуации, не выходить из состояния равновесия при встрече с трудностями. Пророки и авлия, которым за их терпение помогал Всевышний Аллах и которые более других смогли отразить в себе имя Ас-Сабур, должны служить нам примером. Горька мирская сторона терпения, но плоды его – Рай и довольство Всевышнего Аллаха. Стоит лишь вспомнить о пользе и мудрости, которую несут приказы и запреты Всевышнего, и подумать о божественных наградах, как терпеть становиться легче. Что бы ни случилось, сабр следует проявлять сразу, в первые моменты встречи с трудностью. Запоздалый сабр не принесет большой пользы.

Сахур, таравих, зикр и ду’а во время поста служат средством приближения к Всевышнему. Время ифтара – это время принятия дуа. В этом часе сокрыто особое благо для верующих, встречающих его вместе. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто накормит постившегося, получит награду, подобно самому постившемуся, не уменьшая его награды». Услышав это пророческое обещание, к Посланнику Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) пришли неимущие сахабы и сказали, что не могут кормить постящихся, как это делают богатые. И тогда Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, обрадовал их, сказав, что такая же награда ожидает и того, кто даст разговеться постящемуся хотя бы одним фиником, толикой молока, или просто водой.

Оценивать деяния будет Всевышний Аллах. Лучшая часть жизни – та, которая прожита с Его именем и посвящена Ему. Когда человека опустят в могилу, он не возьмет с собой ничего, кроме прошлого. Теперь ему могут пригодиться только свершенные при жизни праведные деяния. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Когда верующий умирает, намаз находится в его изголовье, садака справа, а пост слева». Жизнь, целью которой было не довольство Всевышнего Аллаха, а что-то другое, – словно мираж в пустыне.

Мы надеемся, что по Щедрости Всевышнего Аллаха месяц Рамадан увеличит наши

благодеяния и станет защитой от грехов, ведь Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Если бы люди могли по достоинству оценить священный месяц Рамадан, то хотели бы, чтобы он длился целый год». Священный Рамадан очищает душу и служит подготовкой к такому тонкому поклонению, как хадж, в котором запрещены ссоры и любые проявления греха. Рамадан – это предоставленная возможность для духовных приобретений в течение целого месяца. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Начало месяца Рамадан –это милость, середина –прощение, конец –освобождение от Ада…»

О тех, кто не смог использовать эту возможность, говорится в хадисе, переданном Ка’б бин Уджрой: «Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) захотел, чтобы мы сидели поближе к минбару, и мы сели прямо напротив него. Поднявшись на одну ступеньку, он сказал «Амин!» Потом он поднялся еще на одну, и снова сказал «Амин!» Потом, поднявшись еще, он снова сказал «Амин!» Когда он спускался с минбара, мы сказали: «О, Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха)! Сегодня мы слышали от тебя то, чего не слышали раньше». Он сказал: «На минбаре мне явился Джабраиль. Когда я поднялся на первую ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не прощен, когда его застиг Рамадан!». Я сказал: «Амин!» Когда я поднимался на вторую ступеньку, Джабраиль сказал: «Будь проклят тот, кто не говорит салават, когда произносится твое имя». Я сказал «Амин!» Когда я поднялся на третью ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не смог заработать Рая, тогда как его родители, или один из них, уже состарились!» Я сказал «Амин!»»

В месяц Рамадан особое внимание нужно уделить поддержке нуждающихся, сирот и одиноких, протянуть им руку помощи, разделить их страдания. Садака открывает ворота милости Всевышнего Аллаха и ограждает от бед. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: «Садака предотвращает семьдесят видов напастей…», а также: «От садака утихает гнев Всевышнего Аллаха». Лукман Хаким, да помилует его Аллах, говорил своему сыну: «Дитя мое! Если, зная или не ведая того, ты согрешил, покайся и дай садака!» Как-то один человек спросил у Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха): «О, Расулюллах, какое садака приносит наибольшее вознаграждение?» Он ответил: «Садака в Рамадан…»

Щедрый и милосердный раб Аллаха, радующий нуждающихся и одиноких, подобен облаку, питающему землю дождем. Он – посланец милости Всевышнего. Состояние дающего отражается в сердце берущего. Если милостыня отдана от души, то в ней кроется баракат Всевышнего Аллаха, несущий пользу им обоим. Так происходит приобретение, упомянутое в Коране:

«Что бы вы ни пожертвовали на благие дела, вам будет полностью воздано за это, и вы не будете обижены!»

Это значит, что садака относится к той категории деяний, результаты которых никогда не будут утрачены. Таким образом, к каждому относятся слова Всевышнего:

«О, люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём…»

Поэтому к служению Всевышнему относится и осознание того, что перед Всевышним Аллахом нужду испытывают все – как бедные, так и богатые. Великие люди Ислама говорили: «В бедности мое достоинство!» Указывая таким образом на превосходство богатств духовных над богатствами земными, они заповедали канаат (непритязательность, удовлетворенность тем, что есть). Богатого канаат хранит и от скупости, и от расточительности. А тот, кто беден, благодаря канаату, не теряет своего достоинства, обращаясь в нужде только к Всевышнему Аллаху.

Аляма бин Каййюм, да помилует его Аллах, рассказывал, что никто не мог сравниться в раздаче садака с Посланником Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха). Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) никогда не копил добра. Мало или много, он всегда давал каждому, кто бы у него ни просил. Подавая, он никогда не боялся обеднеть. Радость, которую он при этом испытывал, во много раз превосходила радость того, кто от него что-то получал. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) был самым щедрым из людей. Его правая рука была словно ветер, разносящий баракат. Если он выслушивал страждущего, то сильно впечатлялся, и бывало так, что отдавал ему свою еду или одежду прямо снимая с себя.

В книге «Тафсир Хазин» передано от Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды к Посланнику Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) пришел некий ребенок и сказал, что его мать просит рубашку. В тот момент у Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) не было рубашки кроме той, которая была на нем, и он сказал ему прийти в другое время. Ребенок ушел, но спустя некоторое время вернулся снова и сказал, что его мать просит отдать ту рубашку, которая на Пророке (Мир ему и Милость Аллаха). Тогда Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) зашел в комнату, снял с себя рубашку и отдал ее. Немного спустя наступило время намаза, и Биляль, да будет доволен им Аллах, начал читать Азан. Однако Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха), не найдя что надеть, к джамаату не вышел. Некоторые из сахабов, не видя Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), поспешили к его комнате. Истина, представшая перед ними, заставила их глубоко задуматься…

«Пятый Халиф» Умар бин Абдульазиз, да помилует его Аллах, говорил: «Намаз доведет тебя до середины Пути, пост откроет ворота к Владыке, а садака даст предстать перед Ним». От Убайда бин Умайра (да будет доволен им Аллах) передано: «В День Сбора люди будут голодными, жаждущими и нагими. Но Всевышний Аллах накормит тех из них, кто при жизни ради Него кормил; напоит тех, кто ради Него поил; оденет тех, кто ради Него одевал». В другом хадисе сказано: «О, человек, подавай – и тебе воздастся!»

О подаянии Руми, да помилует его Аллах, говорил:

«Имущество не уменьшается от раздачи садака. Напротив, сделанное добро охраняет его от потерь и убытков».

«Выплаченный закят защитит твой кошелек. Совершенный намаз, став твоим пастухом, защитит тебя от зла и волков».

«Пустеет твой амбар, когда ты сеешь. Но когда всходит урожай, ты получаешь во много раз больше. Сколько амбаров ты наполняешь, опустошив один! Но если ты запрешь зерно и станешь его хранить, оно станет кормом червям и мышам. Запас твой будет уничтожен!»

Всевышний Аллах говорит:

            «И расходуйте, о, верующие, из имущества, которым Мы вас наделили, и спешите это делать, пока смерть не постигнет кого-либо из вас…»

А также:

«…Предупреди (о, Мухаммад!) тех, которые накапливают золото и серебро, сберегая их и не давая очищения (закят), о мучительном наказании!»

Закят, садака – это ибада, которая совершается ради довольства Всевышнего Аллаха. Подаяние принимает только Всевышний Аллах, а те, кто за ним приходит, –посланцы Всевышнего. К ним нужно относиться бережно и с благодарностью. Иносказательно это подчеркивается в аяте: «…только Аллах Единый принимает искреннее покаяние и добрую милостыню…»

Давая садака, необходимо соблюдать адаб. В Коране сказано:

«О, верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвал от людей, не веря в Аллаха и в Судный день. Лицемер, который таким образом оказывает помощь, подобен гладкой скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Как ливень смывает с гладкой скалы плодородную землю, попрёки, обида и лицемерие стирают награждение Аллаха за такую милостыню. Бесплодными будут такие деяния и не будет награды за них. Это — качества, присущие язычникам. Отклонитесь от этих качеств. Аллах не ведёт неверных по прямому пути к благу».

Авлия, из боязни, что в их подаяние может вмешаться упрек, и для того, чтобы берущие не чувствовали себя обязанными, вручали закят, встав на ноги. В сердце Пророка Сулеймана (Мир ему) не было места его несметному богатству и огромному царству. Свое время он любил проводить с бедными, говоря: «Бедный ровня беднякам!» Его жизнь была скромной и соответствовала аяту:

«О, люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём…»  Однажды некто спросил у Сулеймана (Мир ему): «Почему ты сидишь с нищими, ешь и пьешь с ними?» «Потому что я люблю тех, кто богат душой!» – отвечал Пророк (Мир ему).

Закупоренный кувшин, в котором нет ничего, кроме воздуха, не утонет в море и способен преодолеть немалые расстояния. Каких же дворцов сможет достичь му’мин, не утонув в океане мирского, если сердце его наполнено любовью к Всевышнему Аллаху и закрыто от страстей нафса! Истинный верующий живет духовной жизнью. Его сердце полно скромности, доброты и сострадания. Мирские блага для него – ничто. Все его помыслы обращены лишь к тому, чтобы наполнить свою душу познанием Господа и взлететь к небесам Божественной Любви. В священный месяц Милости и Прощения необходимо вдохнуть жизнь в ночь Ляйляту-ль-Кадр. В эту ночь Всевышний Аллах открывает свои сокровищницы для уммы Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха).

Ночь Ляйляту-ль-Кадр была освещена ниспосланием священного Корана и появлением ангелов во главе с Джабраилем (Мир ему). Она приветствует верующих невидимым светом. Ляйляту-ль-Кадр – это расцвет Рамадана, насыщенный баракатом и просветлением. Ночь Ляйляту-ль-Кадр полна духовности Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха), она источает милость и прощение. В хадисе сказано: «Прощаются грехи прошлого тому, кто, уверовав в превосходство и священность ночи Ляйляту-ль-Кадр и, ожидая награды лишь от Аллаха, проведет ее в поклонении». Постичь тайну ночи Ляйляту-ль-Кадр можно лишь тогда, когда раб соблюдает пост, совершает намаз, выплачивает закят искренне, не примешивая к своему поклонению земных целей, не пятная его самодовольством и лицемерием. Если таким образом мы сможем окончить школу Рамадана, то аттестатом нам послужит пропуск на Истинный Праздник. Мы, путники, стремящиеся к Истине, однажды лишимся радостей преходящего мира. Настанет день, когда просветленные души будут скучать по этим одухотвореным дням. Прощание с

порой, принесшей милость и освобождение от Ада, вызовет слезы расставания у боявшихся Всевышнего Аллаха. Всевышний наградит истинным праздником только тех, кто знал цену Его благам, терпел и творил добро.

Пусть Всевышний Аллах сделает для нас эту жизнь подобной месяцу Рамадан, а Утро Дня Последнего пусть станет для нас Истинным Праздником! Амин.

Вестник ИИУ, №4 (100)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.