Коран – благо для всего человечества и знание о нем — необходимость. Часть 27

Ненадежные источники толкования

Ознакомившись с достоверными и надежными источниками толкования Корана, важно понять, что существуют также источники, не заслуживающие доверия. Многих людей они ввели в заблуждение и привели к грубейшим ошибкам, на которых такие «исследователи» основывали свои комментарии к Корану.

Первый источник: еврейские предания

Под еврейскими преданиями («исраилият») понимаются те сообщения, которые пришли к нам от иудеев и христиан. Некоторые из них были взяты из текста Библии и Талмуда, другие из Мишны и комментариев к ним. Есть также повествования, которые устно передавались от одного человека из числа людей Писания другому и получили известность среди аравийских иудеев и христиан. Большое количество таких сообщений можно обнаружить в имеющихся ныне книгах по толкованию Корана. Известный исследователь и комментатор Ибн Касир, да помилует его Аллах, говорил, что существуют три разновидности таких повествований, и к каждой из них следует относиться по-своему:

  1. Еврейские предания, верность которых подтверждается достоверными источниками. Например, утопление фараона, соревнование пророка Мусы (Мир ему) с колдунами, его восхождение на гору Синай и т. п. являются заслуживающими доверия фактами, поскольку они подтверждены Кораном и хадисами.
  2. Еврейские предания, ложность которых доказана из достоверных источников. Например, история о том, что пророк Сулейман (Мир ему) стал в конце жизни вероотступником (да убережет нас Аллах от таких представлений). Это предание является ложным, поскольку Коран ясно опроверг его. То же самое можно сказать о лживом предании в отношении прелюбодеяния пророка Дауда (Мир ему) с женой своего генерала Урии.
  3. Еврейские предания, в отношении которых достоверные источники не говорят ни об их верности, ни о ложности. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал об этом так:

«Не говорите, что они верны, но и не говорите, что они ложны».

Разрешается говорить о существовании таких преданий, но на них нельзя основывать религиозные принципы, и нельзя говорить о том, что они верны или ложны. Цитирование их тоже не приносит пользы. Шейх Ибн Касир, да помилует его Аллах, говорил, что Коран сам указал на то, как следует обращаться с такими преданиями:

«Одни скажут, что их было трое, а четвертой была собака. Другие скажут, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. Иные скажут: их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе». Это неизвестно никому, кроме немногих. Не препирайся относительно них, кроме как явными фактами, и никого из них не спрашивай о них».

В данном аяте Аллах перечисляет версии (предания), имеющиеся у людей Писания, в отношении количества обитателей Пещеры и приводит следующие принципы:

  1. Разрешается упоминать еврейские предания и говорить о различиях в них.
  2. Те предания, ложность которых доказана, должны быть отвергнуты, как сделал это Аллах, когда опроверг первые две версии, назвав их (попытками угадать сокровенное).
  3. Если ложность версии не доказана, о ней ничего не нужно говорить. Так поступил Аллах в отношении третьей версии.
  4. В отношении верности или ложности таких версий мы должны верить, что истинное знание об этом –– у Аллаха.
  5. Не следует заниматься ненужными спорами в отношении таких преданий.
  6. Не следует исследовать достоверность таких преданий, поскольку это –– бесполезное занятие. От этого человек не получит пользы ни в этом мире, ни на том свете.

Некоторые повествования явно являются еврейскими преданиями. О других столь четко об этом сказать нельзя, и это устанавливается через дополнительные свидетельства. Большинство сообщений, переданных Каабом Ахбаром и Вахбом ибн Мунаббихом, да помилует их Аллах и приводимых в книгах по толкованию Корана, относятся к данной категории. Поэтому нужно иметь представление об этих людях.

Кааб Ахбар

Его полное имя –– Кааб ибн Мати Хымъяри. Его также называли Каабом Ахбаром и Каабом Хыбром, да помилует его Аллах. Он был из Йемена и занимал высокое положение среди иудейских теологов. Он застал как темные доисламские времена, так и эпоху Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, но при жизни благородного Посланника, Мир ему и Милость Аллаха, он так и не принял ислам. В 12 г. х., во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах), он прибыл в Медину и стал мусульманином. В сборнике «Табакот» Ибн Саада, да помилует его Аллах, сообщается, что господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил его:

– Почему вы не приняли ислам во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха?

– Мой отец, –– ответил Кааб, –– дал мне рукопись Торы и советовал следовать ей. Все другие книги он запечатал, и у меня не было доступа к ним. На «правах» отца он также взял с меня клятву не распечатывать манускрипты. Когда ислам начал распространяться по всему миру, я решил, что отец мог пытаться скрыть что-то важное от меня, и я открыл и изучил скрываемые книги. Там нашел упоминание о Мухаммаде и его людях и принял ислам.

Кааб Ахбар (да помилует его Аллах) обычно считается заслуживающей доверия личностью, но шейх Мухаммад Захид Кяусари высказал сомнения на основании некоторых его повествований. Например, когда господин Умар (да будет доволен им Аллах) хотел построить в Иерусалиме мечеть Аль-Акса и спросил у людей совета, расположить ли мечеть перед Сахрой или за ней, Кааб Ахбар рекомендовал построить мечеть за Сахрой. На это господин Умар (да будет доволен им Аллах) ответил:

– Сын иудейки! Влияние иудаизма так и не оставило тебя. Я построю мечеть перед Сахрой, чтобы мусульмане во время намаза не были обращены к Сахре.

Захид Кяусари писал, что Кааб Ахбар после этого случая затаил обиду на господина Умара (да будет доволен им Аллах) –– вплоть до того, что его видели в обществе людей, убивших халифа. До этого случая Кааб, ссылаясь на источники в иудейских и христианских книгах, предупредил господина Умара (да будет доволен им Аллах), что тот будет убит. Приведя данные повествования, шейх Кяусари писал: «После рассмотрения данных случаев становится ясно, что у господина Умара (да будет доволен им Аллах), Абу Зарра, Ибн Аббаса, Ауфа ибн Малика и Муавии не было полного доверия к Каабу Ахбару».

Могут быть основания для разногласий с шейхом Захидом Кяусари в его сомнениях относительно Кааба Ахбара, да помилует его Аллах, особенно когда мы видим высказывания сподвижников, но один факт является определенным: большинство повествований Кааба –– это еврейские предания, и на них нельзя опираться, если нет подтверждения из других источников.

Вахб ибн Мунаббих

Вахб ибн Мунаббих, перс по национальности, тоже прибыл из Йемена (города Саны) и передал немало еврейских сказаний. Сообщается, что он родился во времена правления господина Усмана (да будет доволен им Аллах). Его отец принял ислам еще во времена Пророка. Вахб ибн Мунаббих был аскетом и праведным последователем сподвижников. Он передал сообщения от Абу Хурейры, Абу Сагида Худри, Абдуллы ибн Умара, Ибн Аббаса и Джабира (да будет доволен ими Аллах). Вахб ибн Мунаббих был очень эрудированным человеком и получал также знания от теологов из числа людей Писания, их книг и преданий. Он считал себя равным по знаниям Абдулле ибн Салму и Каабу Ахбару вместе взятым. Как сообщает имам Ибн Саад, да помилует его Аллах, он издал книгу «Предания о пророках», в которой содержались все соответствующие повествования. Масуди, да помилует его Аллах, говорил, что Вахб написал книгу «Аль-мабда». Вероятно, это та самая книга, на которую Кятиб Челеби, да помилует его Аллах, ссылался как на «Книгу еврейских преданий» в своем труде «Раскрытие мнений относительно названий книг и отраслей наук». Якут Хамави и Ибн Халликан, да помилует их Аллах, приписывали ему авторство другой книги под названием «Зикр-уль-мулюк-иль-матуджах мин Хымъяр ва ахбарухум ва гойр залик», причем Ибн Халликан видел эту книгу.

Хадисоведы и исследователи не сомневались в надежности этого человека. Шейх Захаби (да помилует его Аллах) говорил: «Он был правдив и заслуживал доверия, но при этом многое передал из еврейских книг». Имамы Абу Зарга и Насаи, да помилует их Аллах, называли его «надежным». Имам Иджли, да помилует его Аллах, писал: «Вахб –– заслуживающий доверия последователь сподвижников». Только имам Амр ибн Али Фаляс считал его «слабым», но это произошло не от сомнений в правдивости и надежности Вахба, а из-за того, что Вахб поначалу склонялся к кадаритским убеждениям. Как сообщал имам Ахмад, Вахб впоследствии раскаялся в своих прежних сомнениях. Абу Синан приводил слова самого Вахба о том, что прежде он придерживался кадаритских убеждений, но впоследствии изменился.

Как мы видим, ни один хадисовед никогда не сомневался в правдивости и надежности Вахба ибн Мунаббиха, да помилует его Аллах. Поэтому и Бухари, и Муслим, да помилует их Аллах, приводили его повествования в своих сборниках. Соответственно, те его сообщения, в которых он цитировал слова Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, должны приниматься, если такие повествования удовлетворяют принципам хадисоведения. Те же из его сообщений, в которых говорится о прошлом или даются предсказания будущего без ссылок на достоверные источники, являются в большей степени еврейскими преданиями, в отношении которых мы не должны говорить ни об их верности, ни об их ложности. Некоторые современные авторы (например, Саид Рашид Раза) называют Вахба ибн Мунаббиха, да помилует его Аллах, «слабым» рассказчиком из-за странных еврейских преданий, о которых он сообщал. Но сам факт упоминания еврейских преданий не является преступлением. Другое дело, что нельзя основывать на них исламские принципы и нормы.

Абдулла ибн Амр

Кааб Ахбар и Вахб ибн Мунаббих были из числа последователей сподвижников. Большинство еврейских сказаний было передано ими. Если же брать сподвижников, то наибольшее количество таких повествований передал, вероятно, Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах). Причиной тому было то, что он досконально изучил сирийский язык, а в те времена именно на этом языке было немало иудейских и христианских книг. После сражения при Ярмуке он получил столь большое количество таких книг, что ими можно было загрузить двух верблюдов. Он передал также ряд повествований, связанных с Пророком, Мир ему и Милость Аллаха, но они не были связаны с еврейскими преданиями, и должны быть приняты в качестве сообщений от сподвижника, если соответствуют принципам проверки достоверности повествований. Если же говорить о переданных им еврейских сказаниях, то их не следует ни подтверждать, ни опровергать.

Те сообщения, которые передаются в качестве его собственных изречений, похоже, тоже являются еврейскими преданиями и не могут служить основой для исламских убеждений. В своей книге «Разъяснения в отношении Сунны Мухаммада» египетский отрицатель хадисов Абу Раия выдвинул безосновательные обвинения в адрес Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллах, о том, что тот якобы иногда представлял еврейские предания в качестве высказываний Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Это утверждение в корне неверно и показывает бесчестные намерения Абу Раии. Свое обвинение он основывал на следующих словах шейха Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, из книги «Торжество Творца»:

«Абдулла ибн Амр получил два верблюжьих воза книг людей Писания. Он передавал сообщения из этих книг, приписывая их Пророку, Мир ему и Милость Аллаха. Поэтому многие теологи из числа последователей сподвижников не цитировали его, и люди часто просили его ничего не рассказывать им из того, что содержится в этих верблюжьих возах».

Подчеркнутое предложение отсутствует в книге «Торжество Творца» Ибн Хаджара, да помилует его Аллах. Абу Раия сам вставил его, приписал авторство Ибн Хаджару, да помилует его Аллах, и основал на выдуманном предложении свои выводы. В действиях отрицателей хадисов легко угадываются их прозападные стремления.

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Вестник ИИУ, №8 (104)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.