Коран – благо для всего человечества и знание о нем — необходимость. Часть 25.

Второй источник: сообщения о Пророке

Вторым источником толкования Корана служат сообщения о поступках и словах благородного пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, Коран во многих

местах указывает на то, что истинной целью его пророческой миссии было разъяснение коранических аятов через его слова и поступки:

«А тебе (Пророк) Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано…»

В этом аяте Аллах ясно дал понять, что целью пришествия Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, было разъяснение Корана. Аллах также говорит:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении».

Кроме того, в Коране сообщается:

«Мы ниспослали тебе (Пророк) Писание истинно, чтобы ты судил между людьми так, как тебе показал Аллах».

Мы ниспослали тебе Писание, только чтобы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей. В данных аятах ясно говорится о том, что единственной целью явления Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в этот мир было обучение людей руководству, знаниям и мудрости Корана, чтобы тем самым наставить их на правильный образ жизни. Таким образом, сам Коран говорит, что учения Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, являются значимым источником его толкования.

Кроме того, даже без долгого обсуждения доводов и аргументов очевидно, что лучше всего значение Книги может передать тот, кому она была ниспослана. Только неразумный может считать, что знает толкование лучше, чем Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, которому Коран был ниспослан.

Некоторые люди пытаются отвергнуть данный источник толкования на том основании, что, хотя ими и признается важность высказываний Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, но полагаться на них нельзя, поскольку они не дошли до нас в целости и сохранности (по утверждению данной группы людей). Такой подход фактически является клеветой в отношении Аллаха –– утверждением, что Он, послав Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в качестве Учителя Корана, которому каждый мусульманин должен следовать вплоть до конца Света, не сохранил его учения и

пояснения. Разве может такое говорить человек, верящий в извечную мудрость и высшую власть Аллаха? Сложно представить, чтобы такое сказал человек, знакомый со следующим аятом:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей».

Некоторые люди доходят до того, что считают, будто Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, был учителем Корана лишь при жизни, а сейчас его учения не нужны (да простит нас Аллах за пересказ таких воззрений). Получается, что сподвижники нуждались в Пророке, Мир ему и Милость Аллаха, для понимания Корана, несмотря на их блестящие познания в арабском языке, а также знание тонкостей использования слов и идиоматических выражений, прекрасное понимание предпосылок Откровения, поскольку они являлись его непосредственными свидетелями. А нашим современникам, не владеющим в должной мере арабским, не ставшим свидетелями Откровения и его предпосылок, наставления Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, якобы не нужны для толкования Корана. Разве найдется на свете хоть один разумный человек, который готов будет принять такое абсурдное воззрение?

Если говорить о том, насколько достоверны источники, из которых до нас дошли учения Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, то это отдельная, подробно рассматриваемая тема. Существует огромное количество книг и трудов, посвященных хадисоведению и «асма-ур-риджаль» (описанию имен и характеристик тех людей, которые передавали сообщения о Пророке, Мир ему и Милость Аллаха). Конечно, всегда найдутся те, кто любую информацию перевернет с ног на голову, стремясь подвести ее к своим убеждениям, но при честном, непредвзятом рассмотрении любой человек может прийти только к одному выводу: Аллах, сделав следование учениям Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, обязательным, сохранил их чудесным, немыслимым образом вплоть до наших дней. Даже если не брать в расчет все ответвления хадисоведения, а рассмотреть лишь дисциплину «асма-ур-риджаль», успехи и достижения в этой области колоссальны и беспрецедентны. Каждый хадис, дошедший до нас со времен Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, записан в соответствующих сборниках с приведением анализа его текста, а также полной информацией о людях, передавших его. В отношении рассказчиков хадиса указывается информация об их рождении, образовании, полученных уроках хадисов, встреченных ими рассказчиках хадисов, характере, состоянии памяти, мерах по сбору и сохранению сообщений, мнениях современников и иных лиц в отношении данных личностей. Подобные сборники существуют и ныне. Любой желающий может найти на их страницах ответы на интересующие вопросы.

Не хотелось бы подробно останавливаться на теме сохранения хадисов, поскольку она досконально разобрана и без нас, и при необходимости можно обратиться к соответствующей литературе. Но хотелось бы отметить тот факт, что использование сообщений о Пророке, Мир ему и Милость Аллаха, при толковании

Корана абсолютно логично, с какой бы стороны мы ни рассматривали данную тему: и Коран, и здравый смысл, и исторические события, и любой иной подход говорит об этом.

При этом нужно сказать, что в имеющихся коллекциях хадисов бывают как достоверные, так и ненадежные сообщения. Поэтому при принятии решения на основе того или иного повествования, нужно тщательно проанализировать его. Особенно важным это является при рассмотрении хадисов, приводимых в книгах по толкованию Корана, поскольку большинство специалистов по комментированию священной Книги указывали все разновидности хадисов, имеющие отношение к аяту, не рассматривая степень их достоверности. Поэтому пользу от них могут получить лишь специалисты, разбирающиеся в хадисоведении и смежных областях, ведь они знают принципы, по которым достоверные сообщения отличают от ненадежных.

Третий источник: высказывания сподвижников

Именно сподвижники были теми людьми, которые учились Корану непосредственно у Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Некоторые из них посвящали всю свою жизнь изучению Корана, его толкования и исходящих из слов и поступков Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, смежных знаний. Арабский язык был родным для них, они прекрасно знали обстоятельства ниспослания Корана, но при этом в изучении Корана они полагались не на свои лингвистические способности, а на Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, который обучал их каждому аяту. Известный теолог из числа последователей сподвижников Абдур-Рахман Сулями, да помилует его Аллах, говорил:

«Те из сподвижников, кто обучал Корану, то есть господин Усман ибн Аффан, Абдулла ибн Масуд и другие, говорили нам, что они не переходили к следующему уроку, пока не заучивали десять аятов от Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и не обучались всем знаниям и практическим выводам, связанным с этими аятами».

Поэтому, как передается в сборнике «Муснад» Ахмада, господин Анас (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Когда кто-нибудь заучивал главы «Корова» и «Семейство Имрана», мы высоко ценили такого человека». В сборнике «Муватта» имама Малика (да будет доволен им Аллах) сообщалось:

заучивание главы «Корова» заняло у Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) восемь лет. Понятно, что столь длительный срок не был связан с памятью

Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах). Он заучивал эту главу так долго, потому что не просто запоминал слова, а еще и изучал их значение, интерпретацию и все смежные знания, связанные с аятами главы. Господин Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Клянусь Единственным Богом, нет такого ниспосланного аята Корана, о котором бы я не знал, где и для кого он был ниспослан. Если я услышу, что кто-то знает Книгу Аллаха лучше меня, и я смогу приехать к такому человеку, я обязательно это сделаю».

Поэтому после Корана и сообщений о Пророке, Мир ему и Милость Аллаха, третьим источником толкования Книги Аллаха являются высказывания сподвижников, внимательно изучавших ее. Но и здесь нам нужно помнить о некоторых факторах:

  1. Среди сообщений, передающих разъяснение аятов сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, мы тоже встречаем как достоверные, так и не самые надежные повествования. Поэтому и здесь перед учетом того или иного сообщения необходимо проверить его достоверность, основываясь на принципах хадисоведения.
  2. Высказывания сподвижников, да будет доволен ими Аллах, приводятся только в том случае, если отсутствуют достоверные сообщения с четким

комментарием Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в отношении рассматриваемого аята. Если же такие сообщения имеются, то высказывания сподвижников, да будет доволен ими Аллах, носят лишь подтверждающий характер. Если какие-то из них отличаются от комментария Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в расчет они не принимаются.

  1. Если отсутствуют сообщения с комментарием Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, а мнение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, единогласно, без различий, то оно принимается за основу.
  2. Если же среди сподвижников, да будет доволен ими Аллах, имелись различные мнения в отношении интерпретации того или иного аята, то, если возможно объединение их мнений, такое согласованное мнение принимается за основу. Если же разногласия нельзя согласовать, толкование аята дается на основе выводов теолога-эксперта в данной области, сделанных на основе признанных принципов.

Четвертый источник: высказывания последователей сподвижников

Теологи разошлись в отношении того, следует ли считать высказывания последователей сподвижников весомым аргументом при толковании Корана. Ибн

Кясир, да помилует его Аллах, говорил, что, если последователь приводит толкование от сподвижника, тогда это мнение будет иметь тот же статус, что и слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Если же он дает собственную интерпретацию, нужно посмотреть, есть ли другой последователь с иным мнением по данному вопросу. Если таковой найдется, интерпретация не принимается, и заключение делают на основе других источников толкования. Если же разногласий среди последователей нет, то их мнение несомненно принимается.

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Вестник ИИУ, №7 (103)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.