Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость (Часть 11).

Хвала Вседостаточному Аллаху! Мир Его избранным рабам!

Коран – благо для всего человечества, и никакие богатства не могут заменить его. Дары этого мира и будущей жизни могут открыться благодаря чтению, прослушиванию и даже обычному просмотру Священной книги, а также ее изучению и обучению других людей, претворению в жизнь ее велений, пропаганде и распространению учений Корана любым из возможных способов.

В сборнике «Сахих» Муслима, да помилует его Аллах, господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что, когда он сидел однажды с товарищами, к ним подошел Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, и сказал:

– Не хотел бы кто-нибудь из вас каждое утро посещать рынки Бутхан и Акык и без греха и разрыва уз приводить оттуда двух лучших верблюдиц?

– О, Посланник Аллаха, – ответили они (да будет доволен ими всеми Аллах), – мы все хотели бы этого.

– Если человек ежедневно будет ходить в мечеть и выучивать два аята (строки) Корана или учить им других людей, это лучше для него, чем две верблюдицы. А заучивание трех аятов лучше трех таких животных, и заучивание четырех аятов лучше четырех верблюдиц.

Эта история – лишь одно из многих сообщений, в которых Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, призывал мусульман читать Коран, изучать значение его текста, претворять в жизнь учения Священной книги и распространять по всему миру ее послание. Сборники хадисов (сообщений о поступках и высказываниях Пророка, Мир ему и Милость Аллаха), полны таких призывов. Поэтому мусульманское общество приложило необычайные усилия для распространения Корана, развития коранических дисциплин и сохранения слов Священной книги и ее понимания. Даже небольшое изучение истории таких стараний изумляет и поражает исследователя. Речь идет не только о желании понять и правильно истолковать текст Корана: мусульманское общество сделало абсолютно все, чтобы изучить и сохранить корректное произношение слов Священной книги, каждого звука Корана. Ради этого была создана и развита специальная отрасль знаний. Подобного этому не встречалось ни в одном языке, ни в одной религии мира. Даже если взять только лишь таджвид (дисциплину, посвященную правильному чтению Корана), мы обнаружим целые библиотеки, посвященные этой теме.

Как был сохранен Коран

Изложив историю ниспослания Корана и обсудив вопросы, связанные с этим событием, перейдем к теме сохранения священной Книги и посмотрим, как ее берегли во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и в последующие годы, как записывали Коран, какие усилия предпринимались в данном отношении на разных этапах. Мы также рассмотрим сомнения, высказываемые на этот счет немусульманами и атеистами.

Истинность Корана

Священный Коран является последней Книгой Аллаха, и Он вложил в нее такое захватывающее воздействие, что каждый (за исключением лиц, полных упрямства и злобы), кто искренне и непредвзято изучает Коран, с готовностью признает тот факт, что эта Книга – Слово Бога.

Коран захватывает и разум, и чувства человека, а его истинность глубоко проникает в сердце. Доказывать истинность Корана – это все равно, что доказывать существование солнечного света. Тем не менее в этой главе мы представим некоторые факты, которые при должном внимании облегчат путь к пониманию истинности Корана даже немусульманам.

Миссия Пророка Мухаммада (Мир Ему и милость Аллаха)

В первую очередь, вспомним, о чем мы говорили в первой главе, когда обсуждали потребность в Божьем Откровении. Там разъяснялся тот факт, что Откровение – естественная необходимость для человека, без которой человек не может вести праведную жизнь. С теми, кто отрицает само существование Аллаха, нет смысла говорить об Откровении и пророчестве. В первую очередь, с ними нужно говорить о существовании Бога. Те же, кто верит в Аллаха, просто не могут отрицать Откровение: невозможно представить, что Тот, кто создал человека и весь этот мир для него, оставил бы его беспомощным в мире, полном зла и волнений, и не направил бы ему никакого жизненного кодекса для наставления на верный путь.

Именно такая наставительная связь от Бога называется Откровением. Людей, получающих его, называют пророками. И господин Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, не был первым из них, но стал завершающим звеном в цепочке пророков. Задолго до него тысячи пророков и посланников приходили в этот мир, и почти каждый из них сообщал о том, что придет время, и явится последний Посланник Аллаха, на котором цепочка пророков завершится. Некоторые из пророков рассказывали о том, как его узнать. Другие называли даже его имя. Хотя прежние священные Книги со временем были значительно искажены, тем не менее даже в нынешних экземплярах можно обнаружить немало сообщений о Приходе Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха.

Сообщения о Пророке Мухаммаде (Мир Ему и милость Аллаха) в Священных Писаниях

Во Второзаконии сообщается о следующих словах Пророку Моисею (Мир ему): «И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его». Здесь при обращении к еврейскому народу (сынам Исраиля) ясно говорится о том, что предсказанный Пророк появится не из их числа, а из среды их братьев, то есть арабов (сынов Исмаила, Мир ему). Кроме того, Библия содержит следующее обращение Аллаха к пророку Исайе (Мир ему): «Вот Мой слуга, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова… Я, Господь, призвал тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам… Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют обитатели Селы, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих… Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «Вы наши боги»». (Библия, Книга пророка Исаии, 42:1–17).

В приведенном отрывке разъясняется, что Пророк, о котором возвещено, будет из числа потомков пророка Исмаила (Мир ему), поскольку Кидар – это имя его сына, а гора Села расположена в Медине, где люди радовались прибытию Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха. Сообщается также, что основное противостояние будет с идолопоклонниками, и что он изгонит идолопоклонство из сферы своего влияния. Говорится о том, что ему предстоят войны с рядом народов, и он в конечном счете одержит победу над ними и установит правосудие среди них. В Ветхом Завете приводится немало подобных вестей. Именно поэтому вплоть до пришествия пророка Иисуса (Мир ему) было широко известно, что, кроме него, будет и еще один великий Пророк. Например, в Библии говорится, что, когда люди спросили Пророка Иоанна (Мир ему), тот ли он пророк, о котором сообщали прежние пророки, он ответил отрицательно: И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Мессия. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Ты – Тот Пророк? Он отвечал: нет (Библия, Евангелие от Иоанна, 1:19–26).

Отсюда видно, что даже в дни Иоанна (Яхъи, Мир ему) люди ждали еще одного Пророка помимо Иисуса (Мир ему). И этот Пророк был столь известен, что люди даже не называли его по имени, говоря о нем как о «Том Пророке». Когда явился Иисус (Мир ему), он тоже объявил людям о пришествии Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, назвав его имя. В Евангелии от Иоанна об этом говорится так: Но уверяю вас: для вас же лучше, если я уйду; ведь если не уйду, Παράκλητος не придет к вам, а если уйду, то пошлю его к вам. И Он, придя, обличит мир во грехе и возвестит о правде и о суде…

Приняв во внимание указанные сообщения, представьте те времена, когда Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, явился в этот мир. К тому моменту в течение нескольких веков не было послано ни одного пророка. Учения прежних пророков угасали. Изменения, внесенные в священные Писания, привели к искажению изначальных принципов. Почти весь мир окунулся в многобожие. Религиозные знания не ценились. Сильные угнетали слабых. Обладатели знаний прежних священных Писаний с нетерпением ждали прихода последнего из пророков.

При таких обстоятельствах произошло рождение в Мекке господина Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха. Сорок лет он прожил в родном городе так, что каждый человек был свидетелем его правдивости, честности, надежности, справедливости и благородства. Мекка не была большим городом, и каждый человек был на виду у всех остальных. Прожив в такой обстановке сорок лет, он не совершил ничего, что могло бросить тень на его характер, и жители Мекки были тому свидетелями и в детстве, и в юности, и во взрослом периоде его жизни. Его называли Правдивым, Надежным. Он не жил отшельнической жизнью: наоборот, он был активным, прозорливым, рассудительным членом общества. Он торговал с людьми, работал по найму, улаживал споры, путешествовал вместе с ними, вел семейную жизнь. Иными словами, он прошел все стадии жизни, и все общество знало о благородстве его характера на каждом из этапов. В течение всех этих сорока лет он не учился ни в одной школе. У него не было контакта с теологами из числа людей Писания. Он даже не умел читать и писать. В отличие от многих арабов, он не составлял никаких стихов и совершенно не интересовался поэтическими кружками. Не ходил он и к предсказателям, колдунам и гадалкам.

И вот, в определенный момент, совершенно неожиданно он начинает говорить таким превосходным языком, что все величайшие поэты и лингвисты того времени склонились перед его величием и блистательностью; философы всего мира изумляются содержанием этой речи; ни один предсказатель даже и предполагать не смел те будущие события, о которых было поведано. От него стали исходить такие чудеса, что маги и колдуны того времени оказались просто шокированы. И уже через двадцать три года он совершил на всем Аравийском полуострове немыслимую революцию: дикие, безграмотные, неотесанные арабы стали факелами знаний, мудрости и морали для всего мира. Те, кто еще вчера резал друг другу горло, стали братьями. Те места, где царили убийства и агрессия, наполнились любовью и миром. Тиранию заменили правосудие и справедливость. Бедуины, которых во всем мире презирали за их невежество, стали наследниками Персии и Византии, и весь мир был вынужден признать их справедливость, милосердие и благородство.

Любой, кто бесстрастно посмотрит на эти факты, может прийти только к одному выводу: господин Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, истинный посланник Аллаха. Он – именно «Тот Пророк», о котором век за веком сообщали Божьи посланники, и которого так ждало человечество. И его слова о том, что «Коран – Слово Бога», есть не что иное, как абсолютная, несомненная истина.

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Вестник ИИУ, №8, (92). 

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.