О внешних обязанностях и предписаниях Сунны [в соблюдении поста], а также о требованиях при его прерывании (часть 2)

 

Что касается внешних обязанностей, то их шесть:

Первая обязанность – определение начала месяца рамадан. А оно устанавливается посредством наблюдения молодого месяца, а если его скроют тучи, то – истечением тридцати дней от начала месяца ша‘бан.
Под наблюдением (видением) мы подразумеваем знание, [согласно которому требует поступать Шариат], и оно обретается со слов одного благочестивого [свидетеля]. А появление молодого месяца шавваля не устанавливается, кроме как свидетельствованием двух благочестивых людей, из предосторожности в поклонении [Богу], [чтобы не потерять один из дней месяца рамадан]. Кто услышит благочестивого человека, поверит в сказанные им слова, и правдивость его слов перевесит его сомнения, тому надлежит начинать соблюдать пост, даже если кади не вынесет подобного решения, – пусть каждый раб Божий в поклонении Всевышнему следует своим знаниям. Если месяц увидят в одном населенном пункте и не увидят в другом, а расстояние между ними – менее двух мархала, то поститься надо всем [в обоих населенных пунктах], а если [расстояние между ними] будет больше [этого], то для каждого населенного пункта свое установление, и обязательное [для одних] не вменяется [другим].

Вторая обязанность – намерение (нийа[т]) [соблюдать пост]. Для каждой ночи месяца рамадан необходимо намерение, принимаемое ночью, определяющее [вид поста] и категоричное. Если верующий примет намерение поститься в течение всего рамадана, [приняв одним разом намерение на весь месяц], то этого ему недостаточно – вот что мы имели в виду, говоря, что для каждой ночи [необходимо] намерение. Если [верующий] примет намерение днем, [после рассвета], то ни пост месяца рамадан, ни [другой] обязательный пост (савм фард) не засчитываются, кроме добровольного поста (савм татав-ву‘), – вот что мы имели в виду, говоря о намерении, принимаемом ночью. Если же он примет намерение соблюдать пост или соблюдать обязательное предписание без определения, пост не засчитывается. Ему этого недостаточно, пока он не примет намерение соблюсти предписание Аллаха, Велик Он и Славен – пост в месяце рамадан. Если [верующий] в ночь сомнения [то есть, 30-го числа месяца ша‘бан], примет намерение поститься на следующий день, если [этот день] будет из дней рамадана, то ему этого будет не достаточно, поскольку оно не категорично, если только его намерение не будет опираться на слова благочестивого свидетеля, при этом вероятность ошибки благочестивого свидетеля или его обмана не делает недействительной категоричность [намерения], или если оно не опирается на сохранность и неизменность состояния, которое было до этого (истисхаб), как, например, сомнение в последнюю ночь рамадана не отменяет категоричность [намерения]. Или если только его [намерение] не опирается на самостоятельное суждение (иджтихад), как, например, [намерение] запертого в темнице [человека] поститься в рамадан, когда в нем возобладает мнение о наступлении месяца рамадан, [к которому он пришел] исходя из своего суждения. И его сомнение не препятствует ему принять намерение [поститься]. А когда он сомневается в ночь сомнения (30-го числа месяца ша‘бан), категоричность словесного намерения не принесет ему пользы, ибо место [принятия] намерения – сердце, и нельзя представить в нем твердое намерение в сочетании с сомнением, как если бы он сказал в середине рамадана: «Завтра буду поститься, если [следующий день] из числа дней рамадана». От таких слов ему не будет вреда, ибо это – высказывание слов [неуверенности], а в месте [принятия] намерения (в сердце) невозможно представить наличие сомнения, напротив, он твердо уверен, что [этот день] – из месяца рамадан. Если кто ночью приметнамерение [поститься в следующий день], а затем употребит пищу, то его намерение не становится недействительным. Если женщина, у которой месячные, примет намерение [поститься], а затем у нее до наступления предрассветных сумерек прекратятся выделения, то ее пост будет действительным.

Третья обязанность – воздержание от умышленного принятия чего-либо внутрь, помня о посте. Пост нарушается от употребления еды и питья, нюханья лекарства, клизмы, но не нарушается, если выпустить кровь, насурьмить глаза, ввести катетер в уши, уретру и молочные протоки, если только капля не попадет в мочевой пузырь. А то, что случайно попадает внутрь, как, например, дорожная пыль, или муха, или влага, что случайно проникает внутрь при полоскании рта, – все это не прерывает пост, если только верующий не переусердствует при полоскании рта. Тогда пост прерывается, потому что [в этом случае] он допускает небрежность, а это то, что мы подразумевали, говоря об умышленности. А словами «помня о посте» мы хотели исключить [нарушение поста] человеком, совершившим эти действия по забывчивости, ибо его пост не прерывается. Что касается того, кто умышленно поел в начале или в конце дня, [полагая, что еще ночь или что солнце уже зашло], а затем с точностью откроется ему, что на самом деле он поел днем, то он обязан возместить пост [этого дня] (када’). А если он останется при своем решении, к которому он пришел исходя из своего суждения, [т.е. если ему не откроется, что он поел днем], то ему не нужно возмещать пост этого дня. Не следует принимать пищу в начале и в конце дня без [удостоверения в том, что еще ночь или что солнце уже зашло, с помощью] самостоятельного суждения.

Четвертая обязанность – воздержание от совокупления. Факт совокупления определяется проникновением головки полового члена в женский орган. Если [человек] совокупится по забывчивости, то его пост не прерывается. Также если он совокупится ночью или испытает поллюции и проснется оскверненным, то его пост не прерывается. Если наступят предрассветные сумерки, когда он совокупляется с женой, и он сразу же оставит ее, его пост действителен, а если задержится, то его пост станет недействительным и на него возлагается каффара.

Пятая обязанность – воздержание от онанизма. А это испускание семени умышленно путем совокупления или иным путем, ибо это прерывает пост. Поцелуи и возлежание с женой пост не прерывают, если только не произойдет семяизвержение. Это само по себе порицаемо, если только [постящийся] не является стариком или тем, кто в состоянии сдержать свою страсть, – для него в поцелуях нет ничего плохого, но лучше воздержаться. А если он боится испустить семя, целуя, и [все равно] целует, после чего испускается семя, то пост прерывается из-за допущенной им небрежности.

Шестая обязанность – воздержание от преднамеренной рвоты. Преднамеренная рвота прерывает пост, а если она одолеет его, то пост его не прерывается. Если он проглотит мокроту из глотки или из легких, то пост его не прерывается, снисхождение делается из-за

того, что это случается со всеми, если только он не проглотит ее после поступления в рот, а это прерывает пост.

Требования при прерывании поста

Их четыре – возмещение поста (када’), каффара, выдача пожертвования (аль-фидйа) и воздержание от всего, что нарушает пост, в течение оставшейся части дня, следуя примеру постящихся.

Возмещение поста (када’) – его обязательность распространяется на всех мусульман-мукаллафун, оставивших пост по уважительным или неуважительным причинам. Женщина, у которой месячные, должна возместить пост [тех дней рамадана, в которые она не соблюдала его]. Также его должен возместить отступивший от веры (муртадд). Требование возмещения не возлагается на неверного (кафира), малолетнего и психически недееспособного. Непрерывность в возмещении [пропущенных дней поста] месяца рамадан необязательна, напротив, можно и в разбивку, и подряд поститься положенное число дней.

Каффара – она обязательна только за совокупление. Что касается онанизма, употребления пищи и жидкости и всего того, что помимо совокупления, то за них каффара не требуется. Каффара – это освобождение одного раба; в случае невозможности выполнения этого – соблюдение поста в течение двух месяцев подряд; при физической невозможности [соблюдать пост] – накормление шестидесяти бедняков пищей размером в мудд каждому.

Воздержание от пищи и всего, что нарушает пост, в течение оставшейся части дня обязательно для каждого, кто согрешил прерыванием поста или [прервал пост] по небрежности. Для женщины, у которой месячные, воздержание в течение оставшейся части дня необязательно, если они у нее прекратятся днем, как и для путешественника, если он прибудет [к пункту назначения] после поездки на расстояние в два мархала, будучи не соблюдающим пост. Воздержание обязательно в день сомнения, [30-го числа месяца ша‘бан], если [человек встретит день, не соблюдая пост, а затем] хотя бы один благочестивый человек засвидетельствует появление молодого месяца. Соблюдение поста в поездке лучше, чем несоблюдение, кроме тех случаев, когда он не в состоянии его соблюдать. Он не прерывает пост в день отъезда [из местности], в начале [которого] он был дома, и в день приезда, если прибудет постящимся, [это не дозволяется].

Пожертвование фидйа – оно обязательно для беременной женщины и кормящей матери, которые прервали пост, опасаясь за здоровье младенцев. За каждый пропущенный день – мудд пшеницы одному бедняку, наряду с возмещением (када’) прерванного поста. И престарелый человек, [который не в состоянии поститься или здоровью которого вредит пост], если не постится, жертвует мудд пшеницы за каждый пропущенный день.

Предписания Сунны [Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, в соблюдении поста].

Их шесть: откладывать прием пищи (сухур) как можно ближе к появлению предрассветных сумерек; приступать к разговенью (фитр) как можно быстрее, разговляясь финиками или водой перед [вечерней обязательной ежедневной] молитвой (салят аль-магриб); не пользоваться палочками для чистки зубов и массажа десен (мисвак) после полудня; проявлять щедрость в месяце рамадан из-за тех ее достоинств, которые были упомянуты в «Книге о сокровенных смыслах закята»; читать Коран или внимать ему; совершать и‘тикаф в мечети, особенно в последние десять дней месяца [рамадан]. Таков был обычай Посланника Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха.

«Когда подходили последние десять дней месяца [рамадан], он свертывал постель, затягивал пояс и усердно поклонялся, и вместе с ним его близкие». То есть все они беспрестанно усердствовали в поклонении Аллаху, ибо на эти дни приходится лайлат аль-кадр (Ночь Предопределения), и вероятнее всего – на нечетные дни, а из нечетных дней – скорее всего на 21, 23, 25 или 27-й дни месяца рамадан. Непрерывность в совершении этого и‘тикафа [в последние десять дней рамадана] – лучше. Если верующий даст обет совершить и‘тикаф непрерывно или примет про себя такое намерение, то его непрерывность нарушится, если он покинет мечеть без острой необходимости, например, для посещения больного, явки в суд в качестве свидетеля, присутствия на похоронах, визита [к собратьям] или обновления состояния ритуальной чистоты. Если выйдет из мечети для отправления естественных надобностей, тогда непрерывность не нарушится, и при этом ему можно совершить омовение дома. Не следует отвлекаться на посторонние заботы.

«Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, не выходил из мечети [в дни и‘тикафа], кроме как для естественных надобностей, и спрашивал о больных только на ходу».

Непрерывность [и‘тикафа] нарушается совокуплением и не нарушается поцелуями. Нет ничего плохого в использовании [совершающим и‘тикаф] благовоний в мечети и в заключении брака, в употреблении пищи, в погружении в сон и мытье рук в тазике. Во всем этом [верующий] иногда нуждается во время совершения непрерывного и‘тикафа. Непрерывность и‘тикафа не нарушается выставлением наружу какой-нибудь части тела.

«Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, находясь в мечети [во время и‘тикафа], опускал голову, и ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, причесывала его, находясь в своей комнате».

Всякий раз, когда верующий выйдет из мечети для отправления естественных надобностей, то [по возвращении] ему следует заново принять намерение [для и‘тикафа], если только он вначале не принял намерение совершить и‘тикаф в течение 10 дней, к примеру. И все же лучше заново принять намерение.

Вестник ИИУ, №4 (88).

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.