О сокровенных смыслах поста (часть 1).

 

Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим. Хвала Аллаху, который почтил безмерной милостью рабов Своих, защитив их от козней шайтана и его происков, расстроив его надежды и разрушив мечты, так как сделал пост крепостью и щитом для приближенных (аулийа) к Себе, открыл для них посредством него врата Рая и поведал им, что средством проникновения шайтана в их сердца являются тайные страсти и что посредством подавления их нафс аль-мутмаинна приобретает несокрушимую силу для победы над своим врагом, сильным мощью. Благословение Мухаммаду, предводителю людей, сделавшему для них Сунну легкой, и роду его, и сподвижникам, обладателям озаренного пророческим светом разума и превосходного ума, и всем им многие приветствия!

А далее: поистине, пост (савм) – четверть веры, как следует из слов Пророка, Мир ему и Милость Аллаха:

«Пост – половина терпения».

«Терпение – половина веры».

Пост отличается от других столпов веры тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо Аллах сказал, как о том поведал Пророк, Мир ему и Милость Аллаха:

«Каждое благое деяние вознаграждается от 10 до 700 раз, кроме поста, ибо он – для Меня и Я вознаграждаю за него».

И Всевышний говорит:

[Смысл]: «Поистине, терпеливым дается их награда без счета!»

А пост – половина терпения, и [следовательно], вознаграждение за него превзошло все пределы определения размеров и счета. Для уяснения значения достоинства поста тебе достаточно слов Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха:

«Клянусь Тем, в чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее аромата мускуса. Аллах говорит: «Поистине, оставил он ради Меня свои желания, питье и еду. Пост – для Меня, и Я за него вознаграждаю»».

Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Есть у Рая врата, название которым «ар-Раййан» – «Врата утоления», в кои войдут лишь постившиеся, и им обещана встреча с Аллахом в награду за их пост». Он, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Для постящегося – две радости: радость при разговенье и радость при встрече со своим Господом».

Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, также сказал:

«У всего есть врата, и врата поклонения Аллаху – пост».

Он, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Сон постящегося – поклонение Аллаху».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, однажды сказал:

«Когда приходит месяц рамадан, открываются врата Рая, врата Ада закрываются, и дьяволы приковываются цепями. И возгласит возглашающий: “О взыскующий добра, приди! О, жаждущий зла, прочь!»

Ваки‘ касательно слов Всевышнего:

[Смысл]: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше, в прошлые дни» сказал, что это – о днях поста, так как в них они отказывали себе в еде и питье. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, уравнял отрешение от мирского и пост в степени гордости за них и сказал:

 

«Всевышний Аллах гордится перед Своими ангелами набожным юношей и говорит: «О, юноша, оставивший свои желания ради Меня и посвятивший Мне свою молодость, ты для Меня – как один из Моих ангелов».

О постящемся Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «О, Мои ангелы! Посмотрите на Моего раба, который ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье!»»

Касательно слов Всевышнего Аллаха:

[Смысл]: «Не ведает душа, что скрыто для них из радости очей в награду за то, что они творили» сообщили, что кто-то сказал, что их деянием был пост, ибо Он, Велик Он и Славен, говорит:

[Смысл]: «Поистине, терпеливым дается их награда без счета!»

Постящемуся воздается бессчетно, его награды безмерны, они превзойдут всякое воображение и представление. И это достойно быть таковым, ибо пост – ради Аллаха и чтим отнесением к Нему, даже если все обряды поклонения [исполняются] ради Аллаха, подобно тому как Аллах почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля – Его, по двум причинам.

Одна из них: пост – это воздержание и отказ, и он сам по себе есть нечто скрытое, в котором нет такого действия, что можно увидеть.

Все обряды поклонения совершаются прилюдно, а пост видит лишь Аллах, Велик Он и Славен, ибо пост – скрытое действие, совершаемое одним лишь терпением.

Вторая [причина]: пост – средство одоления врага Аллаха, Велик Он и Славен, ибо орудие шайтана, проклятого Аллахом, – плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья. Поэтому Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Шайтан подбирается к сыну Адама кровеносными путями. Сузьте его пути голодом».

И поэтому он, Мир ему и Милость Аллаха, сказал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах:

– Беспрерывно стучись во врата Рая.

– Чем? – спросила ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах.

– Голодом, – ответил Пророк, Мир ему и Милость Аллаха.

…И поскольку пост стал особенным средством одоления шайтана, преградой и сужением его путей [к человеку], он (пост) удостоился исключительности отнесением к Аллаху. В одолении врага Аллаха – помощь [религии и Посланнику] Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, и помощь Аллаха Его рабу зависит от его помощи [религии и Посланнику] Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха. Всевышний Аллах говорит:

[Смысл]: «Если вы поможете [религии и Посланнику] Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, то Он поможет вам [одолеть врага] и укрепит ваши стопы [на поле битвы]».

Начало – проявление усердия [в поклонении] – от раба, награда же за это – наставление его на правильный путь – от Аллаха. Поэтому Всевышний говорит:

[Смысл]: «А тех, которые усердствовали в познании Меня (кто во имя Аллаха боролся против своего нафса и шайтана), Мы поведем по путям обретения Нашего довольства».

А также:

[Смысл]: «Поистине, Аллах не лишает людей милости, пока они сами не изменят свои благие деяния на ослушание [Ему]».

А к изменению [деяний приводит] усиление страстей, а они – пастбища и угодья, на которых пасутся дьяволы, и доколе на тех пастбищах и угодьях полно травы, они не оставляют их, а доколе не оставляют – не открывается рабу величие Аллаха, Велик Он и Славен, и ему будет отказано во встрече с Ним. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:

«Если бы дьяволы не кружили вокруг сердец людей, то они (люди) бы постигли своим взором Небесное Царствие – Малакут». В этом отношении и стал пост вратами поклонения Аллаху и щитом [от Его врагов]. И поскольку его достоинство обрело такую высокую степень, то необходимо разъяснить внешние и внутренние его условия, изложив устои, правила и внутренние условия [поста].

Вестник ИИУ, №4 (88).

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.