О начале месяца Рамадан

Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, в одном из хадисов сказал: «Поститесь, когда вы его увидите (молодой месяц месяца Рамадан), и разговляйтесь, когда вы его увидите (молодой месяц месяца Шавваль), а если небо будет облачным, то дополняйте месяц Шаъбан до тридцати дней». На основании этого хадиса можно сказать следующее: в двадцать девятый день месяца Шаъбан необходимо наблюдать за месяцем. Если молодой месяц появится, то со следующего дня необходимо приступить к посту. А если месяца не будет видно или небо будет облачным, то необходимо дополнить месяц Шаъбан до тридцати дней. В данном случае, когда небо ясное, необходимо свидетельство большого числа наблюдателей о том, что они видели новый месяц. А когда небо пасмурное, то достаточно свидетельства одного надежного мусульманина.

Так же в двадцать девятый день месяца Рамадан необходимо наблюдать за небом: если будет замечен молодой месяц, то на следующий день необходимо завершить пост и совершить праздничную молитву. А если молодого месяца замечено не будет, то необходимо поститься еще один день. В данном случае, если день ясный, необходимо свидетельство большого числа наблюдателей о том, что они видели новый месяц, а если день пасмурный, то необходимо свидетельство двух надежных мусульман мужчин или одного мужчины и двух женщин.

Если кто-либо увидел молодой месяц месяца Рамадан, и его свидетельство было отвергнуто, то он сам должен приступить к посту. А если кто-либо увидел молодой месяц месяца Шавваль, и его свидетельство было отвергнуто, то он должен поститься вместе со всеми.

Важное примечание:

Если кто-либо сегодня выберет мнение большинства ученых в этом вопросе, то это все равно не означает, что он может не поститься с населением своей страны!

К сожалению, многие мусульмане, не поняли другой важный вопрос, связанный с постом в месяц Рамадан, и поэтому по незнанию становятся причиной появления смуты среди мусульман. Речь идет о том, что пост в месяц Рамадан — это поклонение, которое совершается коллективно с той мусульманской общиной, в которой живет мусульманин. Поэтому Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди».

В толковании данного хадиса Ибн Таймия и другие ученые говорили, что человеку запрещено начинать и завершать пост одному, противореча своему народу, даже если он увидел месяц своими глазами!

Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:«Человек не должен начинать и заканчивать поститься в одиночку, даже если он увидел новую луну своими глазами. Он должен начинать и заканчивать поститься вместе с людьми, как на это указывает хадис Пророка (Мир ему и Милость Аллаха)».

Также Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Если человек увидел новую луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься в одиночку».

Поэтому, несмотря на то, что и шейх Альбани был ярым сторонником мнения, которого придерживается большинство ученых в этом вопросе, и говорил, что «оно является единственной истиной, а все остальное неверно», при всем этом он говорил: «Пока мусульманские страны не сойдутся на этом, я считаю, что каждый народ должен поститься с населением своей страны и не должен вступать в разногласия в этом вопросе».

Как понимается ПРАЗДНИК в Исламе?

Всевышний Аллах говорит, что означает: «Поистине, за тягостью следует большое облегчение!» Пост, даже месячный когда-нибудь заканчивается. Всевышний Аллах узаконил праздник для нас в связи с окончанием Поста. Но знаем ли мы что такое праздник и как вести себя в праздничные дни? Поведение некоторых, которые как кажется только и ждут первых выстрелов, чтобы опять начать курить, пить и возрождают многие другие вредные привычки, свидетельствует, что не все правильно понимают, что же представляет из себя Праздник.

Предвечен и неизменен только Всевышний Аллах, но всему сущему, кроме Него, свойственно изменяться. Всходит и заходит солнце, времена года сменяют друг друга. Зимние морозы приносят испытания живым существам, с весной приходят милость и баракат. Подобно природе непостоянна и наша жизнь, состоящая из тысяч взлетов и падений. В этот мир человек приходит с плачем, но, если он сможет прожить в нем достойно, то в смертный час ему будут показаны ожидающие его награды, а уход в мир иной не будет мучительным. Как сказал арабский поэт:

Ты громко плакал, когда пришел на этот свет,

А мир смеялся, радуясь тебе в ответ.

Теперь попробуй так прожить,

Чтоб улыбался ты, а плакал мир,

Когда настанет время уходить.

Радости и беды сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Понимание этого дает силы побеждать печаль. Ведь какими бы ни были трудности, обязательно приходит облегчение, и на смену испытаниям наступает праздник.

Жизнью каждого человека в отдельности и общества в целом, помимо плотского начала, движет начало духовное, которое особенно проявляется в дни праздников. Это приводит к укреплению родственных уз, рождает в сердцах милосердие и сострадание. Праздничные дни лучше всего проводить с близкими, но также не следует забывать о бедных, сиротах и всех, кто нуждается в участии. В хадисе сказано: «После выполнения фардов, деяние, которым больше всего доволен Всевышний Аллах, – порадовать брата мусульманина».

В праздники проявляется братство по вере. Эти дни должны стать факелом милости, освещающим путь к радостным дням жизни потусторонней. Истинный праздник тот, который обрадует несчастного и утешит его, заставит порадоваться вместе с ним. Праздник – достояние всего общества. Праздники дают нам почувствовать, что все мусульмане – братья. Что мы можем дать в праздники обессилевшим и опечаленным людям, похожим на птиц-подранков? Хазрат Мавляна говорит, что к разбитым сердцам нужно проявлять чуткость: «Душа, которой ты не придаешь значения, словно былинке, на самом деле ценнее всего».

«Разбитое сердце – место, в которое смотрит Всевышний Аллах. Место, которое Он возвеличил. Велик и Всесилен создатель души!»

Согласно Сунне, праздничный день следует начать с тех, кто более всех нуждается в поддержке. К ним относятся наши умершие. Наш долг навестить их, читать для них Коран, раздать за них садака. Это напомнит нам о том, что рано или поздно и мы присоединимся к ним, заставит еще раз оглянуться на свою жизнь. Не случайно наши деды располагали кладбища в центре города или близ дорог. Это делалось для того, чтобы люди могли увидеть свое будущее и вынести урок еще до смерти.

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) часто спрашивал у сахабов:

— Сахабы! Погладили ли вы сегодня по голове сироту? Навестили ли больного? Проводили ли кого-нибудь в последний путь?

В праздники ответы на эти вопросы Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, имеют особую цену.

Дети – это завтрашние взрослые. Выполнять перед ними свои обязанности, заниматься ими – значит закладывать основу благополучия своего будущего. Однажды, возвращаясь из мечети, Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) увидел маленького мальчика, который играл на дороге сам с собой. Словно раненая птица, издали он грустно поглядывал на своих сверстников. Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, подошел к нему и спросил: — Дитя мое, почему ты не играешь вместе со всеми?

Глаза ребенка наполнились слезами: — Мой отец умер, и у меня нет брата, с которым можно было бы играть. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) погладил его по голове и, показывая на своего внука Хасана, стоявшего рядом, спросил:

— Разве ты не хочешь стать братом Хасана?

Грусть покинула ребенка, на его лице засияла радостная улыбка… Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) ценил душу даже маленького ребенка, указывая тем самым путь к истинному празднику.

Эта жизнь – чужбина для бессмертной души. Истинный праздник – это день радости, который подарит Всевышний Аллах тем, кто пройдет испытания этого мира, проводя свои дни в поклонении. Секрет праздников бренного мира – в умении украсить их иманом и благодеяниями. Намазы, такбиры, зикры, подаяние, поддержка слабых – это праздничные украшения души, которые обернутся милостью в потустороннем мире. Для тех, кто по достоинству смог оценить месяц Рамадан и провел его в соответствии с приказами Всевышнего Аллаха, Праздником станет день Божественного угощения. Три праздничных дня по окончании месяца Рамадан – это своего рода праздник победы духовности, который отмечается всей уммой. Благодарностью за эту победу служит праздничный намаз, совершаемый джамаатом. Верующие в эти дни достигают духовного просветления настолько, насколько сильна любовь к религии в их сердцах.

Но есть особые, избранные рабы Аллаха, души которых каждый миг наполняются светом, подобным свету ночи Ляйляту-ль-Кадр. Блаженство, которое они испытывают не выразить словами. Это отражение наивысшего райского дара – созерцания Всевышнего, достижение которого возможно только лишь с кальби-с-салим (чистым сердцем). В Священном Коране сказано:

«В тот День, когда ни богатство, ни сыновья не помогут человеку, кроме тех, кто уверовал и придёт к Аллаху с непорочным сердцем, чистым от лицемерия или притворства [кальбис-салим]».

Один из способов очистить сердце, который доступен каждому, – постичь истинную суть праздников и провести их достойно. Бахлюль Дана, да помилует его Аллах, говорил: «Праздники не для того, чтобы надевать новые одежды, а для того, чтобы проявлять милосердие, которое защитит от огня и принесет благополучие. Праздник не для того, чтобы седлать лучших коней, а для того, чтобы, очищая нафс от ошибок и грехов, стать обладателем чистого сердца и приблизиться к Всевышнему Аллаху».

Истинное значение праздника определяется состоянием души. Насколько она сумеет наполниться милосердием, любовью и радостью, настолько и праздник будет глубоким и красивым. Поэтому в праздничные дни мы еще раз должны оглянуться на себя, посмотреть, где находимся на сегодняшний день, следуя по пути служения Всевышнему Аллаху.

Как счастливы те, кто смог озарить праздники улыбками страждущих! Как счастливы верующие души, сумевшие отразить в себе прекрасные проявления праздника и донести их своей умме!

Вестник ИИУ, №4 (88)

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.