Коран – благо для всего человечества и знание о нем — необходимость.(часть 4).

 

Четвертая стадия: шаги, предпринятые для помощи в чтении Корана.

После составления господином Усманом (да будет доволен им Аллах) манускриптов мусульманское общество сошлось на том, что записывать Коран теперь можно лишь в строгом соответствии с ними. Впоследствии все копии Корана записывались данным образом, и их количество все возрастало благодаря усилиям сподвижников и их последователей. Способ написания всех экземпляров по-прежнему не включал точек и огласовок, что затрудняло чтение Корана для тех, кто не был арабом. По мере распространения ислама в неарабских странах стало ясно, что необходимо добавить точки и огласовки, чтобы людям проще было читать Коран. Для достижения данной цели был предпринят ряд шагов, о которых вкратце будет рассказано далее.

Точки

В прежние времена арабы, как правило, не проставляли точек при написании букв, и писари избирали бесточечный способ написания. Это было столь привычным, что практически никаких проблем при чтении не вызывало. Люди понимали из контекста, какая буква подразумевается в слове. Проставление точек часто считалось дурным тоном. Историк Мадаини, да помилует его Аллах, писал:

«Проставление слишком большого количества точек автором равноценно тому, что он подозревает читателя в безграмотности».Поэтому в рукописях господина Усмана (да будет доволен им Аллах) не было точек. И здесь роль сыграл не только имевшийся в то время обычай: главной целью было внесение в текст всех достоверных способов чтения. Но впоследствии точки все же начали ставить в новых копиях для удобства малообразованных, а также тех, кто не был арабом. Имеются разные сообщения по поводу того, кто первым стал ставить точки в тексте Корана. Некоторые повествования указывают на то, что этим человеком был Абу Асвад Дуали. Причем сделал он это, по некоторым данным, по велению господина Али (да будет доволен им Аллах), а по другим сообщениям – по просьбе правителя Куфы Зияда ибн Аби Суфьяна или же Абдуль-Малика ибн Марвана. Иные повествования говорят, что это осуществил Хаджадж ибн Юсуф при помощи Хасана Басри, Яхъи ибн Ягмура и Насра ибн Асима Ляйси (да помилует их всех Аллах).

Некоторые теологи считают, что изобретатель точек сам включил их в коранический способ написания, и что до этого, точек вообще не существовало. Но шейх Калкашанди, да помилует его Аллах, наиболее известный исследователь в области языка и литературы, отвергал такое мнение и говорил о том, что точки существовали в арабском языке задолго до этого. Так, есть сообщения о том, что арабский шрифт ввели такие люди, как Мурамар ибн Мурра, Аслям ибн Сидра и Амир ибн Джадара из рода Болян. Мурамар придумал очертания букв. Аслям изложил принципы разделения и объединения слов и букв, а Амир ввел в шрифт точки. Есть и другое повествование, говорящее, что впервые точки стал использовать Абу Суфьян ибн Умая (дед Абу Суфьяна ибн Харба), который научился этому у жителей Амбара.

Таким образом, точки присутствовали в арабском шрифте задолго до ниспослания Корана, но по определенным причинам в тексте Корана их не проставляли. И тот, кто впервые стал использовать их при записи Корана, не был изобретателем точек, поскольку они существовали и до этого.

Огласовки

Поначалу в Коране не было не только точек, но и огласовок (фатхи, кясры, доммы). Здесь тоже имеются различные мнения о первом человеке, поставившем их. Некоторые говорят, что и это был Абу Асвад Дуали. Другие высказываются в пользу того, что Хаджадж ибн Юсуф сделал это с помощью Яхъи ибн Ягмура и Насра ибн Асима Ляйси. Если принять во внимание все имеющиеся на этот счет сообщения, то предпочтение отдается в пользу мнения об Абу Асваде Дуали, но тогда огласовки отличались от современных. Так, для фатхи проставляли точку над буквой, для кясры – точку под буквой, а для доммы – точку сбоку от буквы. Впоследствии Халиль ибн Ахмад ввел также обозначения для гортанной остановки (хамзы) и удвоения (ташдида). После этого Хаджадж ибн Юсуф попросил Яхъю ибн Ягмура, Насра ибн Асима Ляйси и Хасана Басри расставить точки и огласовки на буквах Корана. В этот момент вместо точечного вида огласовок была выбрана их ныне используемая форма, чтобы не спутать огласовки с точками при буквах. А Аллах знает лучше.

Разбивка текста Корана на части

Для удобства чтения текст Корана условно разделяли на части:

  1. Разбивка на семь частей.

Среди сподвижников и их последователей был распространен обычай прочтения всего Корана за неделю. В день они читали одну седьмую часть. Такие ежедневные порции текста называли хизбами или манзилями. Всего получалось семь хизбов. Господин Аус ибн Хузейфа рассказывал, что спрашивал сподвижников о том, насколько частей они разделяют Коран. Они ответили, что первый хизб состоит из трех глав, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый – из девяти, пятый – из одиннадцати, шестой – из тринадцати, а последний начинается с главы «Каф» и длится до конца Корана.

  1. Разбивка на тридцать частей.

В настоящее время Коран обычно делят на тридцать частей (джузов). Такое разделение не имеет отношения к значению текста Корана, а лишь преследует цель обучения детей Корану тридцатью равными частями. Поэтому мы видим, что некоторые джузы заканчиваются на незаконченном утверждении. Сложно сказать о том, кто ввел такое разбиение. Некоторые люди полагают, что во время составления экземпляра Корана господин Усман (да будет доволен им Аллах) записал его в тридцати частях, а значит, такое разделение произошло впервые именно тогда. Но в работах теологов ранней эпохи ислама нам не удалось найти никаких подтверждений данной теории. Шейх Бадруддин Заркяши (да помилует его Аллах) сообщал, что разбиение на тридцать частей было весьма распространенным и обычно встречалось в тех экземплярах Корана, которые использовались в школах. Похоже, что такое разделение произошло уже после эпохи сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) для облегчения обучения Корану. А Аллах знает лучше.

  1. Разбивка по пять и десять аятов.

Еще одними знаками, используемыми в рукописях Корана ранней эпохи ислама, были خ (или ) после каждых пяти аятов и ع (или ) после каждых десяти аятов. Первый вид знаков обозначали термином «ахмас» ( ), а второй – понятием «агшар» ( ).Некоторые теологи ранней эпохи ислама признавали такие знаки дозволенными, а другие считали их порицаемыми.

Имеются различные мнения о том, кто первым начал ставить такие знаки. Есть сообщение о том, что это осуществил Хаджадж ибн Юсуф. Согласно другому сообщению, это было сделано по велению аббасидского халифа Мамуна. Но оба мнения не представляются верными, поскольку, похоже, об агшарах было известно и во времена сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). В сборнике «Мусаннаф» Ибн Аби Шайба (да помилует его Аллах) писал:

«Масрук говорил, что Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, считал порицаемым проставление знака «агшар» в тексте Корана». Отсюда видно, что об агшарах было известно и во времена сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

  1. Разбивка на части для чтения в намазе.

Еще один знак, вошедший позднее в употребление и до сих пор встречающийся, – это знак «руку». Его расстановка зависит от значений аятов и осуществляется символом ع на полях текста. Несмотря на все наши старания, нам не удалось найти никаких достоверных сообщений о том, кто и когда впервые ввел этот знак. Некоторые люди полагают, что это было осуществлено во времена господина Усмана (да будет доволен им Аллах), но в хадисах нет никаких достоверных подтверждений этому. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что целью данного знака является обозначение среднего количества текста, которое можно прочесть в течение одного цикла (ракаата) намаза. Само слово «руку» означает поклон во время намаза, и этот поклон совершается как раз по окончании чтения части Корана в намазе. В сборнике «Фатава Аламгирия» говорится:

«Шейхи разделили Коран на 540 секций «руку» и расставили в тексте знаки так, чтобы чтение Корана можно было завершить в 27-ю ночь (рамадана в таравих-намазе)».

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.