Что надо знать о Пророках

Религия, ниспосланная нашим Творцом, является оптимальным правилом жизни на земле. Она охватывает все стороны жизни человека, учит его как вести себя в семье, среди друзей, как относиться к окружающей среде и как понимать весь этот удивительный мир. Чтобы легче было понимать и следовать предписаниям религии, Аллах ниспосылал к людям своих посланников. Они являются примером для каждого верующего человека. Все Пророки от Адама (Мир ему) до Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха) доводили до людей истинную религию – религию покорности Всевышнему (ислам), основой которой является одно и тоже вероубеждение. Поэтому изучение истории пророков и особенно Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха) и его личностных качеств является очень важным и необходимым для каждого мусульманина. Наша конституция – это Коран, который является нравом Пророка, согласно достоверному хадису, переданному от Айши (да будет доволен ею Аллах). Весь ислам как бы спрессован в жизнеописании Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), ибо он – самое любимое и почётное творение Аллаха. Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) является посланником ко всем людям и джиннам до конца света. Он для нас самая великая милость Аллаха. Человек с самого своего рождения нуждается в примере. Все, что формирует личность: язык, религия, привычки, мысли, действия и поступки – он впитывает в себя извне. Воспитание и обучение человека – это влияние на него положительных и отрицательных примеров семьи, школы, общества в целом, помноженное на его способность к восприятию и подражанию. Ребенок легко привыкает к пище, быстро усваивает язык, однако формирование его внутреннего мира – процесс сложный и требующий, как его собственных усилий, так и усилий общества. Природа человека – следовать за авторитетными, энергичными людьми, поэтому сильная личность, какой бы пример, положительный или отрицательный, она своими поступками ни подавала, непременно собирает вокруг себя последователей. Примером тому современные «поп идолы», завоевывающие умы и души людей. Человек, ищущий образец для подражания, неосознанно увлекается пустыми идеями. Следуя за недостойными людьми, он оказывается в тупике, поскольку и сами «лидеры» зачастую несчастливы, неудовлетворены и нуждаются в духовной поддержке, а их жизни завершаются трагически.

Человек постоянно находится в поиске смысла жизни. Душа его, пытаясь освободиться от страхов, тревог и неопределенности, стремится к свету и жаждет успокоения и счастья. Самостоятельно разобраться в пестрой и суетной жизни и найти здоровый пример, которому можно следовать, — задача довольно сложная, ошибки и разочарования на этом пути неминуемы. Писатели, философы, психологи, какие бы передовые мысли они ни дарили миру, не могут в полной мере утолить духовную жажду человека, и тот обращается к религии, к Творцу. Создатель отвечает на молитвы человека, проводит его через испытания, и человеческая душа, восстановив естественную связь с Всевышним, обретает покой.

Аллах вверил людям этот мир, и Сам же помогает старающимся из них встать на правильный путь. Он ниспосылал людям Священные книги и пророков, раскрывавших суть Божественных посланий.

Пророки своим поведением, образом жизни, личными качествами были для людей примером для подражания. В образе последнего Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), Всевышний представил людям совершенного человека, лучшего из пророков. В нем сосредоточены качества, к которым должны стремиться все, кто желает с чистым сердцем (душой) предстать перед Аллахом в День Суда.  Ибо только они получат успех в этот день. Аллах дал нам такой прекрасный образец человечности, кротости, ясности ума и сердца. Дал нам знатока человеческой психологии, носителя искренней любви, человека, сочетающего в себе множество ипостасей. В нём есть что-то от сироты, успешного торговца, благочестивого супруга, надежного друга, мудрого учителя и наставника, доброжелательного соседа, руководителя процветающего и справедливого государства. Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) – это великая Божественная Милость для всего человечества.

Всевышний Аллах подтверждает это аятом:

[Смысл]: «Для вас в посланнике Аллаха — образцовый пример для тех, кто надеется на милосердие Аллаха и на блага Последнего дня и поминает Аллаха часто и в опасности, и в мольбе, и в трудностях, и в благосостоянии».

В Священном Коране всем людям предписано следовать за Пророком (Мир ему и Милость Аллаха) и любить его, чтобы обеспечить себе счастливую земную и загробную жизнь. Мы каждый раз рассказываем и пишем о Пророке Мухаммаде (Мир ему и Милость Аллаха) с желанием истинного счастья и благоденствия для всех людей планеты. Мы осознаем, что все наши попытки описать личность человека, который является вершиной совершенства, – нелeгкое дело. Наши намерения искренни, и мы, всем сердцем любя нашего Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), хотели бы поделиться этой любовью с вами. Духовная сущность Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) – это бескрайний океан, который открывается каждому в зависимости от силы и глубины любви к нему. Да окажет нам Аллах милость и поможет нам посредством слов передать всю любовь к Нему и Его любимому Пророку (Мир ему и Милость Аллаха)! Да поможет донести до вас свет (нур) и теплоту, исходящие от лучшего из людей! Да поможет Аллах обрести всем нам ясное понимание мудрости Корана и да укрепит иман! Амин!

Многие из нас слова «пророк» и «пророчество» понимают неправильно, приравнивая их словам «предсказатель» и «предсказание». Люди знают, что пророки имеют определенную связь с Создателем лишь на уровне подсознания. Философы и вовсе отрицают Божественные Откровения. Однако, как бы там ни было, основное занятие людей на этой земле сейчас и в прошлом – это поиск смысла жизни. Благодаря своему уму человек с успехом познаёт окружающий мир и самого себя, он освоил тысячи профессий, благоустроил окружающее его пространство. При этом он так и не смог разобраться в собственной душе. Окруженный материальными благами, человек всякий раз обнаруживает себя несчастным и снова бросается на поиски… И снова ничего не находит, потому что не уверен в правильности своего понимания смысла жизни, строит свои взгляды на предположениях, отсюда сомнения, страхи, заблуждения и тоска. Многие философы, размышляя о счастье, прожили неспокойную несчастную жизнь. «Всю жизнь, – утверждал один из них, – меня сопровождала тоска. В сущности, тоска по вечности, невозможность примириться со временем. Тоска, устремленная к высшему миру и сопровождающаяся чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска по иному, чем этот мир, находящемуся за границами этого мира».

Ум человеческий ограничен. Есть вещи, познать которые человек не в силах. Если ум не воспитать, не оросить его Истинным Знанием, он способен стать причиной многих бедствий. Философы веками делились с миром своими размышлениями, предположениями и догадками. Каждый из них имел свой интеллектуальный потенциал, свои способности к анализу и обобщению, выстраивал и формулировал свои взгляды, опираясь на мысли предшественников и, зачастую, отрицая их, исходил из своего жизненного опыта. У каждого философа было свое понимание истины или же таковое понимание отсутствовало. Тысячи томов написаны, прожиты тысячи жизней… Философии обучают в школах и университетах, устраиваются философские диспуты, из произведений философов собираются целые библиотеки. Философия вошла в жизнь человека. Однако философские книги громоздки и запутанны, они написаны тяжелым языком, в них тысячи разных мнений. Разве способен голый разум понять то, что познается сердцем и любовью?!

Аристотель рассуждал о нравственности, об этике и эстетике, Ницше развивал идею о совершенном человеке, философы всех времен пытались и пытаются найти, описать образ такого человека. Со дня сотворения Всевышний посылал людям таких людей – пророков. Не следует ничего выдумывать, нужно просто знать, что пророки были живыми, реальными людьми, лучшими из людей, были примером для людей и были посланы каждый со своей миссией.

Пророки – это люди, избранные Всевышним. Человек не может, как бы ни старался, стать пророком по своему желанию. Когда пророком стал Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), один из курайшитов говорил, что по логике не Мухаммаду (Мир ему и Милость Аллаха), а ему должно было прийти откровение, поскольку он богат, происходит из знатного рода, обладает красноречием и т.п. Также сыны Исраиля не могли смириться с тем, что последний пророк вышел из арабов, а не из их племени, как они ожидали. Но пророчество дается Всевышним…

Аллах избирает пророков из людей. По Воле Создателя Истинное Знание открывается им, например, в один миг, как это случилось с пророком Мусой (Мир ему) на горе Синай. Или же Всевышний Аллах ниспосылает Знание в сердце избранного Им человека, как это было с последним Пророком Мухаммадом (Мир ему и Милость Аллаха). Священная Книга — Коран ниспосылалась в течение 23 лет. Они осваивали ее положения последовательно и вдумчиво, каждое новое знание, применяя в практической жизни, и строго следили за тем, чтобы не было искажено ни одного Божественного слова и, следовательно, не было искажений в поведении и делах. Аяты Корана ясны и просты, имеют глубокий смысл и наполнены великой мудростью. Коран — это послание Всевышнего ко всем людям планеты. Вне зависимости от обстоятельств это послание существует, указывая людям Путь к счастью в земной и вечной жизни, и в Судный день Всевышний спросит с каждого человека за его деяния…

До того, как им ниспосылалось пророчество, все пророки жили праведной жизнью. Чистота их сердец и жизни была необходима, чтобы в них могло проявиться Божественное слово, и они стали бы передавать его людям. Знание Пророкам давалось свыше, оно не было результатом накопленного ими опыта или полученных где-либо знаний. Пророков обучал Сам Всевышний Аллах. Знание они получали не посредством размышления, а Божественного Откровения, при этом были лишены возможности привносить в него что-либо от себя. Пророки – справедливые люди, и ничего не делают из корысти. Они красивы и благородны, черты их лиц прекрасны. Пророк – самое высокое положение человека перед Аллахом, с этим не сравнится никакой пост или должность.

Всевышний Аллах наделил пророков пятью благородными чертами:

  1. Правдивостью и верностью данному слову, даже противники не могли отрицать наличия у них этого качества;
  2. надежностью (аманат): их считали самыми надежными из людей;
  3. интеллектуальностью (фатанат): пророки отличались глубоким умом, проницательностью, прекрасной памятью, красноречием;
  4. непогрешимостью (исмат): пророки не совершали ни больших, ни малых грехов, даже если они, как люди, допускали незначительные упущения, то Всевышний Аллах помогал исправить до того, как их начинали повторять другие;
  5. передавать знание (таблиг) людям; Пророки передают людям то, о чем говорил Всевышний Аллах, ничего не скрывая и не добавляя от себя.

Пророки обязаны помогать людям очищаться от грехов и избегать их, а после этого вверять им знание Священной Книги и растолковывать ее мудрость. Миссией пророков Всевышний Аллах оказал милость верующим, послав им пророка из них самих, для того, чтобы он читал им наставления Аллаха, сделал их чистыми, научил их Книге и мудрости, ибо прежде они были в явном заблуждении.

О том, сколько всего было Пророков, в Коране точных данных нет. По одним источникам, их было 124 тысячи, по другим – 224 тысяч и, однако, если опираться на аят Корана, в котором говорится:

[Смысл]: «Клянусь, Мы до тебя (о, Мухаммад!) посылали посланников. Мы поведали тебе о некоторых из них, о других же не рассказывали. Ни одному посланнику не подобало приводить знамений без изволения Аллаха ни по своему желанию, ни по желанию своего народа. Когда повеление Аллаха о наказании низойдёт в этом мире или в дальней жизни, оно будет исполнено справедливо — нечестивые лжецы будут в убытке»,

— говорить о каком-либо точном количестве посланников Всевышнего будет неуместно. Нам, мусульманам, важно верить во всех пророков, которые пришли на землю, от Адама (Мир ему) и до Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха).

В Коране упомянуты имена двадцати пяти пророков (Ибрахим, Исхак, Якуб, Нух, Дауд, Сулейман, Айюб, Юсуф, Муса, Харун, Закарийя, Яхья, Иса, Ильяс, Исмаил, Альяс, Юнус, Лут, Шис, Худ, Салих, Шуайб, Идрис, Зулькифль, Мир им всем и Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), относительно трех (Зулькарнайна, Узайра, Лукмана), мнения ученых-богословов расходятся. По одним предположениям, это были пророки, по другим — аувлия.

По духовному уровню среди пророков выделяют пять великих пророков (улуль-азм). Первый среди них – Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), за ним следуют Ибрахим (Мир ему), Муса (Мир ему), Иса (Мир ему) и Нух (Мир ему). Эти пророки, по сравнению с другими, проявили невероятное терпение и рвение в деле наставления людей на путь Истины.

Посланниками (расуль) Аллаха называют тех пророков, которым было поручено довести до людей Закон Божий, согласно божественным книгам. А пророки (наби) не были обязаны доводить до людей божественные послания, а только следовать предписаниям Аллаха, показывая пример другим. Пророки по своему духовному уровню выше каждого из людей, ангелов и джиннов. Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), посланный как Милость Мирам, является завершающим звеном в цепи пророков. Его появление сравнимо с весенним дождем, утолившим опаленную зноем невежества (забвением Аллаха) землю благодатной небесной водой.

Как передает ибн Аббас, Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) рассказывал: «Аллах создал Хаву из левого бедра Адама (Мир ему), когда он находился в состоянии сна. Проснувшись, он увидел рядом с собой Хаву, похожую на тростиночку. Его душа сразу потянулась к ней. Он возжелал ее. Но лишь вознамерился он протянуть руки к ней, как ангелы воскликнули: «О, Адам! Не прикасайся к ней. Над вами еще не совершен обряд никях». После этого был совершен обряд бракосочетания. Условием махра было трехкратное произнесение салавата (молитвы) в честь Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха). Так было положено начало совершению никяха перед Аллахом. С этого момента в брак был вложен священный смысл. Этот священный обряд бракосочетания наполнился милостью, благостью и любовью».

Как передает благочестивый сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах), Адам (Мир ему) и Хава после того, как вкусили запретный плод, были переселены из Рая на Землю. Раскаявшись, Адам (Мир ему) просил у Аллаха прощения, ради Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха). Он сказал:

—           О, Аллах! Прости меня ради Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха).

Всевышний Аллах спросил тогда:

—           О, Адам! Как ты узнал о Мухаммаде (Мир ему и Милость Аллаха), он же еще не родился?

Адам (Мир ему) сказал:

—           О, мой Создатель! В тот момент, когда Ты Своим могуществом создал меня, то, приподняв голову, я увидел имя Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха) на небесных скрижалях. Там было написано: «Ля иляха илляллах Мухаммад Расулюллах». Тогда я понял, что Ты таким образом выделил имя Своего любимого существа!

На подобную речь последовал следующий ответ:

— О, Адам! Ты прав. Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) действительно самый любимый из моих созданий. Если ты хочешь просить Меня о чем-либо, то проси в честь Мухаммада. Сейчас Я простил тебя именно в его честь.

Вера, действия и поступки пророков являются идеалом и образцом для людей. Все пророки были искренне покорны Всевышнему, потому являлись истинными мусульманами. Аллах передавал им знания посредством Откровений. Пророк Нух (Ной) (Мир ему), чтобы спасти свой народ от гибели терпеливо призывал его к истинной вере, проявляя при этом необыкновенную стойкость. Пророк Ибрахим (Авраам) (Мир ему) был беспощадным врагом ширка (многобожия), боролся с идолопоклонничеством. Жизнь его служит примером полной покорности Аллаху. Пророк Муса (Моисей) (Мир ему) противостоял фараону и его приспешникам. Посланный Всевышним к погрязшему в разврате племени, он закладывал основы общественного порядка. Сердце Пророка Исы (Иисуса) (Мир ему) было переполнено любовью и прощением. Он был образцом смирения и покорности Создателю. Пророк Сулейман (Соломон) (Мир ему), владевший несметными богатствами, был скромным и послушным рабом Аллаха. Пророк Аюб (Мир ему) являл собой пример исключительного терпения и благодарности Создателю. Этих и других пророков мы любим и уважаем.О том, что строгое следование Исламу (истикама) является самым большим чудом (карамат)

 Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Знай, что одним из самых великих чудес (карамат), которые бывают у приближенных к Аллаху людей, является постоянное содействие Аллаха в поклонении и защита от совершения грехов и противоречащих Шариату поступков».

Я сказал: «К действиям, противоречащим Шариату, относятся и те действия, которые не являются грехом, например, такие как нежелательные действия (карахат танзих), оставление сильных желаний (шахват), которые желательно оставить и прочее».

  Вестник ИИУ, № 12 (60).

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>