НАША КУЛЬТУРА ВАКУФОВ (Часть 3.)

 Трудно назвать точное количество Вакуфов, учрежденных в Османском Халифате. Только 26.300 из них зарегистрировано, хотя и этого достаточно, чтобы иметь представление о масштабах пожертвований наших предков. В моменты, когда в государстве, погрязшем во внутренних и внешних проблемах, теряется стабильность, Вакуфы с еще большим вниманием и ответственностью продолжают выполнять свои функции. Во время русско-турецкой войны 1877-78 г.г., когда мы потеряли много земель в Румели, наблюдался большой поток беженцев и раненых в Стамбул. Тогда государством было учреждено множество Вакуфов, которые отвечали за обеспечение едой и кровом всех прибывающих, функционировавших достаточно долго. Подобным образом оказывалась помощь нуждающимся и во время Балканской и I Мировой войн. Эта помощь была настолько значительной, что оставшиеся практически без ничего, люди засчет богатых Вакуфов Османов могли получить все необходимое и наладить свою жизнь. Самый же свежий пример — страшное землетрясение в Мармара 17 августа 1999 года. И сегодня в благодарной памяти людей помощь, которая оказывалась тогда Вакуфами населению пострадавшего района. Но Вакуфы создаются для нуждающихся, не находящих средств к существованию, а не только для потерпевших бедствие людей. Поэтому в их существовании и помощи всегда есть острая необходимость, даже когда государство и народ сильны и благополучны. Ведь правда, что даже когда государство достойно справляется со своими обязанностями, а народ пребывает в процветании и счастье, всегда найдутся такие, кто не смог обеспечить себя необходимым и остался в нужде. Даже в этом случае нельзя отрицать необходимости опеки над ними.

В пример можно привести человека, который, будучи государственным деятелем, продолжал заниматься благотворительностью даже во времена расцвета Османского Халифата. Это Сокуллу Мехмед паша, искренний мусульманин, серб по национальности. На счету этого человека немало благих дел, таких как возведение мечетей, строительство медресе, благоустройство родников и источников, которые были переданы в Вакуф и этим увековечены. Аулия Челеби так рассказывал о нем:

«…Если кто-то стучал в его дверь среди ночи, он впускал их, угощал всем, что есть. И даже если бы начали рушиться небеса, никого не оставил бы за порогом на улице, обязательно пустил бы на ночлег. Наутро, когда приходило время расставаться, спрашивал:

«О, умма Мухаммада! В порядке ли ваше имущество, жизнь, лошадь ваша и одежда? Нет ли у вас какой-либо нужды?» Гости отвечали:

«Все в порядке. Да вознаградит Всевышний Аллах хозяина благом!» С этими словами врата перед ними раскрывали, а хозяин напутствовал их:

«Будьте внимательны! Не забывайтесь! Не берите в приятели незнакомых людей! Ступайте, да поможет вам Аллах!..»

А вот еще строки из вакуфнаме «Накиб уль – Ашраф» Асада эфенди, свидетельствующие о духовной глубине чувств верующего:

«…поселившись в хижинах вдали от глаз людей, помогай старикам и бедным, больным и немощным, не имеющим сил работать. Обеспечивай их дровами, углем и прочим необходимым! Обеспечь приданым одиноких девушек и дочерей неимущих, когда наступит время им выходить замуж!..»

Основанные нашими предками благотворительные учреждения и сооружения не ограничивались национальными рамками. Человеколюбие и сострадание, воплощаемые ими в жизнь, вызывали восторженную реакцию не только у западных христиан, но и у предвзято относящихся к туркам путешественников и исследователей. Это подробно описывается в книге Исмаила Хами Данышменда «Старинные нравы и обычаи турков». Ниже приведены выдержки из книги. Известный путешественник Ду Луа в парижском издании своего дневника пишет:

«Вкратце могу описать вам традиции и обычаи турков:

Их добродетель распространяется не только на людей, но и на животных, и даже — на растения. На территории всех Османских земель существуют дома для путников, называемые «имаратхане». Здесь, по условию их основателей, оказывается необходимая помощь всем нуждающимся, вне зависимости от вероисповедания. Странник может находиться в имаратхане в течение трех дней, в которые может рассчитывать на свою тарелку плова. На дорогах, ведущих в города, помимо имаратхане есть и другие гостиницы, называемые «караван-сараями», которые также доступны каждому. Некоторые из турков из благих побуждений устраивают вдоль дорог колодцы и источники, дабы путники могли утолять жажду. И в городах также обустраивают колодцы и источники, имея при них назначаемых служащих, которые поят всех желающих водой и получают за это ежемесячную плату. Состоятельные турки, посещая тюрьмы, выплачивают долги попавших в долговую яму, вызволяют пленников. Они узнают о тех, кто, стыдясь своего бедственного положения, не может просить о помощи, и тайно от всех помогают им».

Де ля Мотра писал так:

«У Османов, даже если чей-то дом сгорит дотла, никогда не услышишь так обычные в подобных случаях причитания женщин и плач детей. Любой из них, попав в беду, проявляет небывалое терпение и упование на Аллаха. Состоятельные благотворители, со своей стороны, оказывают необходимую помощь до полного восстановления жилища, а иногда — и сверх того».

Корнейл Ле Брун так описывал свои впечатления:

«В том, что турки очень падки до благодеяний и в этом далеко превзошли христиан, нет никаких сомнений, и никто не будет с этим спорить. Именно по этой причине, крайне редко можно встретить среди Османов просящих подаяния… Те турки, которые не могут оказать материальной помощи беднякам, возмещают это своим трудом. Когда размывает главные дороги, они участвуют в работах по их восстановлению; своими руками наполняют сосуды для воды на обочинах дорог, предназначенные для путников и жаждущих; указывают людям более благоприятный маршрут при непогоде или разливе рек. Участвуют они и в других добрых делах, причем никто не ждет за это никакого вознаграждения. И даже если будут предложены деньги за оказанные услуги, они откажутся, сказав, что сделали это ради Аллаха».

Не менее интересны и заметки Мюрада д’Оссона:

«Можно видеть, как в семьях, независимо от социального положения, родители и другие родственники собственным примером воспитывают у детей готовность к благодеянию. Добродетель улучшает нравственность человека, избавляя его от эгоизма, скупости, подлости. Чувства гуманизма и взаимопомощи глубоко проникают в его сознание. Поэтому добрые дела, пожертвования настолько естественны для мусульман, что не вызывают у них сомнений, и это несравнимо возвышает их над другими народами».

Западный путешественник Хунке поведал о встрече с юношей, проходившим лечение в одной из мусульманских больниц и рассказавшим об этом в письме к своему отцу:

«Мой дорогой отец! Ты спрашиваешь, есть ли у меня нужда в деньгах. Как только я выйду из больницы, мне выдадут пару новой одежды и пять золотых монет, чтобы я не был вынужден сразу начинать работать. Поэтому тебе не надо продавать скот из своего стада… По правде говоря, мне не хочется отсюда выходить. Постели здесь мягкие, чистые простыни и теплые одеяла. В каждой комнате есть кран с водой. В холодные ночи каждая комната обогревается. Лечащие нас люди очень внимательны и добры. Тем, у кого несварение желудка, почти каждый день дают жареное мясо. Недавно мой сосед, чтобы еще покушать здешних грудинок, симулировал, что еще не выздоровел, и остался еще на неделю. Однако главный врач понял это, и, позволив ему доесть его порцию мяса и хлеба, все же отправил домой. Поэтому, прежде, чем я доем свою последнюю жареную курицу, поспеши с приездом!..»

Хочется остановить ваше внимание на том, что из 26.300 Вакуфов, образованных при Османском Халифате,  1.400 были учреждены женщинами. Одна из них — Нур Бану Валиде Султан, которая возвела немало строений в Анадолу и Румели. Многие знают находящуюся в Топташы в Ускударе мечеть Аттик Валиде, а также ее медресе, поликлинику, баню. Представьте себе, что эта женщина по происхождению была иудейкой. Ее отец принадлежал к уважаемым людям иудейской общины, которые некогда бежали из Испании от мусульман, приговоривших их к смерти, и нашли приют у Османов. Этот Ясеф Насси смог устроиться на службу к Султану Сулейману Кануни в качестве специального агента, и своим умением и старанием заработать большое состояние.  Поэтому и его дочь, Нур Бану Султан смогла возвыситься вместе с другими женщинами-мусульманками своим благочестием и деяниями.

Одна из таких женщин ― Махпейкер Кёсем Валиде Султан. Она основала существующую и сегодня Йени Джами (Новую Мечеть) в Стамбуле, известную мечеть Чинили в Ускударе, библиотеку рядом с ней, источник, заведение по обучению хадисам (дар-уль-хадис), баню, водопровод. Ею построена мечеть Кавагы в Анадолу. Известен также ее Вакуф, который брал под опеку девушек-сирот и девушек из бедных семей, помогая им выйти замуж и обустроиться.

Заслуживает не меньшего внимания выдающаяся личность Кёсам Султан, знаменитой учреждением Вакуфов, милосердием и состраданием к слабым. Кёсам Султан заложила фундамент Йени Джами (Новой Мечети), но ей не суждено было увидеть окончания строительства. Она оставила завершение этого благого дела другим. Открыть Йени Джами выпало Хатидже Турхан Султан. Кроме этого, она известна основанием медресе, библиотек, учебных заведений, источников. В одном из Вакуфов Йени Джами в священный месяц Рамадан, во время окончания вечерних праздничных намазов, благодаря ее стараниям, из источников вытекал мед. Кстати, в вакыфнаме было оговорено даже качество меда. По тем временам считавшийся самым качественным, мед специально привозили из города Риза области Атина (ныне Пазар). Факт, что вакыфнаме предписывало использование именно этого меда, невзирая на затраты, является ярким примером самого ответственного отношения к благотворительности. Эта Ханым Султан оставила очень богатое наследие Вакуфов, назначив 116 служащих, которые были обязаны присматривать и управлять ими.

А вот Пертевнийал Валиде Султан выстроила в Стамбуле в Аксарае мечети «Валиде Джами» и «Йа Ведуд Месджид», а также открыла библиотеки, школы, источники, передав их потом в пользование в Вакуф.

Известная, как основательница «селатин джами» (соборов) в Эдирнекапы и в Ускударе, Михримах Султан, несмотря на великие свершения в сфере благотворительности, отличалась особой скромностью и смирением. Это подтверждает следующий пример. Известно, что вода Мекки и Арафата была проведена до самого Багдада супругой Харуна Рашида Зубейдой Ханым. Однако ко времени правления Кануни эти каналы поизносились, и вода поступала плохо. Когда Михримах Султан узнала об этом, то направилась к отцу Кануни и выразила ему свое желание восстановить каналы. Она попросила назначить на эту работу Башмимара (главного архитектора) Синана, а в уплату за труд передала все свои драгоценные украшения, поставив условие, что все это останется в тайне. И говорят, что Мимар Синан, занимавшийся тогда строительством мечети Сулеймания, на время исчез. Это было уважением к служению и тайному рвению Михримах Султан восстановить водопровод, который известен всем как «Источник Зубейды».

Из женщин, известных своей благотворительностью, можно назвать также и Базмиалем Валиде Султан. Одна из крупнейших мечетей, мечеть Валиде, отстроенная ею, находится рядом с дворцом Долмабахче. Известнейший мост Галата — также ее Вакуф. Отправляя один из Вакуфов в Сирию, Валиде Султан, дала наставление:

— Доставлять свежую воду из Сирии для паломников (хаджи),

— Если кто-то из служащих сломает или приведет в негодность инвентарь, не взимая с них ничего, заменить на новый или починить.

Однако, самым великим благодеянием, совершенным Базмиалем Валиде, является отстроенная на ее личные средства больница «Гураба-и Муслимин». Это здание, а также мечеть и источник при нем, со дня своего открытия в 1843 году и по сей день служат беднякам из уммы Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха.

Все эти уважаемые мужи и женщины приоритетной задачей, кроме других благодеяний, считали обеспечение жителей Стамбула качественной питьевой водой. Именно сооруженные  ими колодцы и источники и по сей день обеспечивают стамбульцев питьевой водой. Вакуфы создавались нашими благородными предками с надеждами и молитвами о служении до конца времен. Эти вакуфы, мечети, библиотеки, больницы, казармы, водопроводы и по сей день служат людям. Все это ― оставленные нашими предками памятники веры и благородства, «живая милостыня», которая будет радовать их души вплоть до Судного Дня.

О, Аллах! Сделай так, чтобы мы достойно выполняли вверенные нам Тобой обязательства и были «людьми Вакуфа», служащими во имя Тебя творениям Твоим! Аминь!

Вестник ИИУ, июнь 2012 г.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>