НАША КУЛЬТУРА ВАКУФОВ (Часть 2.)

 Из истории мы видим, что изначально Вакуфы возникают в местах коллективного поклонения, затем они охватывают и другие сферы жизни общества. Передано, что пророк Ибрахим (мир ему), будучи преданным рабом Аллаха, первым посвятил свои стада Всевышнему Аллаху. Продав все свои стада явившемуся к нему в образе человека ангелу Джибрилу (мир ему), Ибрахим (мир ему) приобрел посевные поля, которые передал Вакуфу для пользы мусульман. Посланный как милость мирам и наилучший пример, Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), говорил:

«Будьте милостивы к тем, кто на земле, тогда и те, кто на небесах, проявят милость к вам!» (Тирмизи, Бирр, 16). Он и сам при своей жизни учредил немало Вакуфов. Как известно, он пожертвовал имеющиеся у него в распоряжении семь финиковых садов в Медине, а позже — доставшиеся ему как трофей сады при битвах у Федека и Хайбара. Бывшие свидетелями этого, сподвижники Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) отдавали свое имущество на пути Всевышнего Аллаха. Так Джабир (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Я не знаю никого из состоятельных мухаджиров или ансар, кто, имея возможность, не учредил бы Вакуфа» (Ибн Кудама, аль-Мугни, V, 598).

Также говорится, что и ’Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) после битвы при Хайбаре получил в трофей прекрасный финиковый сад. Три ночи подряд во сне он слышал повеление пожертвовать этот сад. Придя к Пророку (Мир ему и Милость Аллаха), он сказал:

«О, Посланник Аллаха! Мне в трофей достался сад, подобных которому у меня прежде не было! Как ты мне повелишь, так я с ним и поступлю!» Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) ответил ему:

«Если желаешь, то пожертвуй этот сад (отдай в Вакуф) на пути Аллаха! Тогда его нельзя будет ни продать (купить), ни подарить, ни завещать. Лишь его плодами будут пользоваться». Послушав совета, ’Умар (да будет доволен им Аллах) пожертвовал этот сад Вакуфу. И долго после этого воины, сражающиеся на пути Аллаха, рабы, желающие освободиться из неволи, путники и все нуждающиеся утоляли голод плодами этого сада.

При пожертвовании на пути Аллаха важным условием является жертвовать от души из того, что наиболее ценно для человека. Об этом передано, что однажды, еще при жизни Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), сахабы собрались в Масджид-ун-Набави (Мечети Пророка), чтобы услышать из благословенных уст его аяты Кор’ана. Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) прочел им священный аят:

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

«О верующие! Вы никогда не достигнете благочестия, к которому стремитесь и которым Аллах Всевышний будет доволен, пока не будете расходовать ради Аллаха из того, чем вы дорожите и любите. И чтобы вы не издержали из благ своих, Аллах знает об этом. Ведь Он Всеведущ, знает обо всём, что на земле и в небесах!» (Али Имран, 92).

Каждый из присутствующих пребывал в глубоком впечатлении от услышанного и думал о том, что он в свою очередь мог бы пожертвовать на пути Аллаха. Одним из этих благородных сахабов был Абу Тальха (да будет доволен им Аллах). В то время он владел садом, расположенным около Мечети Пророка, где росло шестьсот финиковых пальм. Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) очень любил свой сад. По приглашению Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) там часто бывал Пророк (Мир ему и Милость Аллаха), и его присутствие осеняло этот сад особой благодатью и изобилием. Абу Тальха (да будет доволен им Аллах), вдохновленный призывом священного аята, подошел к Посланнику (Мир ему и Милость Аллаха) и произнес:

«О, Посланник Аллаха! Всевышний Аллах повелевает: «О, верующие! Вы никогда не достигнете благочестия, к которому стремитесь и которым Аллах Всевышний будет доволен, пока не будете расходовать ради Аллаха из того, чем вы дорожите и любите» (Али Имран, 92). Для меня из всего моего имущества нет ничего дороже, чем мой сад Байруха. С этого самого момента отдаю его Аллаху и его Посланнику. Надеюсь, что Господь одарит меня благочестием и даст мне пропитание из пищи  жизни вечной. Поэтому, о, Посланник Аллаха, поступай отныне с этим садом так, как укажет тебе Всевышний». Как передано далее, после этого Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) сразу направился к саду, чтобы осуществить свою волю. Там он увидел жену, сидящую в тени дерева, но входить не стал. Удивившись, женщина спросила:

— О, Абу Тальха! Чего же ты ждешь? Почему не входишь?

Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) ответил:

— Я не войду, да и ты соберись и выходи.

— Почему же, о, Абу Тальха! Разве это не наш сад? – еще больше удивилась та.

— Нет. Отныне он принадлежит беднякам Медины, — ответил Абу Тальха, да будет доволен им Аллах. И, прочитав благородный аят, сообщил о своем решении.

— Пожертвовал ли ты его только от своего имени или от имени нас обоих? – спросила его жена.

— От имени нас обоих, — ответил он.

Тогда, не скрывая своей радости, женщина воскликнула:

— Да будет Аллах доволен тобой, о, Абу Тальха! Каждый раз, когда я видела вокруг бедняков, я всегда думала о том же, но не решалась сказать тебе. Пусть Аллах примет это у нас. Вот и я выхожу, оставляя его!

И нетрудно представить, какой отклик нашло благодеяние Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, когда вскоре, прочно укрепившись в сердцах верующих, оно станет плодоносить и зародится эпохой, известной как золотой век Ислама.

Разумно и трепетно следуя пути Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) и его ближайших сподвижников (да будет доволен ими Аллах), Османы смогли в свое время достичь в учреждении Вакуфов небывалых вершин. Через систему Вакуфов они (Османы) умело направляли средства, собранные у населения, для выгоды и улучшения жизни того же населения. Чаще всего это были учреждения, основанные для помощи нуждающимся слоям населения из пожертвований более состоятельных людей, сумевших обеспечить себя и свои семьи дозволенным способом. Причем, такое внимание к нуждам окружающих наблюдалось не только в отношении людей, но и животных, и даже растений. Этот великий народ продемонстрировал всему миру исламские принципы милосердия и сострадания через тысячи основанных Вакуфов, где залечивалось немало ран.

Руководствуясь высказыванием Пророка (Мир ему и Милость Аллаха): «Самый благой из людей тот, кто больше всех им полезен» (Суйути, аль-Джами-ус-Сагир, II, 8), Османы оставили после себя огромное количество великих деяний, осуществленных через Вакуфы. Именно поэтому их государственная система не вызывала застоя в обществе, а способствовала прогрессивному его развитию.

Хотя и невозможно перечислить и назвать точное количество Вакуфов, учрежденных Османами, приведем основные сферы их деятельности, чтобы иметь более полное представление об этом:

— Постройка и уход за мечетями, соборами и местами  поклонения;

— Постройка и содержание медресе, центров по изучению и заучиванию Кор’ана, по обучению хадисам Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) и других образовательных заведений;

— Постройка и содержание домов для путников, гостиниц, бань, общественных уборных (туалетов), лечебниц;

— Постройка и содержание библиотек;

— Изыскание источников воды, содержание каналов и колодцев;

— Постройка и содержание столовых, яслей, детских садов;

— Освобождение рабов и пленников;

— Снабжение бедняков топливом;

— Замена разбитой работниками по дому посуды и утвари во избежание наказания прислуги хозяевами;

— Приготовление приданого девушкам-сиротам;

— Оплата долгов должников;

— Помощь вдовам и одиноким;

— Обеспечение школьников питанием и одеждой;

— Оплата расходов на похороны бедняков и одиноких людей;

— Раздача подарков к праздникам детям и одиноким людям;

— Патронаж пожилых и одиноких женщин.

Кроме того, при Османах было основано и множество других Вакуфов в разных областях жизни. Это движение получило такой размах, что Османская культура вошла в историю как «культура Вакуфов». Чтобы понять глубину религиозности наших предков, нужно вспомнить вот о чем. В то время в Мекке и Медине существовало множество Вакуфов, которые были известны под общим названием «Вакуфы Двух Святынь». Все они обеспечивали и поддерживали общественное спокойствие, благосостояние и процветание на Святых Землях, и были известны везде, от Европы до Йемена. Эти Вакуфы имели отдельное управление. Каждый правитель считал за честь отправлять в Мекку дары, особенно, когда из Стамбула в Мекку посылалось вытканное для Каабы покрывало. Эта процессия называлась «шествием Сурры». Посылаемые дары в больших количествах накапливались в Мекке, Медине и их окрестностях. Эта традиция сохранялась вплоть до I Мировой войны, пока шариф Хусейн не попал в плен к англичанам и не предал Османов. Тогда оборону Медины держал Фахретдин паша. Чтобы не допустить разграбления, было решено отправить все ценности в Стамбул. То, что только из Медины прибыло более 300 сундуков с ценностями, говорит о размерах принесенных Османами даров. Эта  традиция, начало которой положили Османы, позже была перенята и другими правителями, найдя признание среди всех приверженцев Ислама.

Также вызывают интерес Вакуфы, предназначенные для ухода за пожилыми одинокими женщинами. Так, чтобы обеспечить их материально и не задеть чувства собственного достоинства, помощь оказывалась им не напрямую, а через предоставление посильной домашней работы. Таким образом, они могли работать, когда пожелают, и распоряжаться заработанными средствами по своему усмотрению. Чаще всего женщинам доставляли домой промытую и расчесанную шерсть, из которой они пряли нити. Вакуфы, бравшие на себя такую опеку, следили за полной и регулярной оплатой труда и тем, чтобы их подопечные не испытывали нужды в посторонней помощи, имели все необходимое для счастливой, спокойной жизни. Чувство вакуфного сознания достигло у Османов таких высот, что распространялось не только на людей, но и на животных, и даже — на растения. Известно, что были основаны Вакуфы, бравшие на себя все расходы по содержанию лечебниц для животных, приютов для ухода за ранеными или не сумевшими совершить перелет птицами. Проживший долгое время на земле Османов известный французский писатель Жомте де Бонневаль, под впечатлением от увиденного, писал в своей книге: «У Османов можно видеть рабочих, нанимаемых для ежедневного полива и ухода за неплодоносящими деревьями, за что им выплачивается вознаграждение».

В силу того, что основание таких Вакуфов являлось, несомненно, проявлением духовной зрелости, такая деятельность могла стать возможной лишь в обществе, имеющем совершенных духовных наставников (муршиды). Такие качества, как самопожертвование, доброта, искренность и бескорыстие, в полном их смысле, являются результатом духовного воспитания. В общественной жизни Османов мечети являлись широко распространенными центрами духовного воспитания. Здесь люди приобщались к культуре речи и поведения. Исходящий из этих источников духовный позитивизм смог возвести осознание важности учреждения Вакуфов и социальной взаимопомощи к его высшей точке. История знает немало фактов того, как люди, получившие в подобных «вакуфных заведениях» свое духовное воспитание, в дальнейшем сами становились учредителями Вакуфов уже в других местах, посвящая себя служению в них. Все это являлось настолько реальным, что вся благотворительная деятельность стала и по сей день остается причиной функционирования учреждений, занимающихся проблемами общества. Ведь не секрет, что мечети, существующие сегодня, колодцы, источники, военные казармы, больницы, даже вода, которую мы пьем, многие другие блага и дела, — все это доставшиеся нам от них величественные памятники и наше достояние.

Почти каждый при Османах, от падишаха до простолюдина, обладал чувством вакуфного сознания. В свою очередь, и совершенные муршиды использовали всякую возможность, чтобы побуждать людей к свершению благих дел. Например, в своем письме султану Мураду III досточтимый Азиз Махмуд Худайи (да помилует его Аллах) писал:

«Мой султан! Как дед твой Кануни Султан Сулейман провел в Стамбул из Истыранджи воду и обеспечил стамбульцев водой, так и ты из лесов Болу привези дров и обеспечь ими жителей Стамбула на зиму!»

Владевшие огромными территориями и играющие основные роли в ходе исторических событий, Османы поддерживали в своем государстве спокойствие и социальное благополучие только благодаря основанным ими Вакуфам; бедняк и богатый, слабый и сильный жили в атмосфере духовного братства по отношению к друг к другу. Благодаря богатой культуре Вакуфов, они смогли достичь больших высот в утверждении социальной справедливости, к сожалению, в наши дни во многом утратившей свои былые позиции. Именно по этой причине, вплоть до развала государства, мы не находим в османской литературе произведений в жанре романа. Такое запоздалое появление у нас романа, Джамиль Марич пояснял так:

«Ведь в жизни Османов не было драмы, чтобы мог появиться роман!»

Несмотря на то, что сострадание всегда приписывалось исключительно христианству, Вакуфы, являющиеся учреждениями, основанными именно на сострадании и милосердии, не были распространены на Западе в такой степени, как у нас. А существующие там ― появились благодаря хлопотам и ходатайству их дипломатов, в свое время проходивших службу на территории Османского государства и знакомых с этой системой. В книге воспоминаний знаменитого французского дипломата Бусберга описывается множество подобных примеров.

В ходе благотворительных акций, проводимых Османами через Вакуфы, большое внимание уделялось тому, чтобы тот, кто помогает, и тот, кто получает помощь, не были известны друг другу. Таким образом, благодетели были защищены от лицемерия и удостаивались большей благодарности. А то, что такая помощь осуществлялась через мечети и даргах (обители дервишей), одновременно служило укреплению духовности народа. Эту тонкость можно уловить в вакуфнаме (уставе Вакуфа), оставленным Султаном Фатихом Мехмедом (да помилует его Аллах):

«Я, завоевавший Стамбул, немощный раб Султан Фатих Мехмед, купивший на свои личные деньги в пригороде Стамбула Ташлык 136 существующих и действующих лавок, отдаю их в Вакуф со следующими условиями:

Я назначил на каждую улицу Стамбула и обеспечил своим инвентарем по два человека. Они станут обходить улицы в определенное время суток с корзинами извести и золы и посыпать этим плевки и прочие нечистоты на улице. И станут получать за это по 20 монет. Также назначаю 10 хирургов, 10 докторов и 3 медработника. Они в определенные дни месяца станут обходить дома и, заходя в каждый, спрашивать, есть ли в доме больной. Если есть, то станут лечить его или, не беря никакой платы, доставлять его в больницу для прохождения лечения! Если, упаси Аллах, случится нехватка пищи, тогда 100 единиц переданного мною оружия выдать служащим. Пусть выходят за город и охотятся. При этом запретить охоту в период кормления у животных и кладки яиц у птиц. И не оставлять наших больных без пищи! Также в отстроенной мною цитадели повелеваю организовать постоянное кормление семей погибших и бедняков города Стамбула! Если же случится так, что кто-либо из них не ел или не в силах унести пищу с собой, тогда под покровом тьмы в закрытых сосудах пищу доставляют к дверям их домов!..»

По этому документу можно судить об отношении султана Фатиха к своему народу. Он беспокоится об устранении даже такого малозначительного, редко допускаемого в его время, некрасивого явления, как плевание на землю. Повелевая заботиться о лечении и питании больных, он уделяет внимание и соблюдению экологического равновесия, запрещая охотиться на животных в период вскармливания детенышей. Вместе с проявлением милосердия и сострадания к умме, соблюдались и права животных. Угроза загрязнения окружающей среды и нарушения экологического равновесия, сегодня нависшая над человечеством, нашими предками 500 с лишним лет назад учитывалась и держалась под контролем. И это поучительный пример для современного общества. Ярким примером бережного отношения к чувствам и достоинству членов семей шахидов являлась доставка пищи для них в темное время суток в закрытой посуде, скрытно от посторонних глаз. Прекрасный образец этикета и деликатности для будущих поколений.

Примерами из деятельности Вакуфов мы желали показать, какие плоды принесло при Османах верное понимание принципов Ислама и неуклонное следование им, высокий уровень духовной зрелости и взаимопомощи, достигнутые обществом. Проходя по улице и видя на окне дома красный цветок, уличные торговцы и даже дети старались не шуметь. Ведь красный цветок был знаком того, что в доме находится больной человек. Таких примеров зрелости и сострадания великое множество, и мы не будем выходить за пределы, считая сказанное достаточным.

Вестник ИИУ, июнь 2012 г.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>