НАША КУЛЬТУРА ВАКУФОВ (Часть 1.)

Вакýф — это увековечение пожертвований, которые являются своеобразным проявлением милосердия, сострадания и любви к созданиям Творца. Это подразумевает посвящение какого – либо имущества Аллаху, то есть запрещение на владение им и обязательное использование его только ради духовных целей. Конечной целью этого является снискание довольства Всевышнего Аллаха в служении его созданиям и проявлении щедрости к нуждающимся. Являющееся условием совершенства веры умение жертвовать имуществом, а если требуется — и душой, на пути Аллаха ― есть божественное повеление, которому должен следовать каждый верующий. В Священном Кор’ане об этом сказано так:

«Поистине, искренние верующие — те, которые уверовали в Аллаха и в Его посланника. И потом их сердца не испытывали сомнений относительно того, во что они уверовали, и, повинуясь Аллаху, они боролись на Его пути, жертвуя своим имуществом и своей жизнью. Только они искренни в своей вере» (Аль-Худжурат, 15).

«Это — те, которые сильно верят в тайное и в то, что не может быть постижимым или понятым зрением, как ангелы или Последний день, — ведь основа искренней веры и религии — вера в сокровенное; те, которые превозносят Аллаха и смиренно выстаивают молитву; те, которые из того, чем наделил их Господь, расходуют на благие дела»  (Аль-Бакара, 3).

«Аллах говорит, подтверждая Своё обещание верующим, которые жертвуют своей жизнью и имуществом на Его прямом пути, что Он купил у них их жизнь и имущество в обмен на рай…» (Ат-Тауба, 111).

«Большая разница между этим лицемером и искренним верующим, который жертвует собой, стремясь к благоволению Аллаха и победе слова истины…» (Аль-Бакара, 207).

Представляя мирскую жизнь местом подготовки к жизни вечной, а жизнь будущую — продолжением этой, Ислам установил прекрасное и совершенное равновесие между телом и душой, материей и духовностью, став самой надежной основой для стабильного, счастливого и процветающего общества. Охватывая обширные сферы жизнедеятельности, Вакуфы представляют наилучшую модель института благотворительности. И они же являются реальным воплощением проповедуемых Исламом чувств сострадания и милосердия ко всему сущему. Священный Кор’ан повелевает зрелым верующим, стремящимся снискать довольство Аллаха, жертвовать из того, что им самим дорого. Из всего мирского, что дано человеку, самым дорогим и значимым являются душа и имущество. Лишь жертвуя ими на пути Аллаха, возможно, заслужить рай и достичь довольства Аллаха. Именно по этой причине, тех, кто щедро жертвует то, чем владеет — имущество свое и жизнь свою на пути Аллаха, у нас называют “человек Вакуфа”.

В деле поддержания в обществе счастья и спокойствия эти люди берут на себя чрезвычайно важную задачу. Ведь их служение и результаты деятельности, не ограниченные рамками этой скоротечной жизни, через, образованные ими Вакуфы, полноценным образом продолжаются и в будущие времена. Самые выдающиеся люди Вакуфа — это пророки, аулия и их последователи. Они смогли донести свет веры своих сердец во все стороны света, заполнив делами своими золотые страницы истории.

И то, что сегодня мы столкнулись с тысячей социальных и экономических трудностей, в немалой степени явилось последствием того, что старые богатые Вакуфы были закрыты за ненадобностью, а новые оказались не способны покрыть имеющиеся нужды. Для того, чтобы преодолеть этот дефицит средств, наши состоятельные современники должны проявить свою волю. Ведь основная ответственность за это лежит, прежде всего, на них. В благородном хадисе сказано:

«После смерти человека прекращается и запись всех его благих дел, кроме трех: живая милостыня, полезное знание, и благое дитя, поминающее его в молитве» (Муслим, Васиййа, 14)

Ученые Ислама сходятся во мнении, что под живой милостыней подразумеваются Вакуфы, хотя, в общем, это означает любое благодеяние, совершенное во имя Всевышнего, которое затем постоянно служит и приносит пользу. Есть реки и ручьи, которые с самого начала мироздания самым прекрасным образом текут по своим руслам. Своим бодрящим и приятным журчанием они вплоть до конца времен будут пробуждать в иссякших душах жизнь, дарить раненым сердцам радость и надежду, влюбленным — вдохновение. Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) уподобил некоторые благие деяния таким источникам. Однако источники, которые имел в виду Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) не засыхают с наступлением конца времен, а текут в вечность, принося рабу вознаграждение и добрую ду’а за него. Унося свои воды все дальше, они наполняют Книгу деяний хозяина своего вечным светом. Это — живая милостыня. Всевышний Аллах отдал все, что есть во Вселенной, в распоряжение человека и сделал его ответственным за это. Дети, имущество, власть, здоровье — все это возложенные на человека обязанности, которые он должен точно выполнять. Относясь к вверенному ему с полной мерой ответственности и храня преданность Истинному Хозяину, он стремится заслужить лишь Его довольство, и в этом — важнейший залог получения Милости и Благословения Аллаха.

Йунус Эмре говорит:

Владелец сокровищ, богатства владелец,

Кто же ваш Первый Хозяин?

Сокровища — призрак, богатство — обман,

Можешь пойти поразвлечься!

 В красивой и выразительной форме он объясняет, что все имущество в действительности принадлежит Аллаху. А рабу предоставляется лишь ограниченная отрезком отпущенного ему времени череда его поступков. Поэтому совершенный верующий живет с осознанием того, что «имущество есть вверенная обязанность», а использование имущества вне рамок дозволенного является преступлением. А тяжесть последствий сего пренебрежения станет ощутимой не только в жизни будущей, но и в жизни этой, обернувшись многими кризисами и бедами, как в жизни человека, так и в жизни всего общества. Поэтому пожертвования благотворно сказываются на состоянии имущества человека и поддерживают мир и спокойствие в обществе, устраняя зависть и вражду, подобно тому, как нож хирурга удаляет злокачественную опухоль. Состоятельные никогда не должны забывать, что могут оказаться на месте страдающих и обездоленных, поэтому должны использовать каждую представившуюся возможность для пожертвования. Поступая так, они отдают дань уважения и благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные им блага.

Насколько благословенны дела, совершенные во имя Всевышнего Аллаха или на Его пути, зависит от искренности намерений. А она формируется под влиянием богобоязненности. Ведь и за малые благодеяния, совершенные ради достижения довольства Аллаха, Всевышний Аллах воздает великой наградой и благословением. В священном аяте говорится:

«Те, которые расходуют своё имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земле и порождает семь колосьев, а в каждом колосе — сто таких же зёрен. Это — награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути Аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин» (Аль-Бакара, 261).

Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) указывал:

«Кто построит во  имя Всевышнего Аллаха мечеть на земле, тому Всевышний Аллах построит дворец в раю» (Муслим, Масаджид, 24).

Другая важнейшая польза учреждения Вакуфов в том, что они уберегают состоятельных людей от разного рода безрассудства и расточительства. Ведь целью основания Вакуфов является достижение довольства Аллаха и благополучия в жизни вечной. Все Вакуфы изначально образовывались и развивали свою деятельность только с этой целью. Единственная цель основания и один из признаков правильности Вакуфа – создание средства, позволяющего приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому именно случай Вакуфов требует наиболее глубокого проникновения чувством ответственности, чем любые другие вверенные Аллахом обязательства. На протяжении всей истории человечества пренебрежение этим условием жестоко наказывалось. Так, например, верблюдица пророка Салиха (мир ему), которую Всевышний Аллах сделал знамением и пользой для его народа, также являлась своеобразным Вакуфом. Ее Хозяином был сам Всевышний Аллах, а молоко ее принадлежало людям. Однако беспутный народ пренебрег этим благом и убил верблюдицу. За это он был погублен. В устном народном предании сохранилась поучительная история о пророке Сулеймане (мир ему). Однажды пророк Сулейман (мир ему) поругал воробья, на что птичка c угрозой заявила:

—    Я погублю царство твое!

— Как же ты погубишь его, ты же почти ничто?! – удивился Сулейман (мир ему).

Тогда птичка ответила ему:

—   Я намочу свои крылья и обваляю их в земле Вакуфа. Потом я отнесу эту землю на

крышу твоего дворца. И этих крупинок земли Вакуфа будет достаточно, чтобы погубить твой дворец!..

Из притчи понятно, насколько ответственно и осмотрительно следует обращаться с

вверенным имуществом Вакуфа. Поэтому наши предки предупреждали: «Остерегайтесь четырех ситуаций: чрезмерных клятв, безответственного отношения к обязанности, неисполнимого обещания и непосильного поручения; бойтесь ответственности!..». Однако следует правильно понимать это высказывание. Например, отстраняться от участия в мероприятиях, связанных с учреждением имущества Вакуфа при наличии средств и возможностей, само по себе является грехом. То, чего действительно следует опасаться, — это неправильного или неравного распределения этого имущества. Следует оберегать его от подобной ситуации, так как любое имущество Вакуфа находится в пользовании и служит нуждающимся какой-либо уммы, а по сути своей принадлежит Всевышнему Аллаху. Это означает, что после посвящения своим хозяином Вакуфу, любое имущество перестает быть чьей-либо собственностью, не продается, не дарится и не наследуется. Поэтому необходимо постоянно держать под контролем правильность использования имущества Вакуфа в соответствии с его прямым назначением. За этим стоят не только слова похвалы и благодарности, но и слова бад-ду’а (проклятья). Благие слова коснутся тех, кто верой и правдой служил Вакуфу. Слова бад-ду’а настигнут тех, кто не выполнял условий Вакуфа и нанес вред его деятельности. В большинстве случаев говорят так:

«Если кто испортит или изменит условия этого Вакуфа, пусть падут на него проклятье  Аллаха, пророков, ангелов, людей и всего сущего!..»

Именно эти слова вложил и Султан Фатих Мехмед Хан (да помилует его Аллах) в свой документ, учреждающий Вакуф Айа-Софья. Подобные бад-ду’а при учреждении Вакуфов являются своего рода предостережением, потому что любой верующий, переживающий за свою судьбу в жизни вечной и опасающийся наказания в День Суда, не станет навлекать на себя слова проклятий бад-ду’а, будет действовать с полным осознанием ответственности, возложенной на него. Управлению деятельностью и сохранению Вакуфов в Исламе придавалось настолько большое значение, что постулат:

«Условия учредителя Вакуфа подобны законам, установленным Всевышним Аллахом» стал равносилен конституции. То есть, как немыслимо изменение любого из аятов, также немыслимо изменение любого из условий учредителя Вакуфа. Благодаря выполнению этого принципа, учрежденные многие века назад Вакуфы служили и сохранились до наших времен, не претерпев в своей структуре каких-либо изменений.

Вестник ИИУ, июнь 2012 г.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>