Этика пожертвования

Крайне важно, чтобы совершающий обязательное пожертвование (закят) обладал истинной нравственностью и испытывал чувство благодарности к берущему, так как последний освобождает его от обязанности (фард), исполнение которой сулит вознаграждение дающему. А милостыня (садака) охраняет человека от бед и болезней. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

«Пусть эти раскаявшиеся знают, что только Аллах Единый принимает искреннее покаяние и добрую милостыню и что Он, Всевышний, прощает тех, кто раскаялся, и милосерден к Своим рабам». Здесь мы познаем важность милостыни, ведь ее принимает Сам Аллах. О нравственности дающего человека мы узнаем также из Священного Корана:

«О, верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвал от людей, не веря в Аллаха и в Судный день. Лицемер, который таким образом оказывает помощь, подобен гладкой скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Как ливень смывает с гладкой скалы плодородную землю, попрёки, обида и лицемерие стирают награждение Аллаха за такую милостыню. Бесплодными будут такие деяния и не будет награды за них. Это — качества, присущие язычникам. Отклонитесь от этих качеств. Аллах не ведёт неверных по прямому пути к благу». Аллах призывает нас делать добро не для того, чтобы потом попрекать им, и не из корысти. Подавая милостыню, нужно быть осторожным, чтобы не унизить бедного человека, не ранить его сердце, иначе она не будет иметь никакой ценности перед Аллахом. Такое пожертвование будет большой ошибкой, влекущей за собой тяжкое наказание, так как Аллах смотрит в наши сердца.

О значении чистого правильного намерения при пожертвовании говорит Благочестивый Джалялетдин Руми (да помилует его Аллах):

– Жертвуй своим имуществом ради Аллаха, чтобы порадовать хотя бы одну душу. Ее мольба осветит кромешную тьму твоей могилы.

Он с проникновенной мудростью показывает, что бедняки и нуждающиеся являются даром от Аллаха для богатых людей. Потому что, оказывая им благодеяния, богатый человек может достичь довольства Аллаха. Щедрость проявляется через помощь нуждающимся, поэтому очень важно не обижать их. Благочестивый Джалялетдин Руми (да помилует его Аллах) пишет:

«Бедный человек служит зеркалом щедрых. Остерегайся произносить обидные слова, чтобы не запятнать зеркало. Будь внимательным с его сердцем, потому что оно находится под присмотром Аллаха. Щедрость Аллаха проявляется через бедных людей, которые обращаются с просьбой только к обладателям щедрой души, раскрывают им свои горести и, тем самым, открывают богатым дороги, ведущие к счастью. В душе богатого человека появляются любовь и сострадание к бедному, в проявлении этих чувств есть благодать от щедрости. Бедный – зеркало Всевышнего, в котором богатые видят свою щедрость. Благочестивые богатые люди, которые растворились в восторге от любви к Аллаху, понимая, что все, что у них есть, – это данное им во временное пользование (аманат), познали свое эго. Растворяясь в восторге от щедрости Аллаха, они сами стали щедрейшими рабами. Несчастные и бедные в Судный день – это те, кто поселил в сердцах любовь к своему имуществу. Такие люди не у дверей Истины, а всего лишь за дверью, нищие душой и далекие от Аллаха. Их лица как мертвое украшение внутренней пустоты, бездушия. Они далеки от Истины Аллаха. Остерегайся сближаться с ними! Не кидай кость нарисованной собаке. Такие люди – пленники наживы, они никогда не жаждали владеть Истиной. Будь осторожен, не ставь перед «мертвецами» тарелку с пищей, не оказывай им доброжелательности, чтобы через нее не приблизиться к ним. Они будут ничтожно просящими в Судный день. Подобные люди не дервиши духовности, а дервиши стяжательства. Они как сухопутные рыбы, т.е. похожи на рыб, но как только увидят море, в страхе бегут от него. Они расценивают свое ничтожное добро как счастье. Они думают, что вкушают изысканные блюда, пьют превосходные напитки, но на самом деле они далеки от бесценной, дарованной Аллахом, духовной пищи. О, человек! Чтобы не оказаться среди подобных, объемли своей щедростью всех созданных, и ты войдешь в число познавших Аллаха (арифов)».

Самое лучшее для жертвующего, когда левая рука не знает, что дает правая. Именно о таких людях сказано в хадисе, что они будут защищены в тени Трона (Аль-Арша) в Судный день. Чтобы удостоиться такой чести, наши предки создавали множество вакфов, через которые жертвующий мог избежать лицемерия. Ибо берущий, ничего не зная о своем благодетеле, возносил мольбы для него.

Султан Мехмет (да помилует его Аллах), отдав свое имущество, сказал:

–Я, завоеватель Стамбула (Константинополя) и немощный раб Аллаха, Фатих Султан Мехмет, отдаю 136 своих магазинов, которые заработал дозволенным путем, с условием: чтобы на кухне обители, которой я владел, постоянно готовили пищу для жен павших за веру (шахидов), сирот и бедняков Стамбула; чтобы тем, кто не сможет прийти за ней сам, ее развозили в закрытых емкостях под покровом ночи, когда никто не видит.

Фатих Султан Мехмет (да помилует его Аллах) поставил это условие для того, чтобы защитить права бедных. Люди, жившие под управлением такого праведного правителя, ложили свои пожертвования (закят) в конверты и оставляли в специально отведенных местах в мечетях, а приходившие бедняки брали себе столько, сколько им было необходимо. Значительно лучше жертвовать тому, кто из-за своей стеснительности не может обращаться с просьбой. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

            «Среди бедных, на которых нужно жертвовать, те, которые сражались, защищая веру, и, вследствие этого, страдая от физических недостатков, отражающихся на трудоспособности, не могут работать и зарабатывать деньги. Они горды и ничего не просят. Их скромность побуждает незнающего подумать, что они живут в достатке, но ты можешь по разным признакам узнать, как они нуждаются. Что бы вы ни пожертвовали из добра вашего, Аллах знает об этом, и вам будет полная награда за это. Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа. Они не боятся за своё будущее и не огорчаются за то, что миновало их из мирских благ. Нет страха над ними, и не будут они печальны!»

Одна из главнейших задач после утверждения Единобожия – это воспитание благочестивого чувствительного человека, способного строить счастливое общество. Это

возможно, если общество будет состоять из милосердных, открытых сердцем людей, желающих выплачивать закят и помогать нуждающимся рабам Аллаха. Сердце верующего своей милостью и сострадательностью должно охватить все творения Аллаха. Мы живем среди даров Всевышнего Аллаха, питаемся Его щедротами. Люди, пренебрегающие служением имуществом (закят, садака), попросту не задумываются, чье это имущество, и от кого они его прячут. Следствием любви является самопожертвование. Любящий с наслаждением жертвует собой, считая это своим долгом. Случается, что любящий жертвует своей душой ради возлюбленного. Пожертвования творениям Аллаха являются проявлением любви к Нему, ибо они даются только ради Аллаха, и их принимает Аллах. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

«Пусть эти раскаявшиеся знают, что только Аллах Единый принимает искреннее покаяние и добрую милостыню и что Он, Всевышний, прощает тех, кто раскаялся, и милосерден к Своим рабам».

О, Истинный Владыка богатства и благ! Надели нашу нравственность нескончаемым потоком милосердия, сострадательности и жертвенности на Твоем пути. Аминь!

Вестник ИИУ

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>