СУННА: ВТОРОЙ ИСТОЧНИК ИСЛАМСКОГО ЗАКОНА (часть 1).

 Сунна Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, является вторым по важности после Священного Корана источником Исламского закона. Этот статус Сунны не подвергался сомнению и не обсуждался, как и Коран, ни одним законником в течение столетий, не считая некоторых разложившихся личностей, которые отделяют себя от основного потока мусульман. В то же время некоторые немусульманские жители Востока и отдельные их последователи из среды мусульман, не имеющих возможности изучать Ислам по подлинным источникам, в последние десятилетия пытались высказывать сомнения в авторитетности и истинности хадисов и подорвать авторитетность Сунны…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУННЫ

 Сунна была определена учеными науки «Хадис» как: «Слово, сказанное или действие совершенное или подтверждение, данное Святым Пророком – Мухаммадом, Мир ему и Милость Аллаха.»»Подтверждение» в этом определении по-арабски звучит как «такрир». Этим термином обозначается следующее: если кто-либо скажет или сделает что-либо определенным образом и знание об этих словах или делах достигнет Святого Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, он может подтвердить это словами либо хранить молчание, никак не проявляя неодобрения. Такое молчание, подразумевающее одобрение Святого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, также включено в понятие Сунны. Так как Сунна со всеми ее составляющими (слово, действие, подтверждение) имеет непосредственное отношение к Святому Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, то ее истинное положение не может быть выяснено без установления статуса самого Святого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха.

Статус Святого Пророка

Какой же статус имел Святой Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, когда был послан к людям? Был ли он просто передатчиком или почтальоном, который, доставив письмо, более не заботится о том, что с ним произойдет дальше? Ответ, очевидно, является отрицательным, Пророки, Мир им всем, посланы не для того, чтобы просто донести до людей Слово Аллаха. От них требуется умение изложить, разъяснить Божественную Книгу, показать практические пути ее применения. Их обязанности не ограничиваются пересказом слов Книги, они должны учить людей жить в соответствии с ее требованиями. Святой Коран не оставляет сомнений по этому поводу:

«Аллах оказал милость первым верующим — сподвижникам Мухаммада — Мир ему и Милость Аллаха, — когда воздвиг среди них посланника из них самих, который читает им айаты Аллаха, очищает их и учит их знанию Корана и Сунны. До Мухаммада — Мир ему и Милость Аллаха! — они пребывали в темноте, невежестве и заблуждении».

«Аллах — Тот, кто послал к неграмотным арабам посланника из них, чтобы тот читал им ниспосланные Аллахом айаты, очищал их от скверных вероучений и моралей, учил их Корану и основам религии. Ведь до этого они были в явном заблуждении, отклоняясь от истины».

О том же говорится и в молитве Ибрахима, Мир ему: «Господи наш! И яви из нашего потомства посланника, который передаст им Твои знамения, научит их ниспосланному Тобой Писанию и полезным знаниям, очистит их души. Ведь Ты, поистине, велик и мудр в том, что Ты делаешь, приказываешь, запрещаешь!»

Таким образом, полномочия, данные Святому Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, включают в себя четыре функции:

1) пересказ слов Аллаха;

2) обучение книге Аллаха;

3) обучение мудрости;

4) очищение людей.

Святой Коран не оставляет сомнений в том, что назначение Святого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, заключается не в простом пересказе велений Аллаха; он послан учить жить по Книге. От него требуется обучение мудрости, которая является неким дополнением к Книге. Но и этого недостаточно, и Святой Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, должен также очищать людей, то есть подкреплять теоретическое обучение Книге и мудрости практическими действиями. Итак:

  1. a) Небесная Книга подтверждает, что в полномочия Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, входит пересказ Корана;
  2. b) его слово является решающим при интерпретации Книги;
  3. c) он является единственным источником изучения мудрости, основывающейся на Божественном руководстве;
  4. d) ему вверена практическая подготовка людей к жизни по законам Ислама.

Эти функции Святого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, никогда не были бы выполнены, если бы его учение не было авторитетным для его последователей и если бы мусульмане не были обязаны повиноваться и следовать ему. Обучение Книге и мудрости подразумевает, что слова Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, обязательны для его последователей, а его действия являются примером для уммы. Это не просто логическое заключение из приведенных аятов Священного Корана. Во многих местах Небесной Книги дается ясное указание повиноваться и следовать Святому Пророку, Мир ему и Милость Аллаха. При этом в Коране используется два термина: «ita’ah» (повиноваться) и «ittiba» (следовать). Первый термин относится к повелениям и словам Святого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, а второй — к его практическим действиям. Повелевая мусульманам повиноваться и следовать Святому Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, Священный Коран, таким образом, подтверждает авторитетность и его слов и его действий.

Повиновение Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха.

Священный Коран настолько настаивает на повиновении Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, что упоминается всякий раз, когда говорит о повиновении Аллаху:

 «Скажи им (о, Мухаммад!): «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику». Если они отвернутся от тебя, тогда они не верят в Аллаха и Его посланника. Аллах не любит неверных!»;

«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику во всех делах, делайте хорошее и отклоняйтесь от худого, чтобы вы были помилованы в настоящей жизни и в будущей!»;

 «О, вы, которые уверовали в то, что ниспослано Аллахом пророку Мухаммаду — да благословит его Аллах и приветствует, — повинуйтесь Аллаху и пророку, а также тем из вас — мусульман, — которые наделены властью, руководят по справедливости и выполняют шариат Аллаха. Если же вы препираетесь о чём-нибудь и возникнет спор между вами, обратитесь к Книге Аллаха и к Сунне Его пророка, чтобы рассудить это дело и выяснить, кто прав. Аллах ниспослал Своё Писание и вместе с ним шариат о том, о чём вы препираетесь, и Его пророк разъяснил вам, как следует жить и решать споры согласно шариату, если верите в Аллаха и в День Суда. Ведь это — лучше для вас, потому что вы будете руководствоваться поистине справедливыми законами в ваших спорах. Это — пристойнее для вас, и разрешает спор, вводящий в заблуждение»;

«Повинуйтесь Аллаху и пророку в том, что он вам передаст от Аллаха…»;

«…Скажи им (о, Мухаммад!): «Добыча принадлежит Аллаху и Его Посланнику в первую очередь, а он распределит её, как повелит ему Аллах. Оставьте разногласия о ней. Самое главное — быть богобоязненными и иметь добрые отношения между собой, основанные на любви и справедливости. Вот это — качество верующих! «»;

«О, вы, которые уверовали в Истину и поклоняетесь Аллаху, вы узнали, что одержали победу благодаря помощи Аллаха, повиновению Ему и Его Посланнику. Повинуйтесь же Ему и Его посланнику всегда, не отвращайтесь от своего посланника и не уклоняйтесь от призыва посланника к Истине Аллаха в то время, как вы слушаете то, что он говорит, и понимаете его».;

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику в наставлениях о разрешённом и запрещённом, не вступайте в препирания и разногласия между собой. Это только потеря силы и причина слабости и неудач! Мужественно переносите тяготы сражения! Поистине, Аллах помогает терпеливым, стоит на их стороне и награждает доброй наградой».;

 «Скажи им (о, Мухаммад!): «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику так искренне, чтобы ваши деяния доказывали это. Если же лицемеры отвернутся и не повинуются, то на Мухаммаде – Мир ему и Милость Аллаха! — лежит обязанность — только призывать к истине, а не отвечать за их повиновение. На вас же лежит возложенная на вас обязанность — повиновение Аллаху. Если вы будете продолжать не повиноваться Аллаху и отвергать призыв к Истине Аллаха, вы подвергнетесь наказанию. Если вы повинуетесь посланнику, вы будете на прямом пути истины. Обязанность посланника — передать вам Писание Аллаха ясно и чётко и призывать вас к Его Истине. Будете ли вы слушать и повиноваться или будете ослушниками, не повинующимися Аллаху, Посланник выполнил свою задачу — ясно передал вам ниспосланное Откровение».;

 «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, выполняя то, что Он повелел вам, и следуйте за посланником, придерживаясь того, к чему он призывает вас, и не делайте свои дела пустыми, обратив их в прах»;

«Разве вы боитесь раздать милостыню перед тайной беседой с посланником Аллаха? Если вы не раздали милостыню, и Аллах простил вас, то регулярно и последовательно совершайте молитву, платите закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. Аллах объемлет ваши деяния, и Он воздаст вам за них!»;

«Повинуйтесь Аллаху, исполняя то, что Он предписал вам, и повинуйтесь посланнику Аллаха, придерживаясь того, что он передал вам от своего Господа! Если вы отвернётесь, то не причините ему никакого вреда. Ведь Нашему посланнику надлежит только ясно передать вам Послание Аллаха».

В этих аятах повиновение Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, звучит как приказ обязательный для исполнения. А в аятах, где описаны результаты повиновения Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, они опять теснейшим образом связаны с последствиями повиновения Аллаху:

«А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады, где внизу текут реки…»;

«Кто повинуется Аллаху и его посланнику, шариату и заветам Аллаха, тому дарованы руководство Аллаха к прямому пути и Его милость в ближайшей жизни и в последующей. Он будет среди Его пророков и праведников, которые уверовали и следовали по прямому пути Аллаха и Его посланников, и погибших в сражении за Аллаха праведников и благочестивых. И сколь прекрасно и благородно это собрание, и как приятно сидеть с ними и вести беседу, которая никогда не надоедает!»;

«А искренние верующие, когда их призывают, чтобы их рассудили по законам и наставлениям, ниспосланным Аллахом Своему Посланнику, говорят, повинуясь Аллаху и Посланнику: «Мы слышим твой призыв, о Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! — и повинуемся твоему суждению». Эти счастливы в ближайшей жизни и в будущей жизни».;

То же самое мы видим и в других аятах: 4:14; 4:64; 8:13; 9:63; 9:71; 33:36; 33:71; 41:80; 49:14; 72:23.

Таким образом, Святой Коран рассматривает положительные и отрицательные последствия повиновения и неповиновения Святому Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, увязывая их непременно с повиновением и неповиновением Аллаху. Нет ни одного аята, в котором бы повиновение Аллаху было упомянуто без ссылки на повиновение Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха. С другой стороны, в нескольких аятах говорится о повиновении Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, без ссылки на повиновение Аллаху:

«Выстаивайте обрядовую молитву регулярно и полностью, богобоязненно и смиренно, и она защитит вас от распутства и грехов. Давайте очистительную милостыню (закят) тому, кто её заслуживает. Повинуйтесь Посланнику во всём, что он от вас требует. Может быть, будет на вас милость и благоволение Аллаха!»;

«В тот День, когда это случится, эти скупые и отклонившиеся, которые противились пророку, пожелают, чтобы земля сокрыла их, как мёртвых в могиле. Они не смогут скрыть ничего от Аллаха, и все их деяния будут видны».;

«Тот, кто отступит от учения посланника, после того как открылся перед ним прямой путь и руководство к благочестию и Истине Аллаха, и последует путём неблагочестивых, ведомый врагами, станет одним из неверных, так как он их сам выбрал опекунами и поручителями. Аллах — слава Ему Всевышнему! — введёт его в огонь ада в Судный день!»

Причина такого требования повиноваться Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, заключается в том, что повиновение Аллаху не может быть осуществлено иначе, как через Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Аллах не обращается непосредственно к любому человеку. Свою волю Он, Велик Он и Славен, диктует, как правило, через Пророка, Мир ему и Милость Аллаха:

«Не было, чтобы Аллах разговаривал с кем-нибудь из людей иначе, как через Откровение, внушая его сердцу, или внушая ему во сне, или он может услышать Божьи слова, не видя, кто разговаривает с ним, или через посланца ангела, которого он видит и слышит и который по воле Аллаха передаёт то, что Аллах пожелает из Откровений. Поистине, Аллах — Всемогущий, и никто не в состоянии противиться Его воле. Он обладает безграничной мудростью во всём, что Он делает и устраивает».

Таким образом, Аллах передает Свои повеления через пророков, Мир им всем. Когда пророк одобряет или запрещает что-либо, то делает это в качестве посланника Аллаха. Сам Аллах приказал повиноваться Посланнику, и повиновение Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, на самом деле является повиновением Аллаху:

«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху».

Таким образом, под повиновением Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, подразумевается и повиновение Аллаху, потому действует не от себя лично, а руководствуясь Откровением Аллаха:

«…он не провозглашает вам Коран от себя по своей прихоти. Ведь Коран, который он вам читает, — лишь Откровение, внушённое ему Аллахом».

С этой точки зрения, повиновение Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, представляет собой повиновение Аллаху и именно поэтому в некоторых аятах говорится только о повиновении Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, что означает повиновение Аллаху через Его Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. В то же время в Священном Коране нет ссылок на повиновение Аллаху без упоминания повиновения Посланнику, что исключает даже самый слабый повод для сомнений в необходимости повиновения Пророку.

Вестник ИИУ, №6 (66)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>