Ислам и его священное устроение (Часть 1)

Появившись во времена первого человека и первого Пророка Адама (Мир ему), на протяжении истории бытия основа дини мубин (очевидной религии) была одной и той же. По мере изменения и развития общества изменялись лишь некоторые ее законы. До времен последнего Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) суть божественного призыва и фундамент религии дошли неизменными. Это – Ислам.

Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) говорил: “Все Пророки – братья. Они одной религии Ислам – это не только религия Корана, как сегодня считают многие. Все небесные религии в своем первозданном виде, до того как были подвергнуты искажениям – это тот же Ислам. Коран подтверждает это:

«Поистине, религия Аллаха — Ислам: единобожие и искреннее повиновение Аллаху».

Этот аят указывает и на то, что единственный путь к спасению в этой и в последующей жизни – Ислам. Более ясно это раскрыто в аяте:

«После того, как Мухаммад — Мир ему и Милость Аллаха! — был избран Аллахом посланником, тот, кто выберет какую-нибудь другую религию, а не ислам и его шариат, вызовет недовольство Аллаха. И будет он в будущей жизни из тех, кто нанёс урон самому себе. И будет ему мучительное наказание».

Итак, чем же является религия Ислам, берущая начало от первого человека Адама (Мир ему) и достигшая вершины своего совершенства, увенчавшись Кораном? Вкратце ответ на этот вопрос можно разделить на две части. Во-первых, это итикад (вера, определенная в свидетельстве «Аманту»). Во-вторых, это амалюс-салих (искреннее выполнение приказов Аллаха и поклонение Ему). Опираясь на две эти основы, Ислам обеспечивает равновесие и гармонию в наших мыслях и действиях, возвышает их и, связав воедино душу, разум, дар речи, слух и зрение, направляет нас к Создателю. По Милости Всевышнего Аллаха тонкости и тайны Ислама, изливаясь даже на камень, способны сделать его мягче земли, словно вдохнув в него жизнь. Живая же душа, отдаляясь от Ислама, напротив, может окаменеть в пустыне духовной слепоты и беспечности. И вновь получается, что путь к спасению лежит лишь через религию Истины.

Если рассматривать Ислам как образ мышления, действий и речи, то он служит факелом, который выводит из мрака к свету. Подобно тому, как из почвы, состоящей из перегнивших листьев, вырастают прекрасные цветы, человек, благодаря Исламу, возносится от низменного к прекрасному. Даже самые простые, заурядные рабы Всевышнего Аллаха получают возможность достичь совершенства, обрести свою первозданную суть. Здесь находится ключ к сокровищницам природы и человека. Для путника, стремящегося к вечности, лучший дар, который будет радовать его и в Раю, – это Путь Истины. Религия Ислам – словно спасательный круг в стремительном водовороте, брошеный человеку по Милости Всевышнего Аллаха. Придерживающийся Ислама освобождается от всего преходящего и бренного. Вливаясь в караван бессмертия, он способен возвысить границы духовного восхождения вплоть до миъраджа. Движение к вершинам Ислама есть ни что иное, как покорность Аллаху во всем, а самое великое поклонение, возвышающее раба, – это кротость и смирение. К Своим наилучшим рабам, Пророкам, сквозь времена Аллах Всевышний обращался: “Будьте покорны Аллаху!” И они отвечали: “Я покорился Господу Миров!” В Суре Аль-Бакара, в 131 аяте, Всевышний Аллах говорит о Ибрахиме (Мир ему):

«И когда сказал ему Господь: «Покорись!», говорил: «Я покорился Господу Миров!»

Покорность и смирение есть ни что иное, как непрерывное поминание имени Всевышнего, постоянное ощущение Его присутствия и нескончаемая благодарность Ему. Ведь цель служения и всех видов поклонения – это познание Всевышнего Аллаха, любовь к Нему и близость. Как-то один проповедник рассказывал о том, что ожидает человека в могиле. Среди слушающих находился и шейх Шибли, да помилует его Аллах. В конце своей речи проповедник начал перечислять вопросы, которые будут заданы умершим:

– Будет спрошено: Как использовал свои знания? Как расходовал свое имущество, как использовал власть? Как провел свою жизнь? Каким было твое служение? Не выходил ли ты за рамки дозволенного?…

Проповедник все продолжал и продолжал, пока его не окликнул шейх Шибли, да помилует его Аллах:

– Почтеннейший! Вы забыли о главном! Всевышний Аллах спросит: «Раб мой! Я был с тобой, а с кем был ты?!»

С этой точки зрения Ислам есть постижение и воплощение в жизни слов из аята:

«И Он с вами, где бы вы ни были»

Поэтому в основе любви к Аллаху и смирения перед Ним лежит непрерывное ощущение Его присутствия и постоянная связь с Ним. Равновесие и гармония земли и небес – плод послушания. Человека, восстающего против заложенных в его же природе смирения и служения своему Господу, постигает небесная кара. В аяте говорится:

«Появились пожары, засухи, голод, застой в торговле и падение спроса на товары и затопления (несчастия на суше и на море) вследствие грехов и дурных деяний, которые совершали люди. Может быть, они опомнятся, уразумеют и с раскаянием обратятся к Аллаху [встанут на путь истины]»!

То есть зачастую причиной катастроф и несчастий служит разрыв человека со своей природой, который, в свою очередь, нарушает равновесие на суше и в море. Подобные бедствия призваны служить предупреждением и наставлением к возвращению на праведный путь. Раб Аллаха, обладающий развитым внутренним видением, глядя сквозь призму Ислама, способен увидеть в произведении – создателя, в следствии – причину, в материи – идею. Когда он смотрит на проходящую жизнь, то вспоминает о жизни вечной и познает ее истины. Если его взор обращен к бескрайним небесам или к великолепию природы, то, скорее всего, в этот момент он созерцает Могущество и Величие Аллаха. Такой человек уже познал себя, признал свою беспомощность перед Создателем. Он уже не удалится от служения Творцу. Он – путник, охваченный томлением по встрече со своим Господом. Путник, который уже отправился в нескончаемое путешествие с караваном склонившихся в саджда. Так сотворенный достигает цели своего создания. Обретя неисчислимые дары, он предстанет пред Милостивым. В суре Аль-Ан`ам, аят 125, говорится:

«Кого Аллах желает наставить на Истинный Путь, тому открывает грудь к Исламу…»

В продолжении этого же аята говорится о заблудших:

«…а кого Он желает сбить с пути – тому сдавливает и сжимает грудь, как будто он поднимается на небо. Так Аллах подвергает наказанию тех, кто не верует».

Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) сказал, что произнесшему «Я доволен Аллахом – как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом – как Пророком» – предписан Рай.

В арабском языке однокоренными словами к слову Ислам являются слова сильм (примирение), саляма (мир, спокойствие). Также слово ислам означает покорность Всевышнему Аллаху, подчинение и беспрекословное смирение перед Ним, оно подразумевает чистоту помыслов и искренность. Все эти значения тесно переплетаются с таким понятием как иман, т.е. с верой. В первой суре Священного Корана Аль-Фатихе можно увидеть описание Ислама так:

Ислам – это достижение бесконечных даров Аллаха и следование по Истинному Пути, не попадая в заблуждение и не вызывая гнев Всевышнего. Со словами «Хвала Аллаху, Господу миров!» Ислам дает ключ от тайны, сокрытой в аяте «только Тебе поклоняемся, лишь у Тебя просим помощи!» Благодаря Исламу успокаиваются сердце и разум, жизнь и имущество оказываются в безопасности, сохраняется потомство и приобретаются блага потустороннего мира.

Рассматривая различные грани Ислама, можно сказать, что это:

Религия правильных убеждений, поскольку неизменно опирается на основы Единобожия и не приемлет ширка (многобожия), чуждого высокой человеческой природе.

Религия служения и поклонения, питающая душу, ведь выполнение обязанностей, возложенных Аллахом на Своих рабов, приводит к блаженству как телесному, так и духовному.

Религия милости и милосердия. Человечество, погрязшее в грехах и распутстве, чаще встречается с Милостью и Прощением Всевышнего Аллаха, нежели с Его гневом и наказанием. Как передано в хадисе, Аллах говорит: «Моя милость опережает Мой гнев!»

В самом начале Книги Аллаха упоминаются имена Всевышнего Ар-Рахман и Ар-Рахим, что означает Всемилостивый (т.е. Дарующий Свою Милость абсолютно всем, пребывающим в этой жизни) и Милостивый (Дарующий Свою милость лишь верующим в жизни вечной). Затем эти имена повторяются уже во втором аяте первой суры Корана – Аль-Фатихе. Далее, в одной из сур, имя Ар-Рахман встречается в виде целого аята, что дало название и всей суре – «Ар-Рахман». В ее первых аятах говорится о том, что Ар-Рахман (Всемилостивый) научил Корану, т.е. Коран послан в качестве милости всему человечеству. Также о Коране, как Милости и Исцелении, открыто повествуется в суре «Аль-Исра» (17-я сура Корана). Одним из самых важных качеств, которыми наделил Всевышний своих Пророков, является милосердие.

 «Мы послали тебя лишь как милость мирам!» – обращается Всевышний Аллах к Пророку Мухаммаду (Мир ему и Милость Аллаха), тем самым возвысив его до степени, достигнув которой невозможно доставлять трудности или причинять страдания кому бы то ни было. Так, во время путешествия в Тайф, к Пророку (Мир ему и Милость Аллаха), который истекал кровью после того, как его забросали камнями, обратились ангелы во главе с Джабраилем (Мир ему): «О, Посланник Аллаха, если ты пожелаешь, то мы уничтожим этих людей!» На что он ответил: «Нет! Я не хочу этого! Я Пророк милости и милосердия!» и, обратившись к Аллаху, молился о том, чтобы этот народ обрел истинный путь. Эта история является лишь одним из множества примеров бескрайнего милосердия Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха). Можно сказать, что милосердие является первым плодом веры. Некоторые из аувлия говорили, что служение Всевышнему сводится к двум вещам:

Во-первых, это Тазим ли-амриллях – с любовью и благоговением выполнять приказы Аллаха.

Во-вторых, это Шафкат ли-халькиллях – из любви к Создателю проявлять любовь и

милосердие к Его созданиям.

Религия разума. Ислам не является продуктом интеллекта или логики, однако, Создатель устроил человеческое сознание таким образом, что, опираясь на Единобожие и оперируя количественными и качественными категориями, оно способно достичь истины. Всевышний в своей Священной Книге неоднократно приглашает нас в мир размышлений, призывая нас: «…может вы станете разумеющими…». Последний Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха) словами «Один час размышлений лучше чем шестьдесят лет поклонения» указывает на то, что разум является проводником на пути к Аллаху и играет важнейшую роль для Его познания.

Религия любви. Ислам прокладывает свой путь к сердцу человека не только через разум. Несмотря на всю пользу, которую несет здравомыслие, оно способно, порождая разного рода сомнения, отдалить путника от цели его путешествия. Таким образом, зарождается необходимость в любви и привязанности. Руми, да помилует его Аллах, говорит:

«Познал счастливый раб Аллаха, что хвастаться умом – от Иблиса; смешав же разум свой с божественной любовью, направиться к Владыке – от Адама.

Любовь – подобна кораблю,

Которому не страшны бури.

Не раз он выручит тебя!»

Философы, оперируя только разумом, становились узниками времени, которые сначала превращали свои глаза и уши в идолов, а затем служили им. Познать Всевышнего Аллаха возможно лишь разумом, опирающимся на любовь. Плодом любви является жертвенность. Сподвижники Пророка (Мир ему и Милость Аллаха) достигали высочайших степеней перед Всевышним, жертвуя на пути Аллаха своим имуществом и жизнями. «Пусть будут жертвами тебе мои отец и мать, и жизнь моя, Расулюллах!» – с готовностью и с безграничной любовью откликались они на зов Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха). Ислам – это не только религия разума, но и религия души, способная украсить внутренний мир человека.

Религия равновесия. Нет сомнений в том, что одной из особенностей Ислама является его удивительное равновесие. Как безупречны гармония и баланс в природе, так и религия, ниспосланная человечеству, уравновешена Создателем. Поэтому при рассмотрении любого ее аспекта перед нами предстает божественная, совершенная соразмерность. Бренный мир – жизнь вечная, душа – тело, мужчина – женщина, богач – бедняк, простолюдин – правитель, большой – малый, молодой – старый, материя – идея.… Будучи полярными, каждое из подобных понятий нуждается в противоположном ему. Дополняя же друг друга, они становятся единым целым. Так, например, телу необходима душа, а этот мир невозможен без потустороннего. Ислам не сталкивает противоположности, напротив, примиряя их, уравновешивая одну другой, снабжает человека двумя крыльями и открывает дорогу в небеса.

Религия знания и мудрости. Ислам не есть религия невежества. Напротив, он призван на борьбу с невежеством, ведь обладание знаниями является условием истинной богобоязненности. Всевышний говорит в Коране:

«Боятся Аллаха лишь знающие»

Исключительная важность знаний подчеркивается словами Посланника Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха): «Превосходство алима над абидом подобно превосходству моему над самым слабым из вас». При этом Ислам не желает, чтобы знания уподобились высохшему полю, напротив, он превращает их в цветущий сад, питая просвещение мудростью и духовным виденьем. Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Тот, кто приобретая знания, не увеличивает тем самым степени своей богобоязненности и зухда, лишь отдаляется от Аллаха».

Религия высшей нравственности. Человек – венец творений и наместник Аллаха во Вселенной. В тело, созданное из глины, могуществом Творца была вложена душа, содержащая в себе возвышенную, божественную тайну. Всевышний, обращаясь к нам в своей Книге, указывает на возвышенную сущность человека и говорит о необходимости сохранить ее незапятнанной. Он повелевает очиститься от пороков нафса и, обратившись к высокой нравственности, со смиренным сердцем откликнуться на зов своего Господа. С этой точки зрения, быть человеком в истинном смысле этого слова – означает суметь достичь высоких идеалов. Примером в этом служит Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха), который сказал: «Я послан для завершения высокой нравственности». Восхваляя любимого Пророка, Аллах говорит:

«(О, Пророк!) Поистине, ты обладаешь высочайшей нравственностью)»

Сподвижники говорили о последнем Посланнике Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха), что он был стыдливее девушки, скрывающейся от взоров под хиджабом. В хадисе передано: «Стыдливость и вера – неразделимы: если уйдет одна из них – не останется и другой».

Религия деликатности. Исходя из высказываний последнего Пророка Ислама (Мир ему и Милость Аллаха), деликатность, порою кажущаяся такой незначительной в этом мире, в Судный День приобретет весьма высокую цену. Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) и в этом вопросе служит нам наилучшим примером: если ему приходилось сделать замечание или исправить кого-либо, то из деликатности он обращался не напрямую к человеку, а ко всем присутствующим: «Почему я вижу, что некоторые из вас делают так-то?…» как бы допуская возможность своего неправильного видения того или иного поступка или ситуации. Религия справедливости. К неотъемлемым основам Ислама относятся соблюдение прав и справедливости. Вслед за ширком тягчайшим грехом перед Всевышним Аллахом является попрание рабом права другого раба. Посланник Аллаха Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) уже в конце своего жизненного пути, несмотря на тяжесть смертельной болезни, пришел в мечеть и обратился к своим сподвижникам: «Асхабы! Если я присвоил по ошибке чье-либо имущество, то вот мое имущество, возьмите его! Если я ударил кого-то не по праву, пусть он ударит меня, вот моя спина!» Ислам, опираясь на точные и незыблемые основы, способен потрясти мир. Один из идеологов Французской Революции 1789 года, философ Лафайет, до выхода в свет знаменитой «Декларации о правах человека» исследовал все мировые правовые системы. Столкнувшись с превосходством исламского права, он в изумлении воскликнул: «О Мухаммад! Никто не сможет обрести уровень соблюдения справедливости, достигнутый тобой!» История полна удивительных примеров, связанных с мусульманским правом. Вот одна из них:

Однажды некто купил лошадь. Несмотря на вполне здоровый и крепкий внешний вид, всего через три дня она испустила дух. Неудачливый покупатель заподозрил продавца в том, что тот из вражды к нему накормил ее ядом «замедленного действия». Тогда он попытался было обратиться в суд, но в течение трех дней не мог застать судью на месте. Не желая терять больше времени, хозяин лошади решил разобраться во всем сам и оттащил ее к ветеринару, который подтвердил его подозрения. Через некоторое время потерпевший снова заглянул в суд и, увидев, наконец, судью, все ему рассказал. Судья:

– Почему сначала ты пошел к ветеринару, а не ко мне? – спросил судья. – Если бы ты явился сразу, то мы могли бы найти выход из сложившейся ситуации быстрее!

– Мой господин! В такие-то дни я приходил в суд, но не застал вас на месте!

– Да, ты прав, действительно меня не было. Я ездил на родину. Умерла моя мать.

Немного помолчав, судья обернулся к писарю:

– Пиши: «к возмещению ущерба призвать судью, по причине отсутствия последнего на доверенном ему участке!..»

Вестник ИИУ, №4 (40).

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>