Адабы мутаалима, изучающего знания

Мутаалим не может достичь совершенства своих знаний без соблюдения адабов. Приведём некоторые из них.

  1. Первый и важнейший адаб ищущего знания мутаалима – он должен стремиться очистить своё сердце от скрытых болезней, которые мы перечислили в адабах алима. Вместе с тем он должен избавиться от плохих качеств и неправильного вероубеждения, чтобы стать готовым принимать знания, изучать их и передавать другим. Подобно тому, как не получается намаз без омовения частей тела, так не получается изучать знания, не очистив сердце от низменных качеств души.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Послушайте, воистину в теле человека есть кусок мяса (плоть). Когда оно улучшается, улучшается всё тело, а когда оно ухудшается, ухудшается всё тело, – это сердце». Не зайдёт в сердце человека свет веры – имана, пока в нём есть то, что ненавистно Аллаху.

  1. Намерение получать знание (ильм) должно быть искренним, ради Всевышнего Аллаха, с желанием следовать своим знаниям, сохранить Шариат, озарить своё сердце светом имана, улучшить своё внутреннее состояние души, получить духовную близость к Всевышнему Аллаху, следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), приносить людям пользу.

Суфьян ас-Саври (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я не нашёл более сложной вещи для исправления, чем намерение».

Нужно знать, что получение знаний является богослужением (ибадат), и если оно будет совершаться искренне, ради Аллаха, то Он одарит обучающегося тем, чем одарил любящих рабов Своих из числа праведников, алимов, авлия, говорится в хадисе Посланника Аллаха.

  1. Мутаалим всё своё свободное время должен посвящать изучению знаний, не откладывая на потом то, что можно сделать сейчас. Ведь каждый час, каждая истраченная минута его жизни уходит, и нет ей возврата.

Мутаалим должен оставить всё то, что отвлекает его от знаний, за исключением обязательного из того, что возложил на него Шариат: еда, сон, молитва и т. д. Чем больше он откажется от лишнего, тем больше сможет сосредоточить мысли на знаниях. Ведь не зря говорят, что не получишь и части знаний, пока не отдашься им полностью.

  1. Мутаалим должен быть готовым к лишениям и трудностям в поисках знаний, довольствоваться малым в еде и одежде. Посланник Аллаха e сказал: «Аллах заботится о пропитании того, кто ищет знания» (аль-Хатыб).

Имам аш–Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Никто не постигнет эти знания посредством имущества и величия, наоборот, их получит тот, кто проявляет терпение в лишении мирского удела и служит алимам».

  1. Мутаалим должен придерживаться набожности (вара), строго следить за своей едой, питьём, одеждой, чтобы случайно не попало в них запретное (харам). Из дозволенного мутаалим должен есть мало. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «С шестнадцати лет я не ел досыта».

Мутаалиму желательно отдаляться от всего, что способствует потере памяти. Об этом подробно написано, например, в книге «Таълиму мутаалим».

  1. Сон мутаалима не должен превышать восьми часов в сутки– это уже одна треть его жизни. Если же он сможет приучить себя к меньшему времени, то это будет приветствоваться.
  2. Мутаалим должен тщательно выбирать круг общения. Желательно, чтобы это были такие же стремящиеся к знаниям люди, которые будут помогать ему в освоении уроков и понимании книги. Он должен стараться сторониться тех, кто стремится к мирскому, потехам и забавам, даже если они дозволены; люди влияют друг на друга, и, сам того не замечая, мутаалим может приобрести плохие черты характера тех, с кем он часто бывает. Ведь не зря говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься, или: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек находится вместе с тем, кого он полюбил». Поэтому, если с кем-то дружите, пусть это будет праведный, честный, богобоязненный, набожный, благодарный и благородный человек, который, когда вы забудете что-то, напомнит вам. Если же будете совершать что-то – поможет вам, если же будете нуждаться в чём-либо – окажет вам необходимую помощь.
  3. Важнейший адаб ученика заключается в выборе учителя, у которого он будет постигать знания. Учитель должен быть праведным, следующим своим знаниям богобоязненным человеком с правильным вероубеждением, чьё имя не запятнано обвинениями в пренебрежении адабами Ислама или Сунной Пророка e.
  4. Мутаалим должен полностью доверять знаниям и выбору учителя-алимав таких вопросах, как, например, какую книгу читать, какой тематики, в каком количестве и т. д. То есть мутаалим должен быть подобен больному перед врачом, назначающим ему лечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы учитель был доволен им; ученик должен стараться оказать ему почтение и уважение, чтобы достичь довольства Аллаха. Не подобает обращаться к учителю на «ты» или звать его издалека. Лучше всего обращаться к нему, называя «муалим» (учитель).
  5. Мутаалим должен осознавать, что он нуждается в учителе, быть ему благодарным за то, что он уделяет ему время и учит. Ученику подобает в течение своей жизни проявлять уважение к семье учителя, после его смерти посещать могилу, раздавать милостыню за него и т. д.

Мутаалиму следует проявлять терпение, если учитель обошёлся с ним грубо, поругал, сделал замечание прилюдно и т. д. Быть может, это пойдёт ученику на пользу и учитель, быть может, знает мудрость такого его поступка.

  1. Мутаалим не должен входить к учителю, не получив разрешения. Если зашёл к нему, не задерживаться долго, отнимая время, если только он сам не пригласит остаться. К сожалению, сегодня мутаалимы позволяют себе отвлекаться на телефонные разговоры и смс-переписки во время урока или отпрашиваются, чтобы ответить на звонок, сидят в соцсетях. Это и подобное считается оставлением адаба урока и учителя. Нарушение адаба происходит и тогда, когда задают посторонние вопросы, невнимательно слушают урок. Нельзя противоречить учителю, указывая на то, что другой алим говорил обратное, и т. д.
  2. Начиная изучать знания, мутаалим не должен вникать в разногласия среди алимов в вопросах вероубеждения или юриспруденции (фикх). Также мутаалим не должен читать другие, более обширные книги, пока находится на пути приобретения знаний, а наоборот, прилагать больше усилий для изучения одной или двух книг, рекомендованных учителем. Обратное же отнимает много времени и приводит к растерянности в знаниях.
  3. Мутаалим должен относиться с адабом ко всем, кто окружает его на уроке. Приветствовать всех «саламом»; если пришёл позже других, не искать себе место поближе к учителю, если только тот сам не позовёт; не поднимать с места другого ученика, говоря, что «это моё место».

Мутаалиму не следует стесняться задавать вопросы, если они касаются урока, в присутствии других. Но порицается, чтобы мутаалим задавал вопросы, когда учитель занят и отвлечён чем-либо.

            Все вышеперечисленные адабы – как алима, так и мутаалима – взяты из Сунны Пророка (мир ему и благословение) и того, что передали его сподвижники, показывая на своём примере. И нам следует их соблюдать, так как от этого зависит получение нами пользы и бараката от знаний. Ведь не зря говорят познавшие Аллаха арифуны: «Не постиг никто того, чего он постиг, кроме как соблюдая адаб, и не лишился никто того, чего он лишился, кроме как оставив адаб».

            Да приумножит Аллах в умме Мухаммада (мир ему и благословение) алимов, следующих своим знаниям, и мутаалимов, искренне стремящихся к знаниям. Да сделает Аллах нас из числа тех, кто воздаёт Ему хвалу за то, что направил нас на путь истины через наследников пророков – алимов этой уммы. Аминь…

islam.ru

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.