Мудрость предписания жертвоприношения в Шариате

Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от Пророка Ибрахима, Мир ему. Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, во втором году хиджры.[1]

Человек, смиренно и беспрекословно выполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника, Мир ему и Милость Аллаха, поклоняется Всевышнему Аллаху в совершенстве, он получает самое большое вознаграждение и довольство Создателя. Всевышний Аллах сотворил и содержит все сущее, Он – Царь, в чьей власти находится все, Он Творец и только Он достоин поклонения. Мы рабы Аллаха, которых Он создал и обеспечивает пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Аллаха, не задаваясь вопросами: «почему», «ради чего», и «в чем смысл этого», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и все сотворенное обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника, Мир ему и Милость Аллаха.

Когда у мусульманина будет такое убеждение, он сможет познать смысл и мудрость некоторых шариатских решений, исходящих от Аллаха и Его Посланника, Мир ему и Милость Аллаха, ибо Всевышний Аллах нам не предписывает того, в чем нет мудрости и глубокого смысла. И в предписании Шариата о совершении обряда жертвоприношения заключено много пользы и мудрости. Приведем некоторые из них:

  1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего.
  2. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков.
  3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами, при этом мусульмане просят Аллаха о прощении грехов и об увеличении благ друг для друга.
  4. Жертвоприношение – это лекарство от скупости и алчности, и совершение жертвоприношения для человека есть очищение от таких пороков.
  5. Жертвоприношение – это напоминание об истории Пророка Ибрахима, Мир ему, и его сына Пророка Исмаила, Мир ему. Эта история, поистине, завораживает сердца людей.

Будучи уже в пожилом возрасте, Пророк Ибрахим, Мир ему, и его жена попросили Аллаха дать им сына. Всевышний ответил на их мольбу, и у них родился сын Исмаил. Аллах испытал Пророка Ибрахима-халила (Особенный друг), Мир ему, повелев принести в жертву своего единственного сына, которого он очень любил. Ибрахим, Мир ему, беспрекословно подчинился воле своего Творца и смиренно принял Его волю. Он сказал своему сыну Исмаилу, Мир ему, что видел во сне, как приносит его в жертву. Так как сон Пророков – это Откровение Аллаха, молодой Исмаил, Мир ему, поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, сказал отцу:

Смысл: «О, мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдёшь меня терпеливым».[2]

Представьте отца, который подносит острый нож к горлу любимого сына, лежащего перед ним, а также сына, который смиренно подставил свое горло под нож. Как велика любовь к Всевышнему Аллаху у Пророков Ибрахима и его сына Исмаила, Мир им обоим, и какое великое повеление было дано им Аллахом!

Эта история является уроком, примером покорности Аллаху для всего человечества до Судного дня. Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих Пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное». Таким образом, чтобы испытать нас Всевышний Аллах предписал нам совершение жертвоприношения.

По этому поводу Всевышний Аллах в Коране говорит: Смысл: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь, и вы совершили обряды Хаджа. Передай, о, Пророк, добрую весть праведникам, совершившим добродеяние с искренним намерением, о великой награде».[3]

То есть, смысл этого аята заключается в следующем: до Аллаха доходит состояние ваших сердец, которое заставило вас совершить жертвоприношение, Он видит, что любовь к Нему и Его повеление, дороже для вас любви к мирскому.

[1] См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203.

[2] Св. Коран, сура «Ас-Саффат» / «Выстроившиеся в ряды» 37, аят 102. Абдуррахман ас-Саади, да помилует его Аллах, в комментарии к этому аяту, говорит: «Исмаил достиг того возраста, когда в большинстве случаев родители остаются довольны своими сыновьями и дочерьми, потому что те перестают обременять их и начинают приносить им все больше и больше пользы. Ибрахим сказал своему сыну: «Аллах повелел мне во сне принести тебя в жертву, и ты знаешь, что сны пророков являются откровением. Мы должны быть покорны воле Господа. Что ты думаешь об этом?» Исмаил воспринял эти слова с должным терпением. Даже в такой трудный час он продолжал надеяться на милость Аллах, стремился снискать Его благоволение и оставался послушным сыном своих родителей. Он сказал, что терпеливо снесет любое волеизъявление Всевышнего Аллаха, потому что все происходящее во Вселенной происходит только с Его позволения».

[3] Св. Коран, сура «Аль-Хадж» / «Паломничество» 22, аят 37.

Вестник ИИУ, №9 (45).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.