Для чего мы постимся?

Как известно, любое повеление Всевышнего Аллаха имеет свои определённые цели. Священный Коран разъяснил мудрости многих видов поклонения, в особенности – основных столпов Ислама. Понимание этих целей и значимости имеет большую важность, особенно при совершении поклонения, ведь с таким пониманием человек может узнать, насколько качественно он выполняет то или иное повеление Аллаха.

В связи с тем, что наступил месяц Рамадан, давайте рассмотрим замыслы поста, дабы мы смогли поститься в этот месяц в соответствии с теми целями, которые заключаются в этом поклонении.

Если мы обратимся к Корану, то обнаружим, что в нем чётко и ясно определены цель и смысл Рамадана – воспитание в человеке богобоязненности. На это указывают слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы будете богобоязненными».

Таким образом, богобоязненность – основная цель поста, однако пост включает в себя и другие замыслы, дополнительные, вытекающие из предыдущей. Если они соберутся воедино и осуществятся, то приведут человека к богобоязненности, а если будут отсутствовать, то человек не сможет достичь этого качества.

Теперь ознакомимся с целями поста, которые установил Всевышний Аллах и которые приведут человека к степени богобоязненности.

1. Рамадан и обновление покаяния.

Одной из важных целей поста является то, что он предписан для приобретения такого великого качества как постоянное покаяние, в котором нуждается человек на протяжении всей своей жизни, ведь его жизнь полна ошибок и упущений.

Рамадан – это время не только для совершения покаяния в этот месяц, но и для того, чтобы человек приобрёл умение постоянно каяться и в последующие месяцы. Одним из значений названия месяца Рамадан, по причине которого он был так назван, является «сгорание грехов». Слово «рамадан» — это отглагольное имя, произошедшее от глагола «рамада», означающее «сжигать». От него же произошло слово «рамда», означающее «остатки пожара».

Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Упоминается, что этот месяц был назван Рамаданом, потому, что он сжигает грехи с помощью добрых дел».

Ежедневное повторение различных видов поклонения воспитывает в человеке качество обновляющегося возвращения к Аллаху, постоянного покаяния. Таким образом, когда закончится месяц Рамадан, это качество часто кающегося раба останется присущим человеку.

К сожалению, многие люди не осознают этой мудрости Рамадана, что привело их к тому, что они ограничились совершением покаяния только в течение этого благословенного месяца.

Когда же месяц заканчивается, они возвращаются к своему прежнему положению, не замечая того, что покаяние должно быть постоянным.

2. Рамадан и сила воли.

Одной из основных целей Рамадана является воспитание воли в человеке. Это можно заметить в следующем:

— Во-первых, воздержание от страстей, наслаждений и грехов в течение всего месяца;

— Во-вторых, побуждение к стараниям в выполнении повелений и благих дел;

— В-третьих, особая духовная атмосфера, царящая в течение всего месяца, то, чем отличается  Рамадан от других месяцев. В такой обстановке человек находит в себе силу воли, повышенную целеустремленность, то, чего нет у него в оставшиеся месяцы.

Известно, что воля является основным стимулом, направляющим человека для мобилизации его возможностей и сил. По мере того, как усиливается воля человека, он повинуется для совершения дел и, наоборот, по мере ослабевания воли человека, он оставляет дела.

Именно этими качествами (сила воли и целеустремлённость) люди преодолевают путь к Всевышнему Аллаху. Поэтому ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Знай же, что раб преодолевает путь к Аллаху именно сердцем и целеустремленностью, а не своим телом. И богобоязненность в действительности усиливает сердца, а не усиливает части тела. Как много людей со слабым телом совершают дела, на которые неспособны молодые и сильные ребята! Причина кроется в силе воли и целеустремленности, исходящей от силы в их сердцах.

Если эта цель месяца Рамадана является основной, то каждому мусульманину следует постараться осуществить её в самом себе, стремясь усилить свою волю и целеустремленность в течение этого месяца, чтобы затем иметь возможность проделать путь в течение года, если ему будет предписано жить.

3. Рамадан и искреннее намерение.

Представлять себе и чувствовать постоянное наблюдение со стороны Господа также является одной из основных целей Рамадана. Это чувство воспитывает в человеке искренность, которая считается основой для принятия дел.

Сказанное об искренности в Рамадане проявляется в следующем:

— Во-первых, основным условием поста в Рамадане является то, чтобы у человека было соответствующее ежедневно обновляемое намерение. Польза от такого намерения в течение всего месяца заключается в том, что человек приучает себя делать искреннее намерение ради Аллаха перед совершением любого своего дела, для того чтобы получить вознаграждение от Всевышнего. В противном же случае его дело пропадёт.

— Во-вторых, пост – вид поклонения, в котором практически отсутствует показуха, так как во время поста никто не может наблюдать за человеком, кроме его Владыки. То есть постящийся выполняет это поклонение ради Всевышнего Аллаха, представляя перед собой постоянный Его контроль, ведь никто не может наблюдать за человеком, если он пожелает поесть или попить в течение дня. Основой и источником его воздержания от еды и питья является осознание того, что Аллах (Свят Он и Велик) наблюдает за тобой. Поэтому в месяц Рамадан человеку следует стараться приобрести чувство постоянного наблюдения Аллаха и в других своих делах, как это он делал во время поста. Эта цель Рамадана (представление о постоянном наблюдении Аллаха) непосредственно связана с намерением.

Однако многие люди не извлекают никакой пользы от месяца Рамадан, не придавая значения достижению этой цели и не прилагая усилий для воспитания чувства постоянного контроля Аллаха. Проходит Рамадан, а показуха остаётся преобладающей в их делах, и беспечность накладывает печать на положение их дел.

4. Рамадан и вооружение терпением.

Одним из важных качеств, реализуемых в Рамадане, является терпение, которое является необходимым элементом при совершении обрядов поклонения, при отстранении от запретных вещей, а также при постижении бед и несчастий. В общем, вся религия является терпением, так как это качество необходимо либо для выполнения повелений, либо для оставления греховных поступков. И от каждого мусульманина требуется, чтобы он воспитывал в себе терпение и стремился приобрести это качество. Месяц Рамадан – прекрасный шанс для достижения этой цели, так как он включает в себя оба вида терпения: терпение для

выполнения повелений и терпение для оставления греховных поступков. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал Рамадан месяцем терпения, так как мусульманин старается терпеливо соблюдать пост, намаз, ночные молитвы, поминание Аллаха, чтение Корана, мольбу, а также отстраняться от страстей и оставлять запретное.

5. Рамадан и обучение подчиняться повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сделал Рамадан месяцем, когда человек воспитывает самого себя подчиняться повелениям Аллаха, поэтому Всевышний (Свят Он и Велик) раскрыл перед ним врата многочисленных и различных видов поклонения: намаз, ночное стояние, чтение Корана, поминание Аллаха, уединение в мечети, проявление щедрости и доброты… И всё это для того, чтобы он мог продолжить выполнять их и после Рамадана. Именно это постоянство требуется в совершении всех видов поклонения, не прекращая и не оставляя их или большую часть из них, и именно таким был путь пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Однако непонимание многих людей данной цели привело их к тому, что они проявляют старание только в Рамадане. И как только заканчивается месяц, среди них бывают такие, которые сразу же обращаются вспять, возвращаясь к грехам и оставляя поклонение. Есть те, кто небрежно выполняет повеления и пренебрегает ими, и это также является грехом. Такое положение вещей несовместимо с целью Рамадана, каковым является достижение богобоязненности, которая требуется от человека в любое время. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был».

6. Рамадан и исправление нравов.

Ислам является религией, которая уделяет большое внимание нравственности. Это становится очевидным со слов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, я был отправлен для того, чтобы довести благие нравы до конца». И Всевышний Аллах сделал месяц Рамадан возможностью для воспитания в себе благородных качеств и для отстранения от дурных поступков. Суть поста заключается в воздержании человека от любого непристойного дела, ибо богобоязненность удерживает его от этого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во многих своих изречениях разъяснил это. Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас постится, то пусть не сквернословит и не шумит. А если кто-то оскорбит его или станет сражаться с ним, то пусть скажет: «Поистине, я пощусь!» (Бухари).

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил сквернословие, шум и ругань, то есть здесь указывается на то, что постящийся должен обладать высокими нравственными качествами, соответствующими богобоязненности, такими как сдерживание гнева, контроль над языком, умение прощать людям, доброта к ним.

Однако, к сожалению, нравы многих людей, которые не понимают действительной сути поста и которые свели это поклонение к голоду и жажде, портятся в Рамадане больше, чем в другие месяцы. Эти люди не осознали сути Рамадана, не получили и не получат никакой пользы от поста до тех пор, пока находятся в таком положении.

7. Рамадан и избегание грехов, удерживание себя от страстей.

Известно, что из значений богобоязненности – отстранение от греховных поступков. Рамадан предписан с той целью, чтобы человек научился избегать грехов. Это можно заметить в следующем:

1. Рамадан приучает человека к оставлению разрешённых желаний, что тем более позволяет ему научиться оставлять запретные вещи.

2. Суть поста заключается в оставлении греховных поступков, что выражается в воздержании слуха, зрения, языка от всего непристойного. Об этом указано во многих изречениях посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то не перестает лгать и поступать в соответствии с ложью, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял свою еду и своё питьё». Также существует очень много высказываний сподвижников и их последователей на эту тему.

Праведные предшественники именно так понимали суть поста – что помимо воздержания от еды, питья и страсти он также включает в себя воздержание частей тела от всего непристойного, так как без этого пост будет погубленным, а награда – аннулированной.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Возможно, уделом человека, выстаивавшего ночную молитву, будет всего лишь бессонница. И возможно, уделом постящегося будет всего лишь голод и жажда». (Хаким).

Итак, выше был приведен целый ряд целей, для осуществления которых был предписан пост.

При их выполнении человек достигнет богобоязненности, а это является самой главной целью поста.

islaming.ru

 

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.