Достоинства поста в день Ашура

     14 ноября 2013 года соответствует 10 числу месяца Мухаррама 1435 года по хиджре. В связи с этим, мы хотели бы напомнить о некоторых достоинствах держания поста в этот благословенный день, описанные в хадисах нашего Господина Посланника АллахIа, мир Ему и благословение АллахIа.

      Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура.

      Ибн Iаббас передал: ”Пророк (Да благословит его Аллах и приветсвует) прибыл в Медину и увидел, что евреи постились в день ‘Ашура’. Он сказал: “Что это?“ Они ответили: “Это — праведный день, это день, когда Аллах спас Детей Израиля от их врагов, так что Муса постился в этот день“. Он сказал: “У нас больше прав на Мусу, чем у вас“, так что он постился в тот день и предписал [мусульманам] поститься в тот день”. (Передано аль-Бухари, 1865).

      Это — “праведный день” – в сообщении, переданном Муслимом, [евреи сказали:] “Это — великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ и утопил Фараона и его людей”. – сообщение, переданное Муслимом, добавляет: “…в благодарение Аллаху, поэтому мы постимся в этот день”. Согласно сообщению, переданному аль-Бухари: “…поэтому мы постимся в этот день, чтобы чтить его”.

     Версия, рассказанная имамом Ахмадом, добавляет: “Это — день, в который Ковчег осел на горе Джуди, поэтому Нух постился в этот день в благодарение”.

     Также передается в ряде достоверных хадисов, что вначале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Аиша сказала:

      «Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

       Однако Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса, что Священный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

       Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

     Ибн ‘Аббас  передал: “Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) постился на Ашура и предписал пост также мусульманам, они сказали: ”O Посланник Аллаха, это — день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, ин шаа Аллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) переселился к Высшему Спутнику прежде, чем наступил следующий год.” (Передал Муслим, 1916).

     Аль-ШафиIи и его соратники, Ахмад, Исхьакъ и другие передали: “Поститься в девятый и десятый дни — мустахаб (поощряется), потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый”. На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура, наименьшая из них – пост только на десятый день и лучшая – пост также на девятый день. Чем больше поститься во время Мухаррама, тем лучше.

    Имам Ан-Навави сказал: ”Учёные — наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, почему мустахаб поститься на ТасуIаъ (девятый день мухаррама):

1. За этим стоит намерение отличаться от евреев, которые чтят только десятый день. Это мнение передано от Ибн Iаббаса…

2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это сродни запрещению поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто аль-Хаттаби и другими.

3. Для безопасности и чтобы удостовериться, что постятся на десятый день, в случае, если существует какая-то ошибка в наблюдении нарастающей луны в начале Мухаррама, и девятый день является фактически десятым”.

        Самая серьёзная причина – отличаться от Людей Книги.

       Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “То, что он подразумевал под постом на девятый день, было, вероятно, не то, что он ограничит себя тем днём, но добавил бы его к десятому, или для верности или для того, чтобы отличаться от евреев и христиан, что более вероятно. Это также то, что мы можем понять из некоторых сообщений, переданных Муслимом”. (Фатх, 4/245).

      Практика поститься на Ашура была известна даже в дни Джахилийи, до миссии Пророка. Передано, что Айша сказала: “Люди Джахилийи обычно постились в этот день…” Аль-Куртуби сказал: “Возможно, у Курейшитов был обычай поститься в этот день на основе некоего прошлого закона, как например, такового от Ибрахима, мир ему”. Также передали, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) обычно постился на Ашура в Мекке, до того, как мигрировал в Мадину.

        Достоинства поста Ашура

      Ибн Iаббас сказал: “Я никогда не видел Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) столь страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день, день Ашура, и в этот месяц, подразумевая Рамадан”. (Передано аль-Бухари, 1867). Его сильное желание означало, что он намеревался поститься в этот день в надежде на получение награды за исполнение этого. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “За пост на Ашура я надеюсь, что Аллах примет это как искупление за год, который был прежде”. (Передано Муслимом, 1976). Это — от щедрости Аллаха к нам: за пост в течение одного дня Он даёт нам искупление за грехи целого года. И Аллах — Хозяин Великой Щедрости.

      Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Хотя достоверность данных хадисов некоторыми учеными подвергается сомнению, однако такие ученые, как Байхакъи и Ибн Хьиббан  приняли их как заслуживающие доверия.

islaming.ru

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.