Коран – благо для всего человечества и знание о нем – необходимость (6 часть).

 

Пятая стадия: издание Корана в печатном виде

До изобретения печатного станка все копии Корана изготавливались рукописным методом. Всегда была большая группа каллиграфов, которые занимались исключительно записью Корана. Старания мусульман, направленные на улучшение стиля и формы записи, а также способы демонстрации глубокой любви к священной Книге имеют свою длинную, интересную историю, которая достойна отдельной публикации. Здесь мы не сможем подробно рассказать об этом. Впервые печатная версия Корана вышла в Гамбурге в 1113 г.

х. Один экземпляр до сих пор хранится в Египетской национальной библиотеке. Впоследствии рядом востоковедов многократно издавался Коран, но в исламском мире распространения это не получало.

В 1787 г. Коран был впервые отпечатан при непосредственном участии мусульманина (муллы Усмана). Это произошло в Санкт-Петербурге. Впоследствии Коран был издан также в Казани. А в 1828 г. в Тегеране священная Книга была отпечатана литографским способом с помощью каменных плит. После этого печатные экземпляры Корана стали нормой во всем мире.

Способы чтения и их сохранение

Как уже говорилось, Всевышний Аллах для облегчения чтения Корана ниспослал его в семи вариациях, различие в которых не приводит к изменению смысла аятов, а выражается в том, что имеются разные варианты произношения слов, что упрощает чтение для многих людей.

Мусульманское общество тщательно берегло не только текст Корана, но и способы его чтения. В рамках нашей книги мы не в состоянии сделать даже краткий обзор стараний, предпринятых мусульманами в этом отношении. Тем не менее данную тему все же необходимо хотя бы частично затронуть.

Как уже говорилось, распространение Корана осуществлялось в основном благодаря заучиванию его наизусть и слабо зависело от записей. Когда Усман (да будет доволен им Аллах) издал манускрипты, в них не было точек и огласовок. Это было сделано, чтобы охватить все действительные способы чтения священной Книги. Поэтому господин Усман (да будет доволен им Аллах) направил в разные уголки исламского мира не только сами рукописи, но и людей, которые могли обучить мусульман правильному чтению Корана. Они учили местных жителей Корану в соответствии с тем способом, который им был известен. В результате среди людей распространились различные способы чтения. Многие

мусульмане посвящали этой миссии всю свою жизнь, изучая различные способы и обучая других людей. Так образовалась «наука о способах чтения», и те, кто стремился овладеть ею, стекались к «имамам способов чтения» (ведущим специалистам в этой области). Кто-то ограничивался одним способом, кто-то – двумя, некоторые изучали три, семь и более способов. В этой связи было сформировано фундаментальное правило, которое признавалось всем мусульманским обществом и действовало всюду. Оно заключалось в том, что способ чтения считался кораническим лишь в том случае, если он отвечал трем условиям:

а) ни в чем не противоречил рукописям господина Усмана (да будет доволен им Аллах);

б) удовлетворял правилам арабской грамматики;

в) было достоверно («сахих») доказано, что он исходил от благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и он был известен имамам способов чтения.

Если тот или иной способ чтения не удовлетворял хотя бы одному из указанных условий, он не признавался в качестве действительного. Из поколения в поколение большое

количество способов чтения, передаваемых по абсолютно достоверной («мутаватир») цепочке, продолжали свое существование. Случалось так, что определенный имам специализировался исключительно на одном или нескольких способах, из-за чего определенный способ люди в определенный момент начинали называть по его имени.

Впоследствии теологи стали писать книги на данную тему, собирая в них все способы чтения. Так, имамы Абу Убайд Касим ибн Саллям и Абу Хатим Сиджистани, а также судья Исмаил и имам Абу Джафар Табари, да помилует их всех Аллах, написали книги, в которых описывалось более двадцати способов чтения. После этого шейх Абу Бакр Ахмад ибн Муса ибн Аббас ибн Муджахид (умерший в 324 г. х.), да помилует его Аллах, издал книгу, где были собраны способы чтения лишь семи ведущих специалистов. Эта публикация имела такой успех, что, по сравнению с другими способами чтения, эти семь получили значительно бо́льшую известность – настолько, что некоторые люди начали считать их единственно правильными и достоверными, а другие способы они полагали неверными или же имеющими недостатки в цепочке передачи. На самом деле Ибн Муджахид, да помилует его Аллах, совершенно не хотел вызвать такое представление, и сбор именно этих семи способов носил случайный характер. Еще одно ошибочное представление в отношении его работы появилось, когда некоторые люди стали говорить о том, что эти способы представляют те самые семь вариаций, о которых сообщается в хадисе, хотя, как мы уже писали, правильное определение вариаций имеет совершенно иной характер.

Тем не менее семь специалистов, способы чтения которых описал Ибн Муджахид, да помилует его Аллах, приобрели наибольшую известность:

  1. Абдулла ибн Кясир Дари, да помилует его Аллах (живший до 120 г. х.): у него была возможность видеть таких сподвижников, как Анас ибн Малик, Абдулла ибн Зубейр и Абу Аюб Ансари, да будет доволен ими Аллах. Его способ чтения получил наибольшее распространение в Мекке. Из специалистов, передававших его способ, наиболее известны Баззи и Кунбуль, да помилует их Аллах.
  2. Нафи ибн Абдир-Рахман ибн Аби Нуайм (живший до 169 г. х.) обучался у семидесяти последователей сподвижников, которые были непосредственными учениками Убая ибн Кааба, Абдуллы ибн Аббаса и Абу Хурейры (да будет доволен ими Аллах). Наибольшую популярность его способ приобрел в Медине. Из тех, кто передавал его способ, наиболее известны Абу Муса Калюн (живший до 220 г. х.) и Абу Саид Варш (живший до 197 г. х.), да помилует их Аллах.
  3. Абдулла Яхсуби, известный как Ибн Амир (живший до 118 г. х.), видел таких сподвижников, как Нуъман ибн Башир и Василя ибн Аска, и обучался искусству чтения Корана у господина Мугыры ибн Шахаба Махзуми, ученика господина Усмана. Наибольшее распространение способ получил в Сирии, а Хишам и Ибн Закван стали наиболее известными из тех, кто передавал его другим. Да будет доволен ими всеми Аллах.
  4. Абу Амр Заббан ибн Аля ибн Аммар (живший до 154 г. х.): его способ чтения исходил от Муджахида и Саъида ибн Джубейра, которые передавали его от Ибн Аббаса и Убая ибн Кааба. Данный способ чтения стал популярен в Басре. Среди тех, кто передал его, известными являются Абу Умар Даури (живший до 246 г. х.) и Абу Шуайб Суси (живший до 261 г. х.). Да будет доволен ими всеми Аллах.
  5. Хамза ибн Хабиб Заят (живший до 188 г. х.), бывший раб Икрамы ибн Раби Тайми, был учеником Сулеймана Аъмаша, который, в свою очередь, учился у Яхъи ибн Вассаба, ученика Зирра ибн Хубейша. Зирр учился у Усмана, Али и Ибн Масуда (да будет доволен ими Аллах). Из тех, кто передал его способ, известность получили Халяф ибн Хишам (живший до 188 г. х.) и Халляд ибн Халид (живший до 220 г. х.). Да будет доволен ими всеми Аллах.
  6. Асим ибн Аби Наджуд Асади (живший до 127 г. х.) учился у Зирра ибн Хубейша, ученика господина Абдуллы ибн Масуда, и Абдур-Рахмана Сулями, учителем которого был господин Али. Из тех, кто передавал этот способ, известны Шуъба ибн Аяш (живший до 193 г. х.) и Хафс ибн Сулейман (живший до 180 г. х.). В настоящее время этот способ чтения обычно воспроизводится в соответствии с учением последнего из перечисленных специалистов. Да будет доволен ими всеми Аллах.
  7. Абу Хасан Али ибн Хамза Кисаи Нахви (живший до 189 г. х.). Среди передавших его способ чтения известны Абу Харис Марвази (живший д о 2 40 г. х.) и Абу Умар Даури (который передал также способ чтения Абу Амра). Способы чтения последних трех перечисленных имамов наибольшее распространение получили в Куфе. Да будет доволен ими всеми Аллах.

Как уже ранее говорилось, указанные семь способов чтения – не единственные. Поэтому, когда люди стали считать иначе, некоторые теологи (а именно: шейх Шезаи и Абу Бакр ибн Михран) собрали сразу десять способов чтения в одну книгу. После этого словосочетание «десять способов чтения» стало популярным. В эти десять способов входили как указанные семь, так и три дополнительных, которые были переданы от следующих имамов:

  1. Якуб ибн Исхак Хадрами (живший до 225 г. х.) учился у Саляма ибн Сулеймана Тавиля, ученика Асима и Абу Амра, да помилует их Аллах. Его способ чтения обрел популярность в Басре.
  2. Халяф ибн Хишам (живший до 205 г. х.) учился у Салима ибн Исы ибн Хамзы ибн Хабиба Заята, да помилует их Аллах. Поэтому он также передал способ чтения Хамзы. Его способ чтения получил распространение в Куфе.
  3. Абу Джафар Язид Кагка (живший до 130 г. х.) учился у Абдуллы ибн Аббаса, Абу Хурейры и Убая ибн Кааба (да будет доволен ими Аллах). Его способ чтения был известен в Медине.

Некоторые добавляли к этим десяти имамам еще четыре, тем самым доводя их общее число до четырнадцати:

  1. Хасан Басри (живший до 110 г. х.) был известным последователем сподвижников. Его, да помилует его Аллах, способ чтения распространялся в Басре.
  2. Мухаммад ибн Абдир-Рахман ибн Мухайсан (живший до 123 г. х.) был учеником Муджахида и учителем Абу Амра, да помилует их Аллах. Был известен в Мекке.
  3. Яхъя ибн Мубарак Язиди (живший до 202 г. х.) жил в Басре, обучался у Абу Амра и Хамзы, да помилует их Аллах.
  4. Абу Фарадж Мухаммад ибн Ахмад Шамбузи (живший до 388 г. х.) жил в Багдаде. Его учителем был Ибн Шамбуз, поэтому его и называли Шамбузи. Некоторые называли имя Сулеймана Аъмаша вместо Шамбузи, да помилует их Аллах.

Из указанных четырнадцати чтецов десять считают переданными по достовернейшей («мутаватир») цепочке, а остальные – редкими.

Здесь уместно развеять неверную интерпретацию действиям Ибн Муджахида, да помилует его Аллах, которую под влиянием своего учителя Белла дал известный современный востоковед Монтгомери Уотт. Он писал, что Ибн Муджахид, да помилует его Аллах, собрав семь способов чтения, с одной стороны указывал на то, что они и являются семью вариациями, а с другой заявлял об отсутствии иных достоверных способов чтения. По утверждению Уотта, другие теологи тоже приняли точку зрения Ибн Муджахида, да помилует его Аллах, и из-за этого вынудили отречься Ибн Миксама и Ибн Шамбуза, да помилует их Аллах, от своих взглядов, поскольку те считали иные способы чтения в равной степени достоверными. В данном утверждении Уотта ни один из приведенных фактов не является верным. Мы уже говорили, что ряд теологов и чтецов уже записали к тому времени разные способы чтения в отдельных книгах, и никто при этом не считал, что только их способы верны, а все остальные не имеют права на существование. И сам Ибн Муджахид, да помилует его Аллах, не говорил о том, что его сборник семи способов чтения представляет собой собрание семи вариаций. Он также не заявлял о том, что лишь эти способы чтения верны. Более того, другие теологи тоже никогда не полагали, что этой работой автор хотел показать единственно верные способы. Наоборот, все теологи, исследовавшие данный вопрос, раз за разом отвергали это мнение. Наиболее авторитетный специалист в области способов чтения Корана, шейх Ибн Джазари, да помилует его Аллах, которого называли титулом Мухаккык (Исследователь), категорически опровергал такое воззрение. Он писал: Мы уделили данной теме большое внимание, поскольку, как нам сообщили, (что) некоторые невежды считают лишь данные семь способов чтения верными и утверждают, что это и есть семь вариаций из хадиса… Поэтому ряд теологов ранней эпохи критиковали Ибн Муджахида, да помилует его Аллах, считая, что он не должен был указывать в книге ровно семь способов чтения или должен был четко и ясно указать, что он этим подразумевал, во избежание недопонимания со стороны невежд.

Шейхи Ибн Хаджар и Суюти, да помилует их Аллах, цитировали слова ряда имамов кыраата, в которых ясно давалось понять, что Ибн Муджахид, да помилует его Аллах, никоим образом не подразумевал своей работой опровержение иных способов чтения. Если говорить об Ибн Миксаме и Ибн Шамбузе, да помилует их Аллах, теологи не критиковали их за то, что те считали иные способы чтения верными. Причина критики была иная. Как мы уже писали, для того, чтобы считать тот или иной способ чтения верным, он должен удовлетворять сразу трем условиям:

а) полностью соответствовать рукописям господина Усмана (да будет доволен им Аллах);

б) удовлетворять правилам арабской грамматики;

в) должно быть достоверно («сахих») доказано, что он исходил от благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и он должен быть известен имамам способов чтения.

Если способ удовлетворяет указанным условиям, он считается приемлемым независимо от того, входит ли он в семь способов чтения или нет. Но если хоть одно условие не выполняется, то приемлемым он не будет, даже если его будут считать одним из указанных семи способов чтения. Ибн Миксам и Ибн Шамбуз нарушили это правило. Ибн Миксам считал, что первых двух условий достаточно для установления верности способа чтения, то есть, по его мнению, достаточно соответствия рукописям Усмана и арабской грамматике, даже если нет достаточных свидетельств о его передаче. А Ибн Шамбуз полагал, что достоверной передачи достаточно, даже если рукописям Усмана (да будет доволен им Аллах) способ не соответствует. В связи с этим все теологи отвергли их воззрения.

Вестник ИИУ, №5 (89).

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.