Коран — благо для всего человечества и знание о нем – необходимость (часть 22).


Веления

Следующей темой Корана являются веления, которые можно подразделить на три вида:

  1. Законы и веления, относящиеся исключительно к правам Аллаха. Мы называем это поклонением. Сюда входит очищение, намаз, закят, пост в месяц рамадан, жертвоприношение и хадж. Коран дает общие указания в отношении данных вопросов.
  2. Нормы и указания, касающиеся исключительно прав людей (взаимоотношений). Сюда входит, например, торговля, правосудие, свидетельства, залог, передача имущества на хранение, употребление в пищу туш животных и напитков, завещательные дары, наследование и т. п. Нормы в их отношении даны в самом Коране.
  3. Правила в отношении того, что в некоторых аспектах является поклонением, а в некоторых – взаимоотношениями. Так, Коран говорит о браке, разводе, об уголовном праве, честности, правонарушениях, войнах (джихаде), вере, клятвах и пр. Коран стремится дать миру чистый образ жизни, который позволит человеку жить в мире и спокойствии. Поэтому веления ниспосылались постепенно. Каждое веление появлялось не внезапно: сначала людей готовили к его приходу, а уже затем оно претворялось в жизнь. Примером здесь может служить запрет опьяняющих напитков. Арабы были столь привязаны к ним, что у них имелось двести пятьдесят различных слов для их выражения. Избавление их от этой вредной привычки – чудо Корана. Когда вначале благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, спросили о том, дозволены ли такие напитки, Коран не поведал о запрете, а сообщил следующее:

Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».

Благонравные люди поняли, что лучше отказаться от употребления таких напитков. Спустя некоторое время было ниспослано веление:

Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными.

Это породило общую нелюбовь к спиртному. И еще через некоторое время было ниспослано следующее веление:

Опьяняющие напитки, азартные игры, жертвы (идолам) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Сатаны. Сторонитесь же этого…

У ниспослания того или иного веления Корана была одна из следующих двух разновидностей предпосылок:

  1. Один или несколько аятов ниспосылались, когда Аллах желал изменить порочный обычай, имевшийся среди мусульман или неверующих. Например, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что арабы часто брали себе в жены девушек-сирот, которые находились под их опекой. Целью было завладение их имуществом или наслаждение их красотой. При этом женихи не выплачивали невестам такого же свадебного дара, как в случае брака с другими женщинами. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что некоторые арабы брали себе одновременно до десяти жен и, когда оказывались не в состоянии содержать их, присваивали себе имущество сирот, находившихся под их опекой. Икрима (да будет доволен им Аллах) тоже говорил о том, что арабы брали себе до десяти жен, и при этом о справедливом и равном отношении речи не шло. Такие обычаи и поступки были ошибочными. Их необходимо было исправить в исламском обществе. И Аллах ниспослал подробный аят, который искоренил все эти пороки:

 

Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам (под вашей опекой), то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех или четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…

Тем, кто не исполнял должным образом права девушек-сирот, находившихся под их опекой, и взял их в жены, был дан совет о том, что женитьба на таких сиротах ошибочна, ведь Аллах дал возможность брать до четырех жен из других женщин. Аят также устанавливал предел в количестве четырех жен для тех, кто заключал до десяти браков и не был справедлив. Подчеркивалось, что дозволенность многоженства зависит от строгого соблюдения справедливости и равенства к каждой из жен. Если же было опасение несправедливого отношения, то следовало ограничиваться одной женой. Таким образом, один аят положил конец сразу нескольким порокам.

  1. Другой предпосылкой ниспослания велений были вопросы сподвижников по той или иной теме. Примеры мы приводили во второй главе в разделе «Предпосылки откровения».

Истории

Третьей важной тематикой Корана являются истории об определенных событиях. Здесь могут затрагиваться:

а) события прошлого,

б) будущие события.

События прошлого

Из событий прошлого Аллах в основном уделил внимание тому, что относится к Божьим пророкам и посланникам. Также описывались события из жизни праведников и непокорных народов. В Коране упоминаются случаи из жизни двадцати семи пророков. Перечислим их в хронологическом порядке: Адам, Нух (Ной), Идрис, Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак, Лут, Якуб, Юсуф, Шуайб, Муса (Моисей), Харун, Юша, Хизкыль,

Юнус, Ильяс, Аль-Яса, Шамуил, Дауд, Сулейман, Зулькифль, Узайр, Закария, Яхъя и Иса (Мир им всем).

Кроме того, в Коране рассказывалось о десяти народах и людях: асхаб-уль-джанна (владельцы Сада), асхаб-уль-каръя (жители Селения), Лукман, асхаб-ус-сабт (люди субботы), асхаб-ур-Расс (люди Расса), Зулькарнайн, асхаб-уль-кяф (обитатели Пещеры) и Ракым, каум-Саба (сабеи), асхаб-уль-Ухдуд (жители Ухдуда), асхаб-уль-филь (армия слона).

При описании данных событий Коран не преследует цели исторического свидетельства, а стремится  преподать моральный урок и советы мусульманам. Нам также показывают, что все эти исторические события передаются нам человеком, который не умел читать и писать и не был в обществе тех, кто мог бы передать подобные знания. Значит, об этом сообщил ему не кто иной, как Аллах, и источник этих слов – не человек, а Сам Аллах. Кроме того, в данных повествованиях содержатся сокровища знаний. Каждый аят Корана дает бесчисленные наставления человечеству.

Почему истории повторяются?

Иной раз можно увидеть, что одна и та же история повторяется в разных аятах Корана. Например, события, связанные с пророком Моисеем (Мир ему) описываются семьдесят два раза. Почему же так происходит? Может показаться, что для людей было бы проще и легче, если бы событие было описано один раз, а вместо его повторения затрагивались бы уместные в этой связи правила. На самом деле, для таких повторений имеется ряд рациональных причин:

  1. Коран ниспосылался не сразу, а постепенно. Причем ниспослался он людям, жизнь которых была полна трудностей, на их долю выпадали все новые испытания в первые годы

ислама. Не будет преувеличением сказать, что вся их жизнь проходила в жертвах, войнах и тяжком труде. Они могли бы прийти в уныние, если бы раз за разом не получали утешение.

Поэтому мы видим, что, когда мусульмане сталкивались с трудностями, Коран описывал случаи из жизни прежних пророков: мусульманам постоянно напоминали, что они не одиноки в испытаниях; каждый народ, которому была дана миссия призыва к праведности, испытывал значительные трудности, но, в конце концов, добивался успеха и победы. Поэтому рассказы о том или ином пророке могли упоминаться в разных местах Корана. Даже описание различных частей одного и того же случая можно увидеть в разных местах.

  1. Повторение историй ясно показывает, что цель Корана – не в том, чтобы подробно описать различные веления. Коран дает лишь их общие принципы. Основной же целью является исправление убеждений, а также призыв, побуждение к моральному поведению и воспитанию характера. А подробно нормы и правила давались через некораническое откровение, и этому учил людей Пророк, Мир ему и Милость Аллаха.

Такой подход Корана – убедительное доказательство важности хадисов (сообщений о действиях и словах Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Если бы Коран должен был стать единственным источником исламских норм, а хадисам не было бы дано такой роли, то Коран описывал бы веления вместо повторения историй, которые бы передавались через некораническое Откровение. Понятно, что цель передачи историй в этом случае оказалась бы достигнута. Но тот подход, который мы видим в Коране, подчеркнул, что его целью является передача человечеству верных убеждений и воспитание характера. Поэтому в нем

описываются лишь общие исламские принципы. Коран гласит:

«О, нет, — клянусь твоим Господом! — они до тех пор не будут считаться настоящими верующими в Истину Аллаха, повинующимися Ему, пока не сделают тебя судьёй в спорах и разногласиях между ними, пока не перестанут сопротивляться твоим решениям и подчинятся им полностью как искренние верующие»

  1. Повторение историй также указывает на чудесную природу Корана. Прослушивание одного и того же рассказа утомляет человека, он не может слушать его вновь и вновь. Даже интересная история теряет свое очарование от повторения. Но в случае Корана читатели и слушатели каждый раз с новым интересом знакомятся с текстом. И остается лишь признать, что Коран не написан человеком, он – Слово Бога.

*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***

Вестник ИИУ, №5 (101)

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.