Дзейтов Марзабек Адлиевич — первый имам селения Нижние Ачалуки.

«Когда человек умирает, запись его деяний прекращается, кроме трех: садака джария — пожертвования, которое продолжает приносить пользу; знаний, которые он передал; молитв, вознесенных за него детьми» (Муслим «Вассыйя», 14).

 

Дзейтов Марзабек Адлиевич родился в 1908 году в селе Нижние Ачалуки. Детство его ничем не отличалось от детства его сверстников, если не считать, что воспитывался онв религиозной богобоязненной семье. Детей в семье воспитывали строго по канонам Ислама. Как и многих детей того периода родители отдали его в исламскую школуМутаалимов, для изучения исламских наук. Этому пути и посвятил он всю свою последующую жизнь.

Молодые годы Марзабека совпали с периодом захвата власти большевиками. По всей Ингушетии прокатилась волна репрессий против лиц исповедующих религиозные учения. Закрывались мечети и медресе. Имамы мечетей подвергались гонениям и ссылкам в Сибирь. А потом последовала депортация всего населения Ингушетии в Казахстан и Среднюю Азию.

 Какие бы сложности и трудности не выпадали на долю Марзабека, вера его крепла и увеличивалась. Он постоянно был в поиске новых знаний и не жалел для этого ни сил, ни средств. Он надолго покидал дом для обогащения своих знаний, обучаясь у самых авторитетных и именитых ученых-богословов того времени. Полученные знания он распространял среди верующих мусульман. После возвращения на родину он был избран муллой-имамом села Нижние Ачалуки. Собираться для исполнения зикра и религиозных бесед приходилось тайно.

 Самой сокровенной мечтой Марзабека было совершить паломничество в Священную Мекку, но об этом тогда можно было только мечтать… Он рассказывал, что его желание совершить Хадж было настолько велико, что, не смотря на уговоры близких людей, он написал заявление в ЧИ ОБКОМ КПСС, с просьбой разрешить поездку к святым местам Ислама.

 Марзабек Дзейтов рассказывал об этом: «Через некоторое время меня вызвали в обком. Я долго просидел в приемной секретаря обкома, открывались двери кабинетов, меня рассматривали с опаской и подозрением, наверное, знали о цели моего визита. Наконец меня вызвали в кабинет. За столом сидел средних лет мужчина. Овнимательно и долго меня рассматривал, а потом спросил, не передумал ли я совершить Хадж. Я ответил, что это мечта всей моей жизни. Тогда он протянул мне лист бумаги с текстом на арабском языке, на котором было написано, что Хадж необходимо совершить на средства, заработанные честным трудом. В свою очередь я ответил, что работаю строителем, имею большой стаж работы, показал трудовую книжку и свои натруженные мозолистые руки. После этого мне показалось, что я заметил в его глазах искорки уважения к моему упрямству. После долгого раздумья он сказал, что в данное время в арабском мире идет война, и мы не можем вам гарантировать безопасность. А когда там все успокоится, мы вам дадим знать».  «Вот так закончился мой Хадж к святым для каждого мусульманина местам»,- с грустью говорил Марзабек.

В конце июня 2014 года в наше село приехала съемочная группа НТРК «Ингушетия», чтобы снять репортаж о первом после нашего возвращения из депортации имаме села Нижние Ачалуки. В день съемок, в доме, построенном самим Марзабеком, собралось огромное количество людей, среди которых многие лично знали Марзабека, слушали его проповеди и наставления, совершали зикр под его руководством. Собравшиеся говорили о нем много хорошего. Те семена веры, добра, милосердия, которые Марзабек посеял в сердцах людей и по сей день дают благодатные всходы. Он не только провозглашал извечные коранические истины милости, добра, милосердия, но и сам строго придерживался их, ведь недаром говорится, что святость богослова не его слова, а его дела и поступки.

 Марзабек Дзейтов умер в 1981 году. На его похоронах собралось огромное количество людей. Земле его предал один из самых авторитетных религиозных деятелей того времени — имам села Новый-Редант Даскиев Умар Экиевич. Костоев Аюп-Хаджи Ахмедович близко знавший и глубоко уважавший его говорил мне: «Хотя Марзабека давно нет среди нас, но он почти осязаемо, зримо присутствует среди нас — его учеников-мюридов, которым он передавал свои духовные знания. Многие вопросы, которые возникали у нас, всегда находили исчерпывающий ответ. Его духовные наставления влияли на наши сердца, подвигая нас на совершение благих дел, оказывали на нас благотворное влияние. Где бы мы не находились для исполнения зикра и религиозных бесед, в редких случаях мы расходимся не вспомнив Марзабека, нашего духовного наставника и учителя».

 Положительное или отрицательное отношение к нации складывается из отношения к поведению и поступкам людей, принадлежащих к этой нации. Если в народе больше людей, идущих по пути чести, морали и нравственности, добра и милосердия, то такая нация обречена стать великой, независимо от ее численности.

  Именно таким человеком, сеющим вокруг себя семена добра, любви, милосердия и был Марзабек Дзейтов. Он оставил после себя не только добрую память в сердцах людей, но и прекрасное потомство, которое не осрамило доброе имя своего отца.

 Его сыновья Юсуп-Хаджи и Юнуз-Хаджи, внук Яхья-Хаджи совершили паломничество в Священную Мекку, а младший сын Юнуз-Хаджи совершил Хадж и за своего отца-Марзабека.  У ингушей есть такая пословица: «Кого любят люди – того любит и Аллах». Пусть в праведном мире, по воле Всевышнего, Марзабек будет в числе тех, кого любит Аллах! Амин!

Вестник-сентябрь-2014 г.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.