Аллах с теми, которые творят добро

Рассказывают, что некто по имени Хаммам, который был человеком благочестивым, спросил у Повелителя Правоверных имама Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах: «…поведай мне о добродетельных! Да таким образом, что как будто я их вижу!» Имам в ответ, после краткого раздумья, молвил: «О, Хаммам, бойся Аллаха! И делай добро, ибо Аллах с теми, которые творят добро». Хам­мам не удовлетворился и клятвенно просил и настаивал на своем. Имам, да будет доволен им Аллаh, воздал хвалу Всевышнему и после приветствия Пророку (صلى الله عليه وسلم) сказал:

«Чистый, Преславный и Всевышний Бог сотворил обитателей мира, не нуждаясь в их молитвах и не опа­саясь их непослушания. Ибо не причиняет Ему никако­го вреда чье-либо неповиновение и бунтарство, и Ему нет никакой пользы от чьей-либо покорности и послу­шания. Затем, Всевышний, хвала Ему, каждому, из них, определил и дал его долю, и каждого оставил жить в подобающем ему мес­те. Но добродетельные в этом мире являются облада­телями мудрости и знаний, высказывания у них верные и правдивые; они умеренны всегда и во всем, скромны в словах и деяниях, отказываются от всего недозволен­ного Аллахом, устремляются к познанию всего полезного; трудности переносят стойко, словно наслаждаются. И если бы не вынуждены были еще определенное время жить, то от сильного желания достичь воздаяния в Суд­ный День или от боязни совершать грехи в этом мире, их души в мгновение ока покинули бы бренные тела. Их помыслы полны величием Бога, а все, что вне Бога, кажется им ничтожным. В их представлении рай выглядит так, словно они узрели его и наслажда­лись в нем, а ад — так, как будто они видели и испыта­ли его муки.

В их сердцах обитает грусть, а людям они никако­го зла не причиняют, тела у них не холеные, потребнос­ти — малые, воздержанны как душой, так и телом. Они несколько дней проводят со строгим воздержанием, что­бы затем достичь вечного блаженства; это весьма вы­годный торг, который Аллах установил для них. Этот мир желал их, но они его отвергли; этот мир пленил их, но  они ценой жизни обрели спасение. А по ночам! Они всю ночь бодрствуют; вслух, не торопясь и по частям читают Коран; при этом глубоко грустят, в этом чтении обретают спасительный бальзам, утоляющий боль. При чтении аятов, в которых имеются поощрительные моти­вы, их души охватывает огромная радость, как будто они воочию узрели обещанные блага, а при чтении аятов, содержащих устрашение, внемлют всем сердцем, и будто слышат возгорание и затухание всепоглощаю­щего адского огня. Нагибаются в молитве, опираясь лбом, пятками, коленями и носками ног о землю; молят Бога распутать узлы и спасти их от огня. А днем они — не теряющие самообладания ученые, творящие добро и целомудренные; богобоязненность сделала их тонки­ми и худощавыми, подобными стреле.

У наблюдателя создается такое впечатление, что они страждущие, но они недугами не страдают, а ум у них кажется помра­ченным (но тому смятению другая причина). Этому смятению великая причина. Они не радуют­ся тому малому, что совершили, считают многочисленные моления недостаточными. Они всегда за собой чувству­ют вину и опасаются за свои деяния. Если кого-либо из них хвалят, он (от сказанного о нем) приходит в ужас и говорит: «Я знаю о себе лучше, чем другие, а Аллах знает обо мне лучше, чем я сам. О Боже! Не гневайся на меня за то, что они говорят и сделай меня лучше, чем они говорят, и прости меня за то, чего они не знают».

И из свойств одного из них, можно сказать то, что он силен и стоек на религиозном поприще; мягкий, обхо­дительный и проницательный, твердый в своей вере, жа­ден в усвоении знаний, ученый и выносливый, со средним  достатком, усердный в молении, радуется материальным лишениям, трудности переносит стойко, ищет все дозво­ленное, радуется вступлению на праведный путь, отстра­няется от алчности (которая унижает людей). Совершает добрые дела, и всегда чувствует тре­вогу, днем и ночью занят благодарением Господа. Утро начинает с богопоминаний, ночь проводит с тревогой, а день проводит с радостью. С тревогой о даром про­веденном времени, и с радостью от Божественного про­щения. Если его природа не послушается его в непосиль­ном ему деле, он не идет на поводу своей приро­ды в том, что ей нравится. Светом своих очей считает все вечное, и не желает того, что является непостоянным.

Стойкость сочетает со знаниями, а слово с делом. Он мечтает о немногом и допускает мало промахов. Сердце у него спокойно, а душа полна радости и скуд­на желаниями; ест мало, о с делом справляется легко; стойкий в своей религии; страсть и гнев у него обузда­ны; добро совершает бескорыстно и (никому) не причи­няет вреда. Среди непосвященных (он молчалив и с помыслами о Боге) считают его занятым богопоминаниями, а среди богопоминающих не считают его непосвя­щенным. Прощает того, кто совершает по отношению к нему зло; одарит того, кто его лишает чего-то; соеди­нится с тем, кто его покидает. Воздерживается от зло­словий. Говорит мягко и понятно; не совершает ничего предосудительного, известен своими добрыми деяния­ми. Стойкий в трудностях, терпеливый при невзгодах и благодарный к совершающим добро. Не угнетает сво­их врагов, не грешит в отношениях с друзьями. Правдивое слово воспринимает без всяких доводов. Не ис­портит то, что ему доверили, и заботится о его сохран­ности. Не забывает то, о чем ему напоминают; не на­зывает людей грубыми прозвищами; не обижает своих соседей; не радуется чужому горю. Не занимается бесполезными делами; не сойдет с истинного пути. Если придется молчать, то молчание не служит для него по­водом для грусти; а если смеется, то смех у него без­звучный. Если совершают по отношению к нему зло, то он будет терпеливым, чтобы сам Бог отомстил за него.

Его природа испытывает от него беспокойство, а люди — спокойствие. Он из-за блаженства в загробной жизни подвергает себя мучениям, а людей обезопасил от сво­его зла. Если отстраняется от кого-то, то только из-за того, что он не привязан к этому миру и сдержан, а если с кем-то сближается, то только из-за своей мягкости и обходительности. Отстраняется от людей не по причи­не эгоизма и зазнайства, и сближается с ними не от хитрости и не в целях обмана».

Рассказывают, что после этого Хаммам лишился чув­ств и, не приходя в себя, умер. Повелитель Правоверных (мир ему) сказал: «Клянусь Богом, я боялся за него именно из-за этого». Потом добавил: «Совершенные назидания дей­ствуют на людей, умеющих слушать именно таким обра­зом». Кто-то из присутствующих сказал: «О, Повелитель Правоверных, а почему они на тебя подобным образом не действуют?» Повелитель Правоверных в ответ молвил: «Горе тебе! Всякая смерть имеет свое время, прежде которого она не наступает и есть причина, которая неминуема. Будь спо­коен и больше не произноси подобных слов, ибо это Шай­тан возложил их тебе на язык».

Вестник ИИУ №2

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.