Хадж — особый обряд поклонения Творцу, проходит он на древней земле Мекки, хранящей для мусульман живую память о великих событиях Священной истории Ислама, ведущей свое начало со времен прародителей человечества: Адама, первого Божьего посланника, и его жены Хавы. Пребывая в Мекке, паломник вспоминает, что Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, появился на свет на этой благословенной земле, здесь он впервые получил Откровение, ставшее началом ниспослания последнего Священного Писания — Корана.
ЗНАЧЕНИЕ ХАДЖА
Во время паломничества, которое проходит в начале месяца Зуль-хиджа, верующие
с целью поклонения Аллаху посещают святые места: города Мекку, Медину и их
окрестности. Сказано в Священном Коране:
«Следовать религии Ибрахима — значит молиться в сторону Дома поклонения
(Каабы), построенного им, и направляться на хадж к этому Дому. Аллах объяснил
это: «Поистине, первый благородный молитвенный Дом, который был воздвигнут
для людей и который Аллах сделал Святилищем для них, — тот, который в Мекке, —
благословен Аллахом и руководство для людей, куда обращаться во время хаджа и
молитвы.
Там ясные знамения для людей о неприкосновенности и святости — место
Ибрахима, где он молился; и тот, который войдёт в него, будет в безопасности.
Совершить хаджж к этому Дому — обязанность для тех, кто в состоянии совершить
его (хаджж к Дому); а кто не повинуется Аллаху и не следует Его религии и шариату,
нанесёт урон самому себе. Ведь Аллах не нуждается ни в ком из обитателей миров!»
Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, говорил: «Чтение намаза в мечети Аль-харам
подобно чтению 100 тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети
(в мечети Пророка в Медине) равно чтению 1 тысячи намазов. А чтение намаза в
Бейтуль-Макдис (мечети Аль-Акса) приравнивается к 500 намазам».
Выполнение ритуалов Хаджа было вменено мусульманам в обязанность в 9 году Хиджры. Хадж — это ибада, совершаемая телом и имуществом. При наличии всех условий необходимо совершить его хотя бы раз в жизни.
Облачение в ихрам уравнивает между собой богатых и бедных. Сбор великого
множества верующих на Священной земле Мекки напоминает о Махшаре, где воскрешенные Аллахом люди соберутся и будут держать перед Ним ответ за все свои
деяния. Совершение хаджа увеличивает знания и расширяет кругозор, человек
приобретает умение противостоять трудностям, уменьшается его зависимость от
материального, крепнет чувство любви и милосердия к бедным и неимущим,
упрочивается исламское единство и братство.
Посещение мест, где родился наш Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха,
и откуда пошло распространение Ислама, вызывает духовный трепет, усиливает
религиозные чувства. Там человек проявляет смирение и богобоязненность, получая за
каждую ибаду достойное вознаграждение. Тому, кто ради Аллаха выполняет ритуалы
Хаджа и воздерживается от причинения людям вреда, Аллах простит многие грехи, кроме
греха ущемления прав других.
Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит
хадж ради Аллаха и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким
чистым от грехов, каким он был в день, когда его родила мать».
ДЛЯ КОГО И КОГДА ОБЯЗАТЕЛЕН ХАДЖ
Условия, при которых хадж становится обязательным. Человек должен быть:
1) мусульманином;
2) совершеннолетним;
3) разумным;
4) свободным от рабства;
5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и
живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей – фард не является
уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране;
6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи
отправляющегося в хадж до его возвращения;
7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно;
8 ) время (прибывшим в хадж своевременно).
Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются
условиями выполнения хаджа. К ним относится:
1) здоровье;
2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не
должен находиться в месте заключения);
3) путь должен быть безопасным;
4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не
может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то
разрешается совершать хадж группой, в сопровождении не менее двух надежных женщин;
5) разведенная женщина может совершать хадж после идды.53
При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в
первый же сезон хаджа.
фарды хаджа
1) вхождение в ихрам;
2) нахождение в долине Арафат;
3) таваф
Ифада;
По мазхабу Имама Шафии таких действий пять:
— Намерение
— Стояние на Арафате
— Т1аваф
— Са1и
— Стрижка волос
Важибы хаджа
Важибы – обязательные действия хаджа. Если пропущен какой-либо важиб, хадж
засчитывается, но на паломника возлагается штраф: Зарезать одну овцу и раздать мясо
беднякам Харама. Если нет возможности зарезать (слишком высокая цена или деньги
нужны на еду и обратную дорогу), то нужно поститься десять дней: три — в Мекке, семь —
на родине.
1. Вхождение в Ихрам в Микате.
2. Отказ от действий, запрещенных в Ихраме.
3. Совершая таваф, находиться в состоянии омовения и с прикрытым ауратом.
4. Совершая таваф, начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу
пешком, оставляя ее слева.
5. Совершать намаз в два раката после каждого тавафа (т.е. семикратного обхода).
6. Таваф совершать за пределами места, называемого Хатим.
7. Семикратный сай между Сафой и Марвой.
8. Сай начинать с Сафы, делая его на своих ногах (тем, кто может).
9. Стояние на Арафате до захода солнца.
10. Со времени рассвета и до восхода солнца праздничного дня находиться в
Муздалифе.
11. Бросать камни в шайтана (колодцы) в Мине, (сказав «Бисмиллях, Аллаху
Акбар»).
12. Выполняющим хадж Кыран или хадж Таматту делать жертвоприношение.
13. После бросание камней в Мине в течение первых трех дней праздника постричь
волосы.
14. Довести являющиеся фардом четыре обхождения вокруг Каабы до семи.
15. Делать таваф «Ифада» (зияра) в дни праздника Курбан.
16. Завершая паломничество, совершить прощальный таваф.
По мазхабу Имама Шафии таких действий тоже пять:
— Принятие намерения до перехода миката
— Проведение ночи в Муздалифе
— Проведение трех ночей вМина (за не проведение в Мина одной ночи, штраф – один муд
пшеницы, за две ночи – два мудда, за три – полный штраф – жертвоприношение овцой)
— Бросание камней в Мина (за не бросание одного камешка, штраф – один муд пшеницы, за
два камешка – два мудда, за три и более – полный штраф)
— Прощальный т1аваф
ВИДЫ ХАДЖА
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
«Старайтесь обогнать друг друга в добрых делах, и Аллах воздаст вам за это».
Сказал Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха): «Торопитесь с
совершением хаджа, потому что никто из вас не знает, когда к нему придет
смерть».
Также сказал он, Мир ему и Милость Аллаха: «Совершающие хадж и умру — в
гостях у Аллаха. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения,
Он простит их».
Существует три вида хаджа:
1. Хадж-ифрад — это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после
облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства
хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан не является ваджибом;
2. Хадж-таматту` — это совершение умры и хаджа входя в ихрам отдельно для
каждого: совершающий хадж входит в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и
с наступлением времени хаджа вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Для
совершающих хадж-таматту` курбан является ваджибом.
3. Хадж-кыран — это совершение хаджа и умры в одном ихраме: при вхождении в
ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает
умру, а затем, не выходя из ихрама, хадж. Совершающему хадж-кыран курбан так же является ваджибом.
Тот, кто собрался совершить хадж, по своему усмотрению может сделать
намерение на любой из этих трех видов хаджа – при соблюдении всех условий каждый из
них будет правильным.
ИХРАМ. ТАЛЬБИЯ. ТАВА . САЙ. ВАК А.
Ихрам – это временный запрет для паломника на некоторые действия.
Вознамерившийся совершить хадж и произнесший тальбийю, считается вошедшим в
Ихрам.
Что запрещено в Ихраме:
1. Надевать шитую одежду (кроме женщин).
2. Ласки, поцелуи, половая близость.
3. Душиться.
4. Охотиться или помогать охотиться.
5. Срезать, ломать зеленые ветки, рвать траву.
6. Бриться и стричься.
Тальбия. В состоянии «ихрам» мужчины вслух читают (женщины читают это дуа
негромко): «Лаббейка Аллахумма Лаббейк. Лаббейка ля шарике ляка Лаббейк. Инналь-
хамда ван-ни1мата лакя валь-мульк ля шарика ляк».
Таваф.
Это ритуал обхождения вокруг Каабы. Совершают обход 7 раз, двигаясь против
часовой стрелки. Начинают ритуал с места, находящегося напротив Черного Камня.
Сайи.
Это быстрая ходьба между двумя холмами – Сафа и Марва, которые находятся
близ Каабы в Масджидуль-Харам. Начиная от Сафы, всего надо пройти 7 раз: от Сафы до
Марвы – 4 раза и от Марвы до Сафы – 3 раза.
Вакфа.
Вакфа – это значит находиться определенное время в Арафате и в долине
Муздалифа. Стоять на Арафате – фард, а находится в долине Муздалифа – ваджиб.
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ХАДЖ
Хадж следует совершать на средства, дозволенные (халяль) Шариатом(!!!).
Паломник должен до отъезда расплатиться с долгами и попросить прощения у тех, кого,
возможно, обидел. Он делает тауба, просит прощения у Аллаха, по возможности
возмещает долги по ибаде. Перед дорогой совершает 2 рака`ата намаза-нафиль. Попросив
прощения у членов семьи, родственников и друзей, попрощавшись с ними, выходит из
дома. В ходе паломничества паломник должен избегать сквернословия и плохого
отношения к людям.
В микате мусульманин входит в ихрам. Для этого подстригает ногти, укорачивает
усы, удаляет волосы из подмышек и паха, совершает гусуль. Если нет возможности
совершить гусуль, совершает вуду. Затем паломник-мужчина обворачивается ихрамом,
представляющим из себя два куска ткани (которые называются изар и рида). В состоянии
«ихрам» голова должна быть открыта (для мужчин).
Женщина может войти в состояние «ихрам» в повседневной одежде, не меняя ее.
Затем, там же в микате совершает 2 рака`ата намаза-сунны, по случаю вхождения в ихрам,
произнося намерение о совершении вида хаджа и читает дуа «Тальбия». Таким образом,
паломник входит в состояние «ихрам».
По прибытии в Мекку совершает гусуль или вуду. Затем идет в Масжидуль-Харам,
совершает Таваф Кудум вокруг Каабы, после тавафа — 2 рака`ата намаза-нафиль. Затем
совершает са’й (быстрое хождение между холмами Сафа и Марва). В последующие дни,
не выходя из состояния ихрама, остается в Мекке. По возможности намазы совершает в
Масджидуль-Харам. В день Тарвия (8 зуль-хиджа) — находится в Мина, а в день Арафа зуль-хиджа) после утреннего намаза направляется в долину Арафат, где остается до
захода солнца. Там проводит время в мольбе и ибаде. В этот день во время намаза аз-зухр
совмещаются намазы аз-зухр и аль-аср. После захода солнца — следует в долину
Муздалифа, где совершает, совмещая намазы аль-магриб66
и аль-ишаа. Ночует, после рассвета возвращается в Мина.
Действия в первый день праздника.
1) бросание 7 камней в большой колодец;
2) бритье (стрижка) волос на голове и выход из «ихрама». Совершающий хадж-
ифрад, т.к. для него курбан не ваджиб, сразу сбривает (стрижет) волосы и выходит из
состояния «ихрам». Совершающие хадж-таматту` или хадж-киран бросают камни, режут
курбан, сбривают (стригут) волосы и лишь затем выходят из «ихрама»;
3) таваф-ифада.
Действия во второй день праздника:
В малый, средний и большой джамараты (колодцы) бросают по 7 камней. Кто не
сделал таваф-ифада в первый день, совершают его во второй (или третий) день праздника.
Действия в третий день праздника:
В малый, средний и большой джамараты (колодцы) бросают по 7 камней. Затем в
тот же день возвращаются в Мекку. Перед отъездом из Мекки совершают прощальный
таваф – аль-вада`.
Выше разъяснен порядок хаджа-ифрад, порядок хаджа-таматту` и хаджа-киран
несколько отличаются.
Хадж таматту`:
Паломник в микате входит в состояние «ихрам». Прибыв в Мекку, совершает умру,
затем подстригает волосы и выходит из «ихрама». Находится в Мекке до дня Тарвия
перед днем Арафа. В этот день делает намерение на совершение хаджа и вновь входят в
«ихрам». Далее порядок хаджа таков, как объяснено выше. Есть два отличия от хаджа-
ифрада:
1. В дни праздника после бросания камней в Джамаратуль-Акаба режут курбан,
сбривают (стригут) волосы и выходят из ихрама;
2. После тавафа-ифада совершают са’й хаджа.
Хадж-кыран:
Те, кто хочет выполнить хадж-кыран, делают намерение о совершении хаджа и
умры одновременно, входят в ихрам. Придя в Мекку, сначала совершают умру, после
завершения умры выполняют таваф-кудум, а после совершают са’й. Не выходя из
«ихрама», ожидают день Тарвия, идут в долину Арафат, и продолжают хадж, как
рассказано выше. В отличие от хаджа-ифрада в дни праздника после бросания камней
режут курбан, затем стригут волосы и выходят из ихрама.
Вестник ИИУ