Если зикр классифицировать по ценности, то самый лучший зикр — это упоминание Прекраснейших Имен Всевышнего Аллаха, особенно имени — Аллах. В этом Имени заложены значения всех остальных Имен Всевышнего. В Коране сказано:
«Поистине, для обратившихся в ислам, т. е. мусульман и мусульманок, для верующих (мужчин и женщин) в Аллаха и в Его посланника, для послушных, повинующихся Аллаху мужчин и женщин, верных в своих словах, деяниях, намерениях, для терпеливых мужчин и женщин, переносящих трудности, покорных Аллаху, для мужчин и женщин, подающих милостыню, соблюдающих предписанный пост и дополнительный — богоугодный — пост (нафилу), для хранящих своё целомудрие и для мужчин и женщин, многократно поминающих Аллаха в сердцах, в речах, в мыслях, уготовил Аллах прощение грехов и великую награду за их деяния». (33 Сура «Аль-Ахзаб», 35).
В этом аяте повелено и мужчинам, и женщинам упоминать Аллаха Всевышнего. Нет никакого сомнения в том, что Зикруллах наряду с другими видами ибады (намаз, пост, закят) возложен и на верующих мужчин, и на женщин. Есть разные виды зикра, но как конкретно — так или иначе совершать его, приказа нет. В каждом зикре свои особенности. Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), восхвалял собрания, где читали зикр: «Что может быть лучше собрания, где читают зикр и поминают о несметных дарах Всевышнего Аллаха? Пророк (Мир ему и Милость Аллаха) собирал своих сподвижников вокруг себя и читал зикр». Такой зикр, как «Ля Иляха Илля Аллах», часто упоминается в хадисах нашего Пророка (Мир ему и Милость Аллаха). В одном из них он сказал: «Зикром «Ля Иляха Илля Аллах» укрепляйте свою веру».
Пророк Сулейман (Мир ему), которому была дана возможность владеть всеми земными богатствами, говорил: «Салтанат — царство, которым я владею, бренно, преходяще. А Салтанат, куда попадет тот, который повторял слова Единобожия (Таухид), вечен».
О коллективном зикре Таухида передали Табарани и имам Ахмад бин Ханбал, (да помилует их Аллах), от Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах. Однажды Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) собрав сподвижников, спросил: «Есть ли среди вас чужие?» В ответ Он услышал «нет». Тогда Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, приказал закрыть дверь и сказал: «Поднимите руки и повторяйте «Ля Иляха Илля Аллах»». Далее Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, рассказывает об этом меджлисе: «Мы читали этот зикр, а затем Пророк, делал дуа: «О, мой Всевышний Аллах! Ты ниспослал меня Пророком и приказал говорить эти слова (калимаи Таухид), за это Ты обещал мне Рай. Ты, сдерживающий свои обещания!» Потом Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, обратился к сахабам: «Я хочу обрадовать вас! Радуйтесь! Всевышний Аллах вас простил». Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) обучал зикру своих сподвижников, чтобы воспитать их сердца. Дочь Абу Талиба Умму Хани, обращаясь к Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, спросила: «О, Посланник Всевышнего Аллаха! Я постарела и ослабла. Какой вид ибады Вы мне посоветуете, когда я нахожусь в положении сидя». Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, ответил: «Скажи 100 раз «Субханаллах», 100 раз «Альхамдулиллах», 100 раз «Ля Иляха Илля Аллах»».
5. Живые сердца.
Это сердца Пророков и авлия — тех, кто усовершенствовал себя, украшаясь нравственностью Корана. Во времена одного из великих авлия — Наджмуддина Исфахани, жившего в восьмом веке хиджры, умер верный раб Всевышнего Аллаха. После того, как похоронили этого человека, имам остался у его надгробья читать дуа-талкин для умершего.[7] Стоявший неподалеку Наджмуддин Исфахани вдруг неожиданно улыбнулся. Присутствующие заметили это и удивились. С нескрываемым любопытством они спросили: «Уважаемый учитель! Что вынудило вас улыбаться в таком месте?» Великий ученый не хотел раскрывать причину, вызвавшую его улыбку. Но люди настойчиво просили объяснить случившееся. И тогда он сказал, что дуа талкин обычно читает живой мертвому, но у человека, лежавшего в этой могиле, было духовно живое сердце, и он, по Воле Всевышнего Аллаха, услышал, как умерший произнес: «Альхамдулиллах, мое сердце живое, а вот сердце имама — мертвое, и я поражен тем, что мертвый читает талкин живому». Поэтому ученый не выдержал и невольно улыбнулся. Сердца, восхваляющие Аллаха Всевышнего, живут под Его защитой и сохранностью. О тех, кто усерден в поминании Всевышнего, сказано в Коране:
«Люди, обладающие этими качествами, — настоящие, истинные верующие, и им будет высокая степень воздаяния у их Владыки. Он, Всевышний, прощает им небольшие оплошности, дарует им Своё благоволение, добрый удел в ближней жизни и райское блаженство в будущей жизни».
Человек, воспитавший свой нафс и очистивший сердце от пороков, бескорыстно поклоняющийся Всевышнему Аллаху, сознающий свою полную зависимость от Него и испытывающий любовь к Нему, получит награду уже в жизни ближней — он будет окружен Божественной заботой и Всевышний Аллах откроет ему такие сокровенные знания, что ему станут доступны казалось бы непостижимые тайны, вложенные в создание человека и вселенной. Такой раб Всевышнего обретает состояние — «кальби-салим». В Коране Всевышний Аллах сказал, что означает:
«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем преимуществом, которое бы приблизило вас к Нам. Но тем, у кого твёрдая вера и добрые деяния — им будет воздано двойным награждением за то, что они творили, и будут они в высших райских покоях в безопасности».
«…В тот День, когда ни богатство, ни сыновья не помогут человеку, кроме тех, кто уверовал и придёт к Аллаху с непорочным сердцем, чистым от лицемерия или притворства». Приблизиться к Всевышнему Аллаху дано лишь имеющим чистое, совершенное сердце. Это — главное в поклонении Всевышнему Аллаху, о чем сказано в Коране: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь, и вы совершили обряды хаджжа. Передай, о, Пророк, добрую весть праведникам, совершившим добродеяние с искренним намерением, о великой награде».
В одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал: «Мы — тайна человека, а человек — Наша тайна». Здесь мы видим, что Всевышний Аллах посвящает праведного человека в сокровищницу Божественных тайн, через которые дает познать Себя, Свои Сыфаты, тем самым даруя ему почет — святость. Человек, воспитавший свое сердце, преодолевающий, шаг за шагом, свою животную, эгоистическую натуру, увеличивает степень веры до высшей, когда возможно познание Всевышнего Аллаха. А когда в назначенный час такой человек покидает этот мир с совершенной верой в сердце, он достигает Божественного вознаграждения в жизни вечной.
Один из сподвижников Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Получив воспитание от Пророка (Мир ему и Милость Аллаха), мы достигли такого состояния, что слышали тасбих (восхваление Всевышнего Аллаха) каждого куска еды, проходящего через наше горло».
О Аллах Всевышний, даруй нам вкусить такую пищу, совершающую зикр, до того, как мы покинем этот мир!
Вестник ИИУ №10, 2013