Разум – это «язык» души и выразитель духовного видения (басырат). «Глазами» души является сердце, а «языком» – разум.
Разум
Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Одно из первых творений Аллаха–это разум. Аллах сказал ему: «Подойди», и он подошел. Сказал: «Повернись», и он повернулся, «говори» – он заговорил, «молчи» – он замолчал». Аллах, обращаясь к нему, сказал: «Именем Моего Величия, Красоты Моих прекрасных Имен, Совершенного Господства говорю, что Я не создал более любимого Мною и более лучшего создания, чем ты. Тобой Я узнаваем. Тобой Я восхваляем. Тобой осуществляется служение. Тобой беру и тобой даю, и только тебя буду наказывать. Вознаграждения за тебя, а наказания против тебя. Я не дал тебе ничего драгоценнее терпеливости».
Посланник Аллаха, Мир ему и Милость Аллаха, сказал: «Не поддавайтесь удивлению, видя служение Аллаху какого-либо человека, пока разумом не познаете его.»
Пророк Мухаммад, Мир ему и Милость Аллаха, говорил:
— Благоразумный (умный) человек – это тот, кто верит в Аллаха, признает Пророка и совершает поклонение.
– Благоразумный человек – это тот, кто отчитывает свое эго (нафс) и совершает то, что пригодится ему после смерти.
– Благоразумнее тот, кто больше других избегает запретного и (тем самым) стремится к благу.
– Признаки благоразумного человека – это умение управлять своим эго и подготовка к тому, что ожидает его после смерти. Признаки глупого человека – это потакание своему эго (страстям и пагубным наклонностям, ведущим к грехам) и при этом ожидание милости и прощения Аллаха.
– У всякой вещи есть опора. Опорой верующего человека является благоразумие. Вознаграждение он получит в соответствии с ним.
– Чтобы привести в действие благоразумие, необходимо сначала уверовать в Аллаха, а затем совершать благие деяния.
– Такие действия, как не говорить без надобности (не пустословить), использовать мисвак (палочку для чистки зубов), находиться среди ученых и благочестивых людей. увеличивают благоразумие и проницательность.
Приведем еще некоторые хадисы нашего Порока Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха) о благоразумии. Он говорил: – Один человек идет в мечеть и совершает там намаз. Он не получает вознаграждение даже весом с комариное крыло. Тогда как другой получает за намаз вознаграждение размером с гору Ухуд. Причина этому в благоразумии, второй благоразумнее первого.
– Благоразумие – это духовный свет (Нур), отличающий истину от лжи.
– Нет ничего более отдаляющего от опасности и приближающего к истине, чем благоразумие.
– Лучший из людей тот, кто более благоразумен.
– Самый нелюбимый Аллахом – это глупый человек, так как он лишен благоразумия (Адаб ад-дунья вад-дин).