9 ноября начался благословенный месяц Рабиуль-авваль. Это третий месяц мусульманского календаря. В этом месяце произошли следующие события:
12 рабиуль-авваля (этого мнения придерживается, например, Масуди) родился Свет Бытия, Пророк Мухаммад (صلى الله عليه وسلم).
В месяце рабиуль-авваль на 12 году хиджры произошла битва при Ямаме против войск лжепророка Мусайлимы. Он смог собрать под своей властью племя Ханифа и число его войск достигло ста тысяч, против которых были брошены семнадцать тысяч человек под командованием Халида ибн Валида, да будет доволен им Аллах. В ходе битвы мусульмане потеряли много людей, только из числа сподвижников Пророка (صلى الله عليه وسلم) пало 450 человек (по другим версиям число павших сподвижников могло быть от 600 и до 1100 человек), но победа была за мусульманами. Среди погибших был Зейд ибн Аль-Хаттаб, старший брат Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен Аллах обоими), который сказал: «он принял Ислам раньше меня, и пал смертью мученика раньше меня». Он отличался своим высоким ростом и в день битвы при Ямаме он был знаменосцем армии и пал в первых рядах сражения. Среди погибших также Абу Хузейфа ибн Утба ибн Рабиа и его слуга Салим, оба ветераны битвы при Бадре, и одни из известнейших сподвижников, знавшие Коран наизусть и многие другие, да будет доволен ими всеми Аллах. Лжепророк Мусайлима был убит в возрасте 140 лет, а его войска спаслись бегством. После этого племена земель Ямамы предпочли подписать мирный договор с Халидом, да будет доволен им Аллах и сложили оружие.
По одному из риваятов, 10 рабиуль-авваля 45 года до хиджры в Мекке скончался великий дед посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) Абдуль-Мутталиб.
Также в этом месяце 14 числа 64 года по лунной хиджре умер Язид ибн Муавия, правитель Халифата из династии Омейядов. В его правление и с его ведома был убит внук великого Пророка Ислама (صلى الله عليه وسلم) Хусейн ибн Али, да будет доволен им Аллах. Были осуществлены варварский штурм Медины и Мекки, и частично была разрушена Кааба. Ничего подобного Хиджаз не знал вплоть до 18 века, когда началась фитна Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
14 рабиуль-авваля 1019 года по лунной хиджре в иранском городе Исфахан родился Мухаммад Ибн Хаким, которого по-китайски называют Чан Дзи Май. Он был выходцем из Самарканда, в 9-летнем возрасте вместе с дядей (братом отца) уехал в Китай. Чан Дзи Май посвятил всю свою жизнь агитации и распространению богатой исламской культуры в Китае. Высоко оцениваются его заслуги в постройке и восстановлении мечетей в этой стране. В Китае он занимался преподаванием исламских наук на китайском языке. Затем он стал преподавать в Китае арабский и персидский языки. У него были сотни учеников, некоторые из них достигли высокой степени в области исламских наук. Среди больших заслуг Мухаммада Ибн Хакима можно отметить учреждение им большой мечети в Цзинине. В истории китайского народа он известен как великий толкователь Корана.
Также в этом благословенном месяце в 1 году по лунной хиджре великим Пророком Ислама (صلى الله عليه وسلم) началось сооружение первой мечети мусульман в местечке Куба вблизи Медины.
16 рабиуль-авваля 1 года по лунной хиджре, по некоторым преданиям, была проведена первая общая пятничная молитва под руководством великого Пророка Ислама Мухаммада (صلى الله عليه وسلم), после его переселения из Мекки. Впоследствии на месте проведения Пророком Ислама (صلى الله عليه وسلم) первой общей пятничной молитвы была построена мечеть, которая существует и поныне.
В этом же месяце рабиуль-авваль 1 года по лунной хиджре в городе Медина началось сооружение второй после мечети Аль-Харам Мечети Мира, а именно «Мечети Аннаби». Примечательно, что великий Пророк Ислама (صلى الله عليه وسلم) после переселения из Мекки в Медину издал указ о сооружении этой мечети и сам участвовал в этом начинании. Стены мечети были построены из камня, а перекрытие — из дерева. В мечети размещались комнаты Пророка (صلى الله عليه وسلم) и его соратников. Великий Пророк Ислама (صلى الله عليه وسلم) использовал эту мечеть для проведения не только молитв, но и судебных процессов, консультаций, военного обучения и разрешения проблем мусульман. Поэтому эта мечеть приобрела особое значение для мусульман. В настоящее время мечеть «Аннаби» расширилась и ежегодно миллионы верующих, совершающих хадж, совершают паломничество в Медину для посещения этой мечети и Пророка Мухаммада (صلى الله عليه وسلم), который похоронен на территории этой мечети.
22 рабиуль-авваля 4 года по лунной хиджре началась война мусульман против племени Бану Назира, намеревавшихся убить Пророка ислама (صلى الله عليه وسلم). Бану Назира — это одна из иудейских общин, проживавших в окрестностях Медины, которая согласно заключенному договору, отказалась от всяких враждебных акций против Мухаммада (صلى الله عليه وسلم) и других мусульман. После нарушения ими этого договора, Пророк Ислама (صلى الله عليه وسلم) потребовал от них покинуть окрестности Медины. Однако Бану Назира, получив обещание о поддержке со стороны мунафиков Медины, отказались последовать указу Пророка (صلى الله عليه وسلم). Поэтому войско мусульман во главе с Пророком (صلى الله عليه وسلم) несколько дней осаждало крепость Бану Назир, пока они не покинули эти места.
В этом же месяце 28 числа 682 года по лунной хиджре скончался андалузский астроном и математик Мухи ад-дин Магриби. В Андалузии он изучал теологию, однако сильное тяготение к математике и астрономии побудило его приступить к изучению этих наук. Некоторое время Мухи ад-дин Магриби был помощником Хаджи Наср ад-дина ат-Туси в обсерватории Марагэ на северо-западе Ирана. За это время он накопил ценный опыт, написав ряд произведений, в том числе известную книгу «Форма сектора». Другое его произведение «Изложение принципов Евклида в связи с геометрическими фигурами», состоящее из 15-ти трактатов, переведено на английский язык.
29 рабиуль-авваля в 584 году по лунной хиджре в Дамаске скончался видный мусульманский теолог, ученый и писатель Мухаммад Ибн Абдуррахман Хорасани, известный как Тадж ад-дин. Он был одним из выдающихся знатоков хадисов и филологии своего времени. Тадж ад-дин написал подробный комментарий к пятитомному произведению «Макамат Харири» (Ступени). Это его самое ценное произведение. Мусульманский улем похоронен на склоне горы Касион вблизи Дамаска.
Вестник ИИУ, №2