Третья стадия: сбор текста Корана при господине Усмане
К тому моменту, когда господин Усман (да будет доволен им Аллах) стал халифом, ислам уже дошел до отдаленных районов Византии и Ирана. Люди, принимавшие ислам в новых землях, обучались у солдат-мусульман или купцов, благодаря которым они узнавали об этой религии. Как мы уже говорили, Коран был ниспослан в семи вариациях, и разные сподвижники учились у Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, различным способам чтения. В результате каждый из них учил других Корану по тому способу, о котором он узнал от Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Именно таким образом вариации в чтении доходили до отдаленных уголков исламского мира. Пока люди знали о факте ниспослания Корана в семи вариациях, их наличие не вызывало проблем. Но когда Коран распространился на новых территориях, начали возникать споры, поскольку о наличии семи вариаций было известно не всем новым мусульманам. Некоторые люди начали утверждать, что лишь их чтение является верным.
Такие разногласия таили в себе ряд опасностей. Во-первых, это могло привести к серьезным ошибкам, выражающимся в том, что корректные и абсолютно точные способы чтения начали бы отвергаться и считаться неверными. Во-вторых, во всем мире не было ни одной образцовой копии Корана, которая имела бы абсолютно непререкаемый авторитет среди всех мусульман. Единственным исключением был экземпляр, записанный Зейдом ибн Сабитом (да будет доволен им Аллах) и хранившийся в Медине. Поскольку другие копии Корана были личными, и в них не были включены все семь вариаций, имелся лишь один способ разрешить все споры: нужно было составить манускрипты, включавшие все действительные способы чтения, и разослать их по всему исламскому миру. Благодаря этому появилась бы возможность проверки правильности того или иного способа чтения. И во время своего правления господин Усман (да будет доволен им Аллах) смог осуществить эту важную задачу.
Подробности событий, которые привели к этому, мы узнаем из сообщения о том, как Хузейфа ибн Яман (да будет доволен им Аллах), участвовавший в джихаде на армяно-азербайджанском фронте, увидел, что среди людей появляются разногласия в отношении правильного чтения Корана. Поэтому, вернувшись в Медину, он сразу пошел к господину Усману (да будет доволен им Аллах) и сказал:
– Повелитель правоверных! Вы должны что-нибудь предпринять до того, как этот народ падет жертвой разногласий в отношении Книги Аллаха, как это уже было с иудеями и христианами.
– В чем дело? – спросил халиф.
– Я участвовал в джихаде на армянском фронте и там увидел, как сирийцы читали Коран по тому же способу, что Убай ибн Кааб. А люди из Ирака, читающие так же, как Абдулла ибн Масуд, никогда такого не слышали. В результате они обзывают друг друга неверующими.
Господин Усман (да будет доволен им Аллах) предчувствовал такую опасность намного раньше этого случая. Ему сообщили, что даже в Медине возникают подобные споры: учителя обучали своих учеников в соответствии с известным им способом чтения, и когда ученики разных учителей встречались, между ними возникали разногласия. Причем иногда в такие споры вовлекались даже учителя. Доходило до того, что они объявляли способы чтения других учителей неправильными. Когда Хузейфа ибн Яман (да будет доволен им Аллах) обратил внимание на данную опасность, Усман (да будет доволен им Аллах) собрал некоторых почтенных сподвижников и обратился к ним за советом.
– Мне сообщили, – сказал халиф, – что некоторые люди считают свое чтение правильнее других, и такое может доходить до границ неверия. Что думаете по этому поводу?
Сподвижники спросили, каково мнение самого господина Усмана, на что он (да будет доволен им Аллах) ответил:
– Предлагаю объединить людей вокруг одного манускрипта, чтобы не было больше никаких разногласий.
Сподвижники одобрили такое решение и поддержали его. После этого господин Усман (да будет доволен им Аллах) собрал людей и обратился к ним:
– Вы живете в Медине, столь близко ко мне, и тем не менее обвиняете друг друга во лжи, спорите о способах чтения Корана. Что же тогда говорить о тех, кто живет далеко отсюда? У них должно быть еще больше разногласий. Поэтому давайте объединимся и подготовим экземпляр Корана, следование которому будет обязательным для всех.
В этих целях халиф Усман (да будет доволен им Аллах) попросил госпожу Хафсу (да будет доволен ею Аллах) передать ему записи текста Корана, подготовленные во времена правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Он пообещал, что вернет их, когда они будут скопированы. Хафса (да будет доволен ею Аллах) передала ему записи. Далее он сформировал группу из четырех сподвижников: Зейда ибн Сабита, Абдуллы ибн Зубейра, Сагида ибн Аса и Абдур-Рахмана ибн Хариса ибн Хишама (да будет доволен ими Аллах). Этой группе было поручено изготовление нескольких рукописей на основе экземпляра Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), при этом они должны были также расставить главы по порядку. Один из четырех членов комитета, господин Зейд (да будет доволен им Аллах), был родом из Медины, а другие три являлись курайшитами. Поэтому халиф Усман (да будет доволен им Аллах) дал им следующие инструкции:
– Если между вами и Зейдом возникнут разногласия по тому или иному отрывку Корана (в отношении той или иной буквы), записывайте его на языке курайшитов, ведь Коран был ниспослан на их языке.
Фактически указанное задание было дано этим четырем известным мусульманам, но впоследствии позвали и других сподвижников для помощи им: в результате, как сообщает Ибн Аби Дауд (милость ему Аллаха), их число достигло двенадцати. Сюда входили, в частности, такие люди, как Убай ибн Кааб, Кясир ибн Афля, Малик ибн Аби Амир, Анас ибн Малик и Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах). Эта группа сподвижников произвела следующую работу:
- В том экземпляре, что был подготовлен во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), главы не были расположены по порядку. Каждая из них была записана отдельно. В этот раз главы были включены в единую рукопись в правильной очередности.
- Аяты Корана были записаны так, чтобы включить все правильные, абсолютно достоверно переданные способы чтения. Поэтому выбранный способ написания не содержал точек и огласовок, чтобы текст можно было прочитать всеми действительными способами. Например, они писали , чтобы слово можно было прочесть как («нанщуруха́») и («нунщизуха́»), поскольку оба варианта верны.
- На тот момент лишь об одной копии Корана говорили, что она является полной, достоверной и утвержденной всем мусульманским обществом. Теперь же было подготовлено сразу несколько таких рукописей. Обычно считают, что господин Усман подготовил всего пять манускриптов, но Абу Хатим Сиджистани говорил, что их было семь. Из них одна копия была направлена в Мекку, а другие – в Сирию, Йемен, Бахрейн, Басру и Куфу. Еще один экземпляр хранили в Медине.
- Задание фактически исполнялось посредством копирования образцового экземпляра Корана, подготовленного при господине Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). Но для дополнительной предосторожности сформированный комитет снова обратился к тем способам, которые использовались во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Как и в прошлый раз, сподвижники снова приносили свои записи, и их опять сверяли, чтобы подготовить новые манускрипты. В этот раз один из аятов главы «Сонмы» обнаружили лишь в записях господина Хузеймы ибн Сабита Ансари (да будет доволен им Аллах):
Среди верующих есть мужи…
Как мы уже объясняли, это не означает, что никто иной не помнил этого аята, ведь, как сказал господин Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах):
«Во время составления копии Корана мне не удалось найти аята главы «Сонмы», который я слышал от Пророка. После поисков мы обнаружили его у Хузеймы ибн Сабита Ансари».
Из данного сообщения видно, что Зейд и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) прекрасно помнили этот аят. Кроме того, это не означает, что иных записей данного аята не было, ведь были его записи и во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). К тому же имелись еще и личные копии у некоторых сподвижников. Но, как и во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), в этот раз снова собирали все документы, имевшиеся у сподвижников. Поэтому Зейд и его помощники (да будет доволен ими Аллах) не записывали ни один аят, пока не находили его еще и в этих рукописях. Соответственно, другие аяты были240 обнаружены сразу у нескольких сподвижников, но этот отрывок из суры «Сонмы» в качестве отдельной рукописи нашли лишь у Хузеймы ибн Сабита (да будет доволен им Аллах).
- После того как новые образцовые манускрипты были готовы, господин Усман (да будет доволен им Аллах) приказал сжечь личные экземпляры аятов, имевшиеся у сподвижников, чтобы все записи стали едиными в отношении способа написания, включения приемлемых способов чтения и очередности глав Корана, тем самым не оставляя никакой возможности для разногласий. Все мусульманское общество признало это достижение господина Усмана (да будет доволен им Аллах) и высоко оценило его. Все сподвижники оказали полную поддержку этому начинанию. Лишь господин Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) высказывал определенные возражения, о которых мы уже говорили в главе «Семь вариаций Корана».
Господин Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Говорите об Усмане только хорошее, ведь, клянусь Аллахом, все сделанное им в отношении записей Корана было исполнено в нашем присутствии, в соответствии с нашими советами и мнением».
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №3 (75).