Вторая стадия: сбор текста Корана при господине Абу Бакре
Экземпляры Корана, которые имелись во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, записывались на различных материалах: коже, листьях деревьев, костях и т. д. Полных копий Корана было очень немного. Некоторые сподвижники, да будет доволен ими Аллах, располагали лишь одной записанной главой, у других было по пять – десять глав и т.д. Кто-то вместе с аятами записывал пояснительные комментарии. Поэтому во время своего правления господин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) считал, что необходимо собрать воедино текст Корана и сохранить его. О мотивах такого решения рассказывал Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах: «Почти сразу после битвы при Ямаме Абу Бакр вызвал меня, и я пришел к нему. Умар тоже был там. Абу Бакр обратился ко мне:
– Умар только что сообщил мне о гибели в сражении при Ямаме большого количества чтецов Корана, знавших весь текст наизусть. Я боюсь, что, если мы и дальше будем нести такие потери, многое из Корана может оказаться позабытым. Поэтому я предлагаю, чтобы ты занялся сбором текста Корана.
– Как я могу делать то, чего не совершал Пророк, Мир ему и Милость Аллаха? – сказал я, обратившись к Умару.
– Клянусь Аллахом, – ответил Умар, – в этой работе одно лишь благо, и ничего, кроме блага, там нет, – он повторял эти слова, пока свет истины не озарил меня. В итоге я принял точку зрения Умара, а Абу Бакр сказал:
– Ты молод и разумен. Мы полностью доверяем тебе. Кроме того, ты часто записывал Откровение при самом Пророке, Мир ему и Милость Аллаха. Поэтому иди и собери все аяты Корана воедино.
Зейд ибн Сабит также говорил: Клянусь Аллахом! Мне было бы легче, если бы они приказали мне сдвинуть гору, а не собрать текст Корана. Я спросил:
– Как получилось так, что вы взялись за то, чего не делал сам Пророк, Мир ему и Милость Аллаха?
– Клянусь Аллахом, в этом заложено лишь благо, – ответил Абу Бакр и продолжать повторять эти слова, пока я не принял точку зрения Абу Бакра и Умара. Затем я начал получать свидетельства о Коране, текст которого сохранялся на ветках финиковых пальм, каменных плитах и в памяти людей. В результате весь текст священного Корана был собран».
Говоря о сборе текста Корана, следует хорошо понимать метод, избранный для этого дела господином Зейдом ибн Сабитом (да будет доволен им Аллах). Он сам, да будет доволен им Аллах, знал наизусть весь Коран и потому мог просто записать его по памяти. Кроме того, в это время были живы и сотни сподвижников, да будет доволен ими Аллах, заучившие весь текст наизусть, и они могли записать его, если бы им дали такое задание. Еще имелись экземпляры Корана, составленные во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, и господин Зейд (да будет доволен им Аллах) мог просто переписать их. Но в качестве меры предосторожности он не стал ограничиваться лишь одним методом, а использовал сразу все из них. Но и это он посчитал недостаточным, записывая (каждый) аят только после получения письменных и устных свидетельств, доказывающих абсолютную точность записи. При этом у различных сподвижников, да будет доволен ими Аллах, еще хранились те записи, которые осуществлялись под личным контролем Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Господин Зейд (да будет доволен им Аллах) собрал их вместе, чтобы составить новый экземпляр Корана. Далее было публично дано объявление о том, чтобы все, у кого имелись записи аятов Корана, приносили их к господину Зейду, да будет доволен им Аллах. Получая такие записи, Зейд, да будет доволен им Аллах, проверял их достоверность следующими четырьмя способами:
- Для начала он сверял их с тем, что сам запомнил.
- Когда кто-нибудь приходил с аятом, он принимал этого человека не один, а вместе с господином Умаром (да будет доволен им Аллах), поскольку, как свидетельствуют о том
сообщения, Умар, да будет доволен им Аллах, который тоже знал наизусть Коран, был назначен Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, для совместной работы с Зейдом, да будет доволен им Аллах. Поэтому он тоже сверял аят с тем, что знал сам.
- Ни один записанный аят не принимался, пока не находилось двух надежных свидетелей, подтверждавших, что запись была произведена в присутствии благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Шейх Суюти, да помилует его Аллах, говорил, что, судя по всему, свидетели подтверждали и факт представления таких аятов Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, в год его смерти на их соответствие с семью вариациями, на которых был ниспослан Коран. Это высказывание шейха Суюти, да помилует его Аллах, подтверждается рядом (независимых) повествований.
- Затем записанные аяты сопоставлялись с личными копиями сподвижников, да будет доволен им Аллах. По словам имама Абу Шамаха, да помилует его Аллах, целью данного способа была максимальная предосторожность в отношении записи Корана, чтобы не полагаться на одну лишь память. В результате запись происходила с тех текстов, что были сформированы в присутствии благородного Пророка, Мир ему и Милость Аллаха.
Если представить себе вышеуказанную методику записи Корана, избранную во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), легко понять смысл слов господина Зейда ибн Сабита: «Я обнаружил, что ни у кого, кроме Абу Хузеймы, не удалось найти последние аяты главы «Бараат», начинающиеся со слов:
«К вам явился Посланник из вашей среды…»» Здесь совсем не подразумевается, что никто, кроме Абу Хузеймы (да будет доволен им Аллах) не помнил этих аятов, или что ни у кого не были они записаны, или что никто иной не считал это частью Корана. Эти слова лишь свидетельствуют о том, что никто иной из тех, кто принес тексты, записанные под диктовку самого Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, не смог предоставить эти аяты. А то, что они являлись частью Корана, это было абсолютно точно известно всем. Сотни сподвижников (да будет доволен ими Аллах) заучивали Коран наизусть, а значит, знали и эти аяты. Кроме того, они были записаны в полных экземплярах Корана, которыми располагали некоторые сподвижники. Но Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) предпринял все меры предосторожности и ждал подтверждения аятов по третьему из указанных способов. Все иные аяты были подтверждены всеми установленными Зейдом (да будет доволен им Аллах) способами и обнаружены сразу у многих сподвижников (да будет доволен ими Аллах), принесших записи аятов. Но среди тех записей, что были осуществлены под личным контролем Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, эти аяты были лишь у господина Абу Хузеймы (да будет доволен им Аллах).
Таким образом, используя все возможные способы удостоверения текста, Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) собрал все аяты и записал их в правильном порядке на
листах бумаги. Но при этом каждая глава была записана отдельно. То есть был составлен сборник отдельных записей, который в корановедении назвали термином «Умм». Он обладал следующими свойствами:
- В этом сборнике аяты были расставлены по порядку, указанному благородным Пророком, Мир ему и Милость Аллаха, но очередность глав не была обозначена, поскольку каждая глава записывалась и хранилась отдельно.
- Все семь вариаций были включены в сборник.
- Использовался хырийский («аль-Хыри») способ написания.
- Сюда были включены только те аяты, чтение которых не было отменено.
- Целью записи было создание с участием всего мусульманского общества структурированного документа для возможности последующих ссылок на него при необходимости.
Имея теперь представление о том, как собирался текст Корана, легко понять сообщение, в котором говорится о том, как господин Али (да будет доволен им Аллах) сразу после смерти Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, записал текст Корана. Не только господин Али, но и многие другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) обзаводились собственными экземплярами Корана. Но образцовая копия, составленная при участии всего мусульманского общества, была впервые изготовлена по указу господина Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Эту копию хранил Абу Бакр, а после его смерти она перешла к господину Умару (да будет доволен ими Аллах). В соответствии с его волей, после его гибели хранение было доверено госпоже Хафсе (да будет доволен ею Аллах). Затем эту копию запросил Марван ибн Хакям, но получил отказ. И лишь после смерти госпожи Хафсы (да будет доволен ею Аллах) Марван послал за этим экземпляром Корана и сжег его, поскольку к тому времени было общее согласие в том, что в отношении способа написания и очередности глав нужно следовать манускриптам, подготовленным господином Усманом (да будет доволен им Аллах), и никакая иная копия, имеющая отличия в этом плане, не должна существовать.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №2 (86)