Ненадежные источники толкования
Ознакомившись с достоверными и надежными источниками толкования Корана, важно понять, что существуют также источники, не заслуживающие доверия. Многих людей они ввели в заблуждение и привели к грубейшим ошибкам, на которых такие «исследователи» основывали свои комментарии к Корану.
Второй источник: толкование суфиев
Некоторые слова почтенных суфиев о том или ином аяте Корана могут показаться его толкованием, хотя они противоречат явному значению слов. Например, Коран гласит:
«…Сражайтесь с неверующими, находящимися вблизи вас, чтобы они не стали источником опасности для вас…»
О данном аяте часть суфиев говорит:
«Сражайтесь со своим эго, ведь оно ближе всего к человеку». Некоторые люди приняли эти слова в качестве интерпретации данного аята, и это неправильно. Суфии ни в коем случае не считали свое высказывание истинным значением аята и никоим образом не посягали на явное значение фраз Корана. Но при этом суфии также давали выход своим восторженным ощущениям при чтении указанного аята. Поэтому их слова не подразумевают отказ от того, что аят говорит о джихаде против неверующих. Суфии лишь хотят сказать, что да, данный аят призывает сражаться с неверующими, но при этом еще указывает на то, что ближайшим врагом человека является его собственное эго, которое постоянно ведет его к грехам. Поэтому человек обязан вести джихад не только в отношении
неверующих, но и против собственного эго. Мы обнаруживаем немало таких интуитивных интерпретаций в толковании известного специалиста по комментариям Махмуда Алуси. Он разъяснял взгляды суфиев следующим образом: «Слова суфиев, передаваемые в отношении аятов Корана, на самом деле указывают на глубокую и утонченную информацию, которую они улавливают при его чтении. Суфии не верят, что такие интуитивные значения заменяют явный смысл аята, ведь это – убеждение батынитских вероотступников, для которых такое верование служит базой для отрицания исламских законов. Наши суфии совершенно не разделяют данное убеждение, поскольку настаивают на том, чтобы в первую очередь принимался явный смысл Корана».
В отношении таких заключений суфиев следует иметь в виду следующее:
- Подобные размышления не должны считаться толкованием Корана. Мы должны верить в то, что истинным толкованием является явный смысл оригинала, а размышления на данный счет суфиев – не более чем интуитивные заключения. Считать их толкованием Корана – это ошибка и заблуждение. Имам Абдур-Рахман Сулями (да помилует его Аллах) написал книгу «Реальности толкования», состоящую из таких интуитивных выводов. Имам Вахыди (да помилует его Аллах) говорил о подобных выводах так: «Кто верит, что это – толкование Корана, тот стал вероотступником».
- Из всех таких заключений в качестве верных могут быть приняты лишь те, что не отвергают явный смысл аята и установленные принципы исламского права. Если на основе
интуитивных выводов бросают вызов установленным правилам и нормам религии, то это не что иное, как открытое вероотступничество.
- Заключения подобного рода могут приниматься, только если они не искажают слова Корана. Если же выводы делают на основе искажений слов священной Книги, то это тоже считается вероотступничеством и отходом от истинного пути. Например, относительно аята («Кто станет заступаться…?») кто-то сказал, что в действительности аят должен звучать как , где используется в значении «эго», что приводит к следующему значению фразы: «Кто унизит эго, будет исцелен. Помните об этом». Когда шейха Сиражуддина Бакылляни, да помилует его Аллах, спросили об этом, он сказал: «Такой человек – еретик».
- В прежние времена была группа еретиков, которых звали батынитами. Они заявляли, что Аллах в Коране подразумевал не явное значение слов, а некий глубинный смысл, который и являлся, по их мнению, истинной интерпретацией. Мусульманское общество единогласно считает такие убеждения вероотступничеством. Поэтому нельзя считать, что заключения суфиев заменяют явный смысл аятов, ведь это будет равноценно принятию ложных батынитских идей.
Заключения суфиев можно изучать, если должным образом помнить о четырех указанных предостережениях. Надо сказать, люди с верным пониманием религии получали пользу от изучения подобных рассуждений суфиев. Поэтому шейх Алуси, да помилует его Аллах, в своем толковании «Рух-уль-ма’ани» посвятил целую главу («Баб-уль-ишара филь-аят») таким интуитивным выводам. Иными словами, интуитивные заключения суфиев не противоречат Корану и Сунне. Обвинения в их адрес в отношении батынитства не справедливы. Но при этом мы не можем не привести здесь слова Ибн Саляха, да помилует его Аллах:
«Несмотря на все это, как бы я хотел, чтобы эти люди не были столь беспечны в своих рассуждениях! Ведь посредством них велика вероятность порождения непонимания и сомнений».
Третий источник: выдуманные интерпретации
Благородный Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, сказал:
«Кто комментирует Коран по собственному разумению, тот совершает ошибку, даже если его мнение верно».
Шейх Маварди (Милость ему от Аллаха) говорил, что некоторые заблудшие люди считают, будто этот хадис запрещает говорить что бы то ни было о Коране, если основанием является собственное мнение и мысли. Эти люди доходят до того, что запрещают извлекать смысл из аятов Корана. Но это – ошибочное мнение, ведь сам Коран гласит, что рассуждения и размышления похвальны. Если запретить рассуждения, то навсегда закроется возможность извлечения норм и правил из Корана и Сунны. То есть приведенный хадис не подразумевает запрета на все виды рассуждений.
Среди теологов имеется консенсус в отношении того, что данный хадис не запрещает человеку думать, размышлять, логически рассуждать при изучении Корана. Но толкование, полученное лишь на основе собственного мнения без учета признанных принципов толкования Корана, является недозволенным. И любой, кто будет подобным образом делать выводы, совершит тем самым грех, поскольку выбран неверный подход. Можно выделить несколько способов недопустимого игнорирования принципов толкования:
- Если человек, не имеющий достаточных знаний для толкования Корана, начнет интерпретировать аяты на основе своих размышлений.
- Если человек отвергнет объяснение аята, явно доказанное на основе сообщений от Пророка его сподвижников или их последователей, и сочтет собственное мнение решающим.
- Если при интерпретации аята, в отношении которого нет явных толкований со стороны сподвижников и последователей, будет проигнорировано использование слов, лингвистика и лексикон арабского языка.
- Если человек будет выводить религиозные нормы непосредственно из Корана, несмотря на отсутствие у него должных знаний.
- Если из аятов, в отношении которых Коран гласит, что их значение известно лишь Аллаху, человек делает свой вывод и затем настаивает на своем заключении.
- Если аяту дается интерпретация, которая противоречит установленным исламским принципам.
- Если там, где допускаются собственные рассуждения и размышления, человек объявляет решающим свое необоснованное мнение и при этом полностью отвергает рассуждения других теологов.
Таковы способы толкования, основанные на собственном мнении, которые приведенный хадис объявляет недозволенными. Все эти способы суммированы в другом высказывании Пророка, Мир ему и Милость Аллаха:
«Кто говорит о Коране, не имея знаний, пусть готовится жить в аду».
Но если будет выражено мнение, не противоречащее Корану и хадисам и удовлетворяющее принципам толкования и исламским нормам, оно не повлечет за собой участи, о которой говорится в указанном хадисе. Но следует понимать, что такие размышления невозможны без глубоких знаний в области Корана, хадисов и исламских дисциплин. Теологи установили определенные правила для этого, которые являются частью принципов исламского права и толкования Корана. Весьма полезное обобщение этих принципов было дано шейхом Бадруддином Заркяши в его книге «Доводы в корановедении». Рассмотрение данной темы приносит большую пользу, но к ней можно приступать только при наличии хороших знаний в области лингвистических дисциплин арабского языка, поэтому мы не видим смысла приводить здесь перевод соответствующих разделов.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №9 (105)